Смекни!
smekni.com

Исторический портрет. Биография Анна Иоанновна (стр. 2 из 3)

Успехи внешней политики правления Анны в 1730-е гг. подтверждают торговые договоры России с Испанией, Англией, Швецией, Китаем и Персией.

Анна Иоанновна вошла в историю как любительница "курьезов" (карликов и великанов, странных зверей и птиц, сказочниц и ведуний), ей очень нравились прибаутки шутов.

Судя по сохранившейся переписке, императрица Анна Иоанновна представляла собой классический тип барыни-помещицы. Она любила посплетничать о дворе, личной жизни подданных, собирала вокруг себя много шутов, которые потешали её. Была суеверна, забавлялась стрельбой по птицам, любила яркие одежды.

12 августа 1740 года у племянницы императрицы, Анны Леопольдовны, выданной в 1739 г. замуж за брауншвейгского принца Антона-Ульриха, родился сын Иван, которого императрица и объявила наследником русского престола. А регентом его был назначен Э.И.Бирон.

17 октября 1740 г. Анна Иоанновна в возрасте 47 лет умерла от "удара" в Санкт-Петербурге, и 2-хмесячный Иван, под регентством курляндского герцога Бирона, стал российским государем Иваном VI Антоновичем.

Анну Иоанновну погребли в Петропавловском соборе Петербурга.

У Анны Иоанновны детей не было.

Внешность и характер Анны Иоанновны

Судя по сохранившейся переписке, Анна Иоанновна представляла собой классический тип барыни-помещицы. Она любила быть в курсе всех сплетен, личной жизни подданных, собирала вокруг себя много шутов и болтушек, которые потешали её. В письме к одной особе она пишет: «Ты знаешь наш нрав, что мы таких жалуем, которые были бы лет по сороку и так же говорливы, как та Новокщенова». Императрица была суеверна, забавлялась стрельбой по птицам, любила яркие наряды. Государственная политика определялась узкой группой доверенных лиц, среди которых шла ожесточённая борьба за милость государыни.

Правление Анны Иоанновны ознаменовалось огромными расходами на увеселительные мероприятия, расходы на проведение балов и содержание двора, в десятки раз превышали расходы на содержание армии и флота, при ней впервые появляется ледовый городок со слонами у входа из хоботов которых фонтаном струится горящая нефть, позже при проведении шутовской свадьбы её придворного карлика, молодожёны брачную ночь провели в ледяном доме.

О внешности и характере императрицы Анны Иоанновны сохранились отзывы иностранцев и русских, порой противоположные. Для одних она «престрашновата была взору, отвратное лицо имела, так была велика, когда между кавалеров идет, всех головою выше, и чрезвычайно толста». Приведенное свидетельство принадлежит графине Наталье Шереметевой, впрочем, оно небеспристрастно: по воле Анны она была вместе с мужем выслана в далекую Сибирь. Весьма деликатен в своем описании императрицы испанский дипломат герцог де Лириа: «Императрица Анна толста, смугловата, и лицо у нее более мужское, нежели женское. В обхождении она приятна, ласкова и чрезвычайно внимательна. Щедра до расточительности, любит пышность чрезмерно, отчего ее двор великолепием превосходит все прочие европейские. Она строго требует повиновения себе и желает знать все, что делается в ее государстве, не забывает услуг, ей оказанных, но вместе с тем хорошо помнит и нанесенные ей оскорбления. Говорят, что у нее нежное сердце, и я этому верю, хотя она и скрывает тщательно свои поступки. Вообще могу сказать, что она совершенная государыня…». Герцог был хорошим дипломатом - знал, что в России письма иностранных посланников вскрывают и читают.

Мнения иностранцев об Анне очень похожи: «Её величество высока, очень крепкого сложения и держится соответственно коронованной особе. На её лице выражение и величия, и мягкости. Она живёт согласно принципам своей религии. Она обладает отвагой, необычайной для её пола, соединяет в себе все добродетели, какие можно было бы пожелать для монаршей особы, и хотя является абсолютной властительницей, всегда милосердна».

О причудах императрицы ходили всякие слухи. Она, например, не могла заснуть без того, чтобы не выслушать сказку о разбойниках. По её приказаниям отыскивали повсюду «говорливых баб», умевших придумывать страшные истории.

По отзывам всех современников, Анна обладала здравым умом; некоторые находили, что сердце ее не было лишено чувствительности; но с самого детства ни ум, ни сердце ее не получили надлежащего направления. При внешнем благочестии, она проявляла не только грубость нравов и суровость, но даже жестокость. Было бы несправедливо приписывать исключительно влиянию Бирона все гонения, ссылки, пытки и мучительные казни, совершившиеся в ее царствование: они обусловливаются и личными свойствами Анны. И русские и иностранные современники сходились во мнении, что поведение Анны Иоанновны не подобает поведению императрицы. Стиль жизни двора Анны Ивановны больше напоминает стиль жизни русской помещицы XVIII века с её незатейливыми заботами и развлечениями, сплетнями и разбирательствами ссор людей, находящихся при дворе: «Природное любопытство и склонность царицы к сплетням дают ей сведения обо всех пустяковатых делах и мелких случаях, происходящих в семьях придворных. Что же до важных дел и вещей значительных, то благородный граф Бирон (осуществляющий у неё главное управление) заботиться, чтобы о них она ничего не ведала».

Изменения в государственном устройстве. Присоединение новых земель

С самого начала своего правления Анна Иоанновна попыталась вычеркнуть из сознания своих подданных даже память о "кондициях". Ликвидировав Верховный тайный совет 4 марта 1730 г., Анна Иоанновна восстановила значение Сената, увеличив его состав до 21 человека.

По ее указу в 1730 г. были сформированы 2 новых гвардейских полка - Измайловский и Конный, начата военная реформа, о тщательности которой говорит тот факт, что в обмундировании драгун произошли изменения, в частности белый цвет отделки был заменен красным, чтобы уменьшить износ формы.

В 1731 г. Анна Иоанновна издала манифест о всенародной присяге назначаемому императрицей наследнику престола, подтвердив принципы Указа о престолонаследии 1722 г. Вступив на престол, она отклонила брачные предложения графа Морица Саксонского и португальского инфанта Эммануила.

В 1731 г. Анна Иоанновна учредила Кабинет министров, сосредоточивший в себе все функции внутреннего управления и поставленный выше Сената; ключевыми деятелями в кабинете стали А. И. Остерман, Р. Г. Левенвольде, Г. И. Головкин.

С 1735 г. подпись 3-х кабинет министров по ее указу приравнивалась к подписи императрицы. Долгорукие, а позже и Голицын были репрессированы.

Постепенно Анна пошла на удовлетворение наиболее насущных требований русского дворянства: в 1730 г. отменена та часть Указа о единонаследии 1714 г., которая ограничивала право дворян распоряжаться имением при его передаче по наследству; облегчено получение офицерского чина.

В этих целях в 1731 г. был учрежден Шляхетский дворянский кадетский корпус, готовивший профессиональных офицеров для армии. Разрешено было записывать дворян на службу с младенческого возраста, что давало им возможность по достижению совершеннолетия получить офицерский чин "по выслуге".

31 декабря 1736 г. вышел указ о назначении для дворян по желанию 25-летнего срока службы в армии, однако, поскольку желающих воспользоваться этой льготой оказалось слишком много, в августе 1740 г. указ был отменен.

В период правления Анны Иоанновны посредством ряда указов, ограничивших, а впоследствии вовсе лишивших прав владения землей и крепостными другие социальные группы, окончательно установилась одна из главных привилегий российского дворянства - монополия на владение землей и крестьянами.

Энергичные преобразования Петра I и интенсивное строительство Санкт-Петербурга, вызывавшие удивление и восхищение всей Европы, были прерваны скоропостижной смертью первого императора России, не успевшего назначить законного наследника престола. Екатерина I и двенадцатилетний Петр II почти ничего не успели сделать для развития Санкт-Петербурга. В правление Петра II двор даже переехал в Москву, Петербург опустел, и лишь в 1732 г., в правление Анны Иоанновны, двор и высшие органы управления возвратились в Петербург.

Параллельно с коллегиями при Анне Иоанновне возник ряд канцелярий, контор, экспедиций и приказов.

В 1731 г. был восстановлен репрессивный орган управления - Тайная розыскных дел канцелярия во главе с А. И. Ушаковым, занимавшаяся расследованием "слова и дела государева". В ходе следствия широко применялись пытки. Число арестованных по политическим мотивам в царствование Анны Иоанновны составило около 10 000 чел. Были заключены в тюрьмы, сосланы и казнены многие из князей Голицыных и Долгоруких, участвовавших в составлении "кондиций" и подложного "завещания" Петра II в пользу Е. А. Долгорукой. В 1740 г. по обвинению в государственной измене были казнены кабинет-министр А. П. Волынский и его "конфиденты" П. М. Еропкин, А. Ф. Хрущёв, сосланы Ф. И. Соймонов, П. И. Мусин-Пушкин и др. Были казнены самозванцы Л. Стародубцев - "царевич Петр Петрович" (1732), И. Миницкий - "царевич Алексей Петрович" (1738).

Внешняя политика, в общем продолжала традиции Петра I.

В 1730-х годах началась война за польское наследство. В 1733 году умер король Август II и в стране началось бескоролевье. Франции удалось поставить своего ставленника — Станислава Лещинского. Для России это могло стать серьёзной проблемой, так как Франция создала бы блок государств вдоль границ России в составе Речи Посполитой, Швеции и Османской империи. Поэтому, когда сын Августа II Август III обратился к России, Австрии и Пруссии с «Декларацией благожелательных», в которой просил защитить польскую «форму правления» от вмешательства Франции, это дало повод для войны (1733—1735).

Французский флот был разбит в Гданьске (Данциг). Лещинский бежал на французском корабле. Август III стал королем Польши.