Смекни!
smekni.com

Исторический портрет И.В. Сталина (стр. 5 из 7)

Не ожидая предательства со стороны Сталина, в Москве в августе 1939 года приехала для заключения союзного договора против Германии англо-французская делегация.

21 августа, неожиданно для всего мира, в Москве прилетел министр иностранных дел Германии. 23 августа между СССР и Германией был подписан договор о дружбе и ненападении.

Гитлер решил, что теперь, благодаря этому договору, он может продолжать свою агрессию. Поэтому уже через неделю после заключения договора, германские армии атаковали Польшу, в три недели разбили поляков и заняли страну. В то же время советские войска заняли почти без сопротивления восточные области Польши.

Но уже 3 сентября 1939 года Франция и Англия как гаранты Польши объявили войну Германии. Так началась Вторая мировая война.

Сталин торжествовал. Казалось, что его маневр удался и что скоро не будет препятствий для мировой революции. Надо было только продолжать военную подготовку, удвоить армию, доведя ее к осени 1942 года до 7.5 миллионов, и ждать удобного момента, чтобы начать победный марш на запад.

Уже в 1939 году в вооруженных силах Советского Союза было почти 4 миллиона человек, 18 тысяч танков и 20 тысяч самолетов. Для дальнейшего увеличения вооруженных сил людей было более чем достаточно. Хуже было с автотранспортом. Советская промышленность могла с трудом дать не более 50% нужных для армии грузовиков и легковых машин. Совсем плохо было с продовольствием. Для армии продовольствия хватило, а снабжение населения отодвигалось на второй план.

Для подвоза снабжения к западной границе было мало железных дорог. Поэтому Кремль решил запасы всех видов снабжения для войны располагать как можно ближе к своей западной границе.

Начатое Кремлем грандиозное увеличение Красной Армии было исключительно трудной и сложной задачей. Для ее выполнения требовалось умелое руководство. Между тем после «великой чистки», уничтожившей почти весь высший командный состав, дивизиями и корпусами командовали вчерашние капитаны и майоры, произведенные теперь в генералы.

Всеми вопросами, связанными с увеличением и реорганизацией армии, руководил сам Сталин. В военном деле он ничего не понимал, но во все вмешивался, ничьих советов не спрашивал и никаких возражений не допускал. Так, например, Сталин приказал до этого расформировать все танковые корпуса, парашютные дивизии и стратегическую авиацию. Но уже в 1940 году он приказал снова создавать танковые корпуса, а также организовать три парашютных корпуса. Все эти действия Сталина вызывали в армии только хаос.

7. СССР в войне 1942-1945 гг., роль И.В. Сталина

Основой внешней и внутренней политики Сталина была убежденность в том, что война неизбежна и может уничтожить Советскую Россию до того, как она окрепнет и наберет силу. Имея это в виду, Сталин потребовал проведения немедленной коллективизации и бурной индустриализации.

В проведении внешней политики Сталин был очень осторожен, сдержан и реально оценивал обстановку. Он считал, что не надо дразнить врагов на Западе и на Востоке, а стараться отодвинуть войну. С этой целью Сталин обращал особое внимание на политику мира и разоружения. И проводил политику коллективной безопасности.

В 1933 году в Германии к власти пришел Гитлер, и над Европой начали сгущаться военные тучи.

В марте 1939 года в отчетном докладе XVII съезду партии Сталин дал глубокий анализ внутреннего и международного положения Советского Союза. Определил он и задачи партии в области внешней политики. Он призывал проводить и впредь политику мира и укрепления деловых связей со всеми странами; соблюдать осторожность и не давать втянуть в конфликты свою страну, укреплять боевую мощь Красной Армии и Флота.

В августе 1939 года СССР заключил с Германией пакт о ненападении. Этот договор дал стране мир и возможность лучшей подготовки на случай, если на СССР будет совершено нападение.

И Сталин, и Гитлер понимали, что договор - только отсрочка.

Легкие успехи Гитлера на Западе весной и летом 1940 года потребовали срочной подготовки СССР к активной обороне от агрессии, возможность которой возрастала с каждым месяцем. Особенно поразило русских поражение Франции и вступление немецких войск в Париж. Обеспокоенный таким развитием событий, Сталин осуществил оккупацию прибалтийских государств и заставил Румынию отдать Бессарабию и Буковину.

Практически незамеченным в России в это время прошло событие, случившееся в Мексике, - смерть в госпитале Троцкого - убийство было организовано по прямому указанию Сталина.

Отношения между Советским Союзом и Германией оставались формально корректными, но напряженность росла, особенно в первые месяцы 1941 года. Сталин сосредоточил все свои мысли и дела на том, чтобы избежать войны в 1941 году или оттянуть ее начало.

Вечером 21 июня Жукову позвонили из Киева и доложили, что к пограничникам явился немецкий перебежчик - фельдфебель, сообщивший, что немецкие войска начнут наступление утром 22 июня.

Жуков сразу же позвонил Сталину и Тимошенко. Сталин вызвал их в Кремль.

Последовала продолжительная пауза, и было слышно, как Сталин дышит в трубку.

Затем он приказал Жукову и Тимошенко приехать в Кремль и передать Поскребышеву, чтобы тот вызвал членов Политбюро.

В 4.30 утра все собрались в кабинете Сталина. Он с побледневшим лицом стоял у стола, держа в руке незажженную трубку. Он был явно потрясен.

Как утверждалось впоследствии, начиная именно с этого дня и в течение последующих недель, когда к Сталину стали поступать сведения о трагических поражениях, его нервы не выдержали, и он впал в состояние мрачного отчаяния.

Утром 22 июня 1941 года Тимошенко подал проект организации Ставки Главного командования с назначением Сталина Главнокомандующим. Но прежде чем подписать указ, Сталин переделал проект. По его версии, Главкомом назначался Тимошенко и учреждалась Ставка Главного командования в составе Военного совета. В него вошли: Тимошенко (председатель), Сталин, Молотов, Ворошилов, Буденный, Жуков и Кузнецов. Такая организация, по мнению Жукова, осложняла управление войсками, так как получалось два главнокомандующих; Тимошенко - юридический и Сталин - фактический. Ставкой назывался когда-то и высший штаб царской армии.

В мае 1941 года Сталин принял на себя обязанности Председателя Совнаркома СССР. С начала войны он - Председатель Государственного Комитета обороны, нарком обороны и Верховный Главнокомандующий всеми Вооруженными Силами СССР.

Приказы и директивы обсуждались и принимались в кабинете Сталина в Кремле. Это была просторная, светлая, без роскоши обставленная комната с панелями из мореного дуба и длинным столом, покрытым зеленым сукном. На стенах висели портреты Маркса, Энгельса и Ленина, позднее к ним добавили портреты Суворова и Кутузова. В стороне стоял стол Сталина с картами и документами.

В борьбе с вооруженным до зубов и хорошо обученным противником недостатки командующих обнаруживались быстро. Сталин был суров и нетерпим к проявлениям паники и нерешительности. Он требовал от командного состава мужества, решительности, уверенности в руководстве войсками.

Жуков, Тимошенко и Шапошников доказали свою компетентность на деле, и Сталин полагался на них. Жуков и Тимошенко, крестьяне по происхождению, вышли из унтер-офицеров и, обучаясь на собственном опыте, стали выдающимися военачальниками. Кроме того, в ожесточенных боях и поражениях 1941 года выдвинулся целый ряд смелых и компетентных военачальников.

В Войне Сталин мыслил и планировал крупномасштабно. Он руководствовался необходимостью заставить военачальников и войска наступать и научиться побеждать врага. Он заражал их своей железной решимостью очистить русскую землю от захватчиков.

Контрнаступление принесло плоды. Хотя на ленинградском и московском направлениях победы в территориальном отношении были не слишком значительными, они все же отвели непосредственную угрозу от этих городов. К весне 1942 года линия фронта стабилизировалась, и немцам за всю войну больше так и не удалось продвинуться за эти рубежи.

С приближением весны Сталин и Генштаб все больше склонялись к выводу, что основной целью противника будет взятие Москвы. Шапошников убедил Сталина создать запас прочности путем построения стратегической обороны. Но Сталин не мог отказаться и от решительных действий и утвердил несколько крупных наступательных операций.

Гитлер же фактически решил отказаться от наступления на Москву. Он планировал теперь предпринять наступление севернее Курска и далее развивать его на восток в направлении Воронежа. Чтобы ввести в заблуждение советское командование, была распространена дезинформация, будто немцы поведут весеннее наступление на Москву.

Атакованный 8 мая 11-й армией Манштейна, Крымский фронт Козлова был разгромлен.

Козлов и двое командующих армиями были отстранены от должностей.

28 июня армейская группа «Юг» перешла в наступление на стыке Брянского и Юго-Западного фронтов и быстро продвинулась к Воронежу. Здесь немцы натолкнулись на упорное сопротивление русских. Они не стали ввязываться в ожесточенные бои за Воронеж, повернули на юг и двинулись по правому берегу Дона к Сталинграду.

Назрела замена командующих Брянским и Воронежским фронтами. В кремлевском кабинете Сталина обсуждались новые кандидатуры. Присутствовали Василевский, назначенный начальником Генштаба вместо выбывшего по болезни Шапошникова, и его заместитель Ватутин. Все согласились, что командующим Брянским фронтом будет Рокоссовский. Ватутин попросил Сталина назначить его на должность командующего Воронежским фронтом. Василевский поддержал просьбу. После некоторых колебаний Сталин согласился.