Смекни!
smekni.com

Граф Сен-Жермен (стр. 3 из 4)

1.9. Имена и псевдонимы

В разных странах Европы граф Сен-Жермен использовал следующие имена: генерал Салтыков, принц Ракоши, граф Цароги, маркиз де Монферат, граф де Беллами, граф де Вельдон[1].

2. Работы о Сен-Жермене

Сен-Жермену посвящены монографии Л. А. Лангевельда «Граф де Сен-Жермен» (L. A. Langeveld. Der Graf von Saint-Germain. Berlin — La Haye, 1930) и П. Андремона «Три жизни графа де Сен-Жермена» (P. Andremont. Les trois vies du comte de Saint-Germain. Genève, 1979)

Последней по времени из вышедших за рубежом книг о Сен-Жермене, является опубликованная в 1995 году в Париже книга Патрика Ривьера «Тайны и мистерии оккультизма: Сен-Жермен и Калиостро».

В контексте культурного феномена авантюриста XVIII века жизнь Сен-Жермена рассматривается в работе А. Ф. Строева «Те, кто поправляет фортуну: авантюристы просвещения», изданной в 1997 году по-французски в «Presses Universitaires de France», а затем в 1998 году по-русски (подготовлена в отделе литератур Запада Института мировой литературы РАН).

3. Оккультная и теософская версия биографии Сен-Жермена

Имеются рассказы о том, что Сен-Жермена видели после смерти в 1784 г., причём ему приписываются различного рода пророчества.

Согласно ряду данных, в 1785 году Сен-Жермен был одним из избранных представителей французских масонов, присутствовавших в Париже на Великом Конгрессе. Также французской стороной были представлены Лафатер, Сен-Мартен, Месмер, Тузе-Дюшанто, Калиостро и др.[29]. Однако, по данным исследования Ш. Порсе, конгресс филалетов, претендовавший на объединение французских и немецких масонов в поисках мистического знания, не получил согласие Калиостро на участие в нём, так как «Великий Копт» претендовал на подчинение всего масонства[30] В католическом источнике Cantu Cesare, Gli Eretici d’Italia. Turin 1876 говорится о масонской конференции в Вильгельмсбаде близ Ханау в том же 1785 году, на которой тоже присутствовал Сен-Жермен.[31] Это подтверждается и масонским источником Freimaurer Bruderschaft in Frankreich, Latomia, vol.II.

Графиня д’Адемар в своих мемуарах утверждает, что Сен-Жермен якобы являлся ей и некоторым её знакомым неоднократно на протяжении всей жизни вплоть до 1820 г. («при казни королевы, потом накануне 18 брюмера, потом на следующий день после гибели герцога Энгиенского, в январе 1815 года, накануне убийства герцога Беррийского»). Согласно рассказу графини д’Адемар, граф Сен-Жермен неоднократно предупреждал королеву Марию-Антуанетту о готовящейся революции[32]. В 1843 г. Франц Греффер описал встречу 1790 года своего брата Родольфа и барона Линдена с графом Сен-Жерменом в Вене. Между ними состоялся разговор, в котором Сен-Жермен якобы сообщил, что уезжает «в Константинополь, затем отправлюсь в Англию, где подготовлю два важнейших изобретения следующего века: паровоз и пароход. Они будут особенно нужны в Германии». А в конце добавил: «В конце нашего века я исчезну из Европы и вернусь в Гималаи. Там отдохну, мне нужен отдых. И вновь я появлюсь здесь через 85 лет»[33].

Граф Сен-Жермен — почитаемая фигура среди оккультистов и теософов XX—XXI веков, которые считают его одной из важнейших фигур европейской истории XVIII века. Из этого круга вышла работа известного деятеля Теософского общества Изабель Купер-Оукли (1854—1914), под названием «Граф Сен-Жермен. Тайна королей». Первоначально отрывки из этого труда были опубликованы в Лондонском теософском журнале за 1897—1898 гг., а затем книга вышла полным изданием в 1912 году.

Работа Изабель Купер-Оукли снабжена солидным приложением в виде подборки архивных документов (деловая и дипломатическая переписка за 1747—1780 гг.), связанных с именем загадочного графа. Изабель Купер-Оукли ссылается на завещание принца Ракоци, где упомянуты не двое, как в большинстве источников, а трое его сыновей: Санкт-Карл, Санкт-Элизабет и Карл Гесский, которого она отождествляет с Сен-Жерменом, находящийся под покровительством последнего Медичи. Исполнение завещания возлагалось на «герцога Бурбонского» (в действительности Бургундский, внук Людовика XIV), герцога Менского и «герцога Шарлеруа-Тулузского» (в действительности граф Тулузский) (внебрачные сыновья Людовика XIV). Именно их попечению, согласно этому тексту, предоставил принц Ракоци своего третьего сына, которому полагалась внушительная доля наследства.

Французский писатель, владелец крупнейшего оккультистского издательства «Шакорнак», главный редактор «Астрологического журнала» Поль Шакорнак написал книгу «Граф де Сен-Жермен», которая в предисловии заявлена как «самое исчерпывающее исследование на эту тему, из тех, что написаны на французском языке». Первое издание вышло в 1947 г., затем книга была дважды переиздана. Шакорнак утверждает, что обширный архив сведений, собранный при Наполеоне III по приказу императора о Сен-Жермене, сгорел во время Сентябрьской революции 1870 г.[34]

П. Шакорнак восстановил в деталях биографии нескольких современников Сен-Жермена, носивших то же имя, которых, с его точки зрения, часто путали с графом. Прежде всего, это граф Робер Клод-Луи де Сен-Жермен, французский министр, государственный секретарь по военным делам, фельдмаршал на службе датского короля, командор ордена Слона, генерал-лейтенант (1707—1778), прославившийся военными талантами и в 1775 году назначенный Людовиком XVI военным министром, после смерти маршала де Мюй. П. Шакорнак считает, что многие из известных эпизодов, участие в которых приписано графу Сен-Жермену, на самом деле рассказывают о министре.

Крупнейшие деятели теософского движения Е. П. Блаватская и Е. И. Рерих полагали, что эпитет «авантюрист», прилагаемый к Сен-Жермену, является инсинуацией, и он действительно был учеником индийских и египетских иерофантов и знатоком тайной мудрости Востока.

«…Что же предлагается в качестве доказательства, что Сен-Жермен был „авантюристом“, что он стремился „играть роль чародея“ или что он выманивал деньги у профанов. Здесь нет ни единого подтверждения, что он был кем-то другим, чем казался, а именно: обладателем огромных средств, которые помогали ему честно поддерживать свое положение в обществе. Он утверждал, что знает, как плавить маленькие бриллианты, чтобы сделать из них большие, и как преобразовывать металлы и подкреплял свои утверждения несметными богатствами и коллекцией бриллиантов редких размеров и красоты. Разве „авантюристы“ такие? Разве шарлатаны наслаждаются долгие годы доверием и восхищением умнейших государственных деятелей и знати Европы? <…> Было ли что-нибудь обнаружено среди бумаг секретных архивов хоть одного из этих дворов, говорящих в пользу этой версии? Ни единого слова, ни одного доказательства этой гнусной клеветы никогда не было найдено. Это просто злобная ложь. То, как обошлись западные писатели с этим великим человеком, этим учеником индийских и египетских иерофантов и знатоком тайной мудрости Востока — позор для всего человечества. Точно также этот глупый мир обращался с каждым, кто, как Сен-Жермен, после долгих лет уединения, посвященных изучению наук и постижению эзотерической мудрости, вновь посещал его, надеясь его сделать лучше, мудрее и счастливее…» [35]

— Елена Блаватская

«Можно вспомнить, как шведский король Карл XII получил сильное предупреждение не начинать рокового похода против России, положившего конец развитию его государства. Со времени опубликования дневника графини д’Адемар, придворной дамы, состоявшей при злосчастной Марии Антуанетте, стал широко известен факт неоднократного предупреждения королевы путем писем и личного свидания, через посредство той же графини, о грозящей опасности стране, всему королевскому дому и многим друзьям их. И, неизменно, все эти предупреждения шли из одного источника, от графа Сен-Жермена, члена Гималайской Общины. Но все спасительные предупреждения и советы его принимались за оскорбление и обман. Он подвергался преследованиям, и ему не раз грозила Бастилия. Трагические последствия этих отрицаний всем хорошо известны».[36]

— Елена Рерих

В оккультных и теософских работах Сен-Жермен предстаёт как композитор, о его музыкальных сочинениях, многие из которых якобы хранятся в России, упоминают Шакорнак и первый вице-президент МОО «Международный центр Рерихов» Л. В. Шапошникова[37].

4. Образ в культуре

в классической литературе:

· А.C.Пушкин «Пиковая дама». Сен-Жермен открывает тайну трёх карт графине Анне Федотовне.

· Мемуары Казановы[22] в 10 томах, 1789—1798.

· Умберто Эко, «Маятник Фуко». Автор уделяет немало внимания личности Сен-Жермена; один из главных героев выдаёт себя за Сен-Жермена.

· Жорж Санд, «Графиня Рудольштадт». Сен-Жермен — один из персонажей.

в массовой литературе:

· Герман Кестен. Роман «Казанова», 1952. Сен-Жермен — один из персонажей.

· Борис Акунин. «Зеркало Сен-Жермена»

· Один из персонажей романа «Dragonfly in Amber» Дианы Гэбелдон, действие которого происходит в Париже XVIII века.

· Николай Дубов. «Колесо Фортуны». Роман о путешествии Сен-Жермена в Россию.

· Ирэна Тецлаф, «Граф Сен-Жермен. Свет во тьме»

· Михаил Ишков. «Сен-Жермен»

· Михаил Волконский. «Воля судьбы» История восшествия на престол Екатерины II при участии Сен-Жермена.

· Один из персонажей романа об американской революции «Two Crowns for America» Кэтрин Курц.

· Друг главного героя в романе «The Red Lion: The Elixir of Eternal Life» Марии Цепеш.

· Фигурирует в романе о магии и метафизике «The Cosmic Logos» Трейси Хардинг.

· Персонаж романа «The Sanctuary» Раймонда Хури.

· Челси Куинн Ярбро. "Отель «Трансильвания», 1978. Мистический роман. Имя Сен-Жермен носит вечно живущий вампир, вступивший в борьбу против темных сил. Существует ещё около двух дюжин романов того же автора, продолжающих эту серию. См. о серии en:Count Saint-Germain (vampire).

· Персонаж романа Королевский крест Вадима Панова и один из хранителей Чёрной Книги.

· Прототипом главного героя романа Бульвер-Литтона «Занони», по мнению критиков, послужил Сен-Жермен.