Смекни!
smekni.com

Уроки русского консерватизма (стр. 2 из 2)

При оценке деятельности консерваторов необходимо учитывать их религиозные взгляды (так, представление о необходимости общественной иерархии есть норма, вынесенная ими со страниц Священного Писания; с. 118), и то, что среди них были люди, канонизированные Русской Православной церковью (Иоанн Кронштадский и Иоанн Восторгов), а создание черносотенных обществ происходило с благославения иерархов церкви (с. 176-177). Кризис русского консерватизма наглядно отражен именно в религиозных взглядах его представителей, — разительный контраст с взысканием горнего мира (характерным, скажем, для Леонтьева) представляют оскорбительные высказывания о христианстве, принадлежащие Меньшикову и Шарапову (с. 57), равно как и позитивное восприятие идеи "розового христианства" последним (с. 190).

Таким образом, можно согласиться с автором в том, каковы были причины поражения консерватизма рубежа XIX-XX веков: он был неоднородным идеологическим течением (с. 36), которое не смогло выработать единую концепцию и программу (с. 347), не смогло сплотить церковь, монархию и народ. Как отмечал Тихомиров, традиционная Россия оказалась разбита "силами своих врагов только потому, что у нее появилась гниль в ней самой" (с. 306-307) и хотя консерваторы отодвинули во времени крушение традиции, они так и не сумели его предотвратить. Тем не менее, последовательно отвергая то, что не принадлежит традиции, возвращая послепетровской России идеалы эпохи "цветущей сложности" (хотя и далеко не всегда проводя современную редакцию этих идеалов), виднейшие деятели русского консерватизма сильно повлияли на взгляды "русской партии" советского и постсоветского периода, и таким образом одолели свою современность. Главный урок, который дает их наследие, заключается в том, что осмысление прошлого и созидание будущего должны исходить, с одной стороны, из реальной исторической ситуации, а с другой стороны, — из норм традиционного миропонимания, идеал которого, действительно, расположен "по ту сторону "правых" и "левых"" (с. 350). Раскрытие этих мировоззренческих категорий и исторических реалий на качественно новом уровне характеризует значительный вклад Александра Витальевича Репникова в изучение истории русского консерватизма, ни одно серьезное исследование которого не сможет обойтись без ссылок на рассмотренную монографию.

Список литературы

1. Косик В.И. Константин Леонтьев: размышления на славянскую тему. М., 1997. С. 105.

2. В свою очередь, обратим внимание на сокращения в первом постсоветском издании "России и Европы" Данилевского (Данилевский Н. Я. Россия и Европа. Взгляд на культурные и политические отношения Славянского мира к Германо — Романскому. / Сост. С. А. Вайгачев. М.: Книга, 1991), где опущены критичные мнения по национальному вопросу (см.: Данилевский Н. Я. Россия и Европа. Взгляд на культурные и политические отношения Славянского мира к Германо — Романскому. / Пред. А. В. Ефремова; коммент. А. А. Галактионова; послеслов. Н. Н. Страхова. М., 2003. С. 46, 219, 337, 437)

3. Подробнее см.: Емельянов-Лукьянчиков М.А. Концепция "племенизма" К. Н. Леонтьева в цивилизационной историософии XIX-XX веков // Вопросы истории. 2004. № 9. С. 120-132.

4. Цит. по: Leers J. von: Spenglers Weltpolitisches System und der Nationalsozialismus. Berlin, 1934. S. 18, 12.

5. Каптерев Н. Ф. Характер отношения России к Православному Востоку в XVI и XVII столетиях. Сергиев Посад, 1914. С. 34; Лихачев Д.С. Национальное самосознание Древней Руси. М.-Л., 1945. С. 100, 104; Лурье Я.С. О возникновении теории "Москва — Третий Рим" (к выходу в свет второго издания книги Х. Шедер). // Труды отдела древнерусской литературы Института русской литературы (Пушкинский Дом) АН СССР. М.-Л., 1960. Т. 16. С. 626-636; Синицына Н. В. Третий Рим: Истоки и эволюция русской средневековой концепции. М., 1998. С. 10, 12

6. Леонтьев К. Н. Средний европеец как идеал и орудие всемирного разрушения. // Леонтьев К.Н. Восток, Россия и Славянство: Философская и политическая публицистика. Духовная проза (1872-1891). / Общ. ред., сост. и комент. Г. Б. Кремнева; вступит. ст. и комент. В. И. Косика. М., 1996. С. 427.

7. Леонтьев К.Н. Записка о необходимости новой большой газеты в С.- Петербурге. // Там же. С. 392.

8. Подробнее см.: Неизвестный Нилус. М., 1995. Т. 2. С. 496-499.

9. Леонтьев К. Н. Записка о необходимости новой большой газеты в С.- Петербурге. // Леонтьев К.Н. Восток, Россия и Славянство... С. 391

10. [Деборин-Иоффе А. М.?] Данилевский Н. Я. // Большая советская энциклопедия. Т. 20. М., 1930. С. 325.

11. Данилевский Н. Я. Россия и Европа. М., 2003. С. 470-471.