Смекни!
smekni.com

Век золотой Екатерины (стр. 3 из 10)

В России же развитие и воплощение начал просвещенного абсолютизма приобрело характер целостной государственно-политической реформы, в ходе которой сформировался новый государственный и правовой облик абсолютной монархии. При этом для социально-правовой политики было характерно сословное размежевание: дворянство, мещанство и крестьянство.

Внутренняя и внешняя политика второй половины XVIII века, подготовленная мероприятиями предшествующих царствований, отмечена важными законодательными актами, выдающимися военными событиями и значительными территориальными присоединениями. Это связано с деятельностью крупных государственных и военных деятелей: А.Р. Воронцова, П.А. Румянцева, А.Г. Орлова, Г.А. Потемкина, А.А. Безбородко, А.В. Суворова, Ф.Ф. Ушакова и других. Сама Екатерина активно участвовала в государственной жизни.

Задачи "просвещенного монарха" Екатерина представляла себе так:

"1. Нужно просвещать нацию, которой должен управлять. 2. Нужно ввести добрый порядок в государстве, поддерживать общество и заставить его соблюдать законы. 3. Нужно учредить в государстве хорошую и точную полицию. 4. Нужно способствовать расцвету государства и сделать его изобильным. 5. Нужно сделать государство грозным в самом себе и внушающим уважение соседям".

И это не было лицемерием или нарочитой позой, рекламой или честолюбием. Екатерина действительно мечтала о государстве, способном обеспечить благоденствие подданных. Свойственная веку Просвещения вера во всемогущество человеческого разума заставляла царицу полагать, что все препятствия к этому могут быть устранены путем принятия хороших законов. Российское же законодательство была крайне запутанным. Формально все еще продолжало действовать Соборное Уложение 1649 г., но за прошедшие с тех пор более 100 лет было издано множество законов и указов, зачастую не согласующихся друг с другом. Хотя при Петре I, а затем при его преемниках предпринимались попытки создать новый свод законов, но всякий раз по тем или иным причинам этого сделать не удавалось.

Екатерина взялась за эту грандиозную задачу по-новому: она решила созвать выборных представителей от сословий и поручить им выработать новое Уложение. В течении двух лет она трудилась над программой своего царствования и предложила ее в 1767 г. в форме "Наказа", в котором впервые в истории России были сформулированы принципы правовой политики и правовой системы.

"Наказ" состоял из 20 глав, к которым потом добавилось еще две,

главы делились на 655 статей, из них 294 были заимствованы из тракта Ш. Монтескье "О духе законов"; 104 из 108 статей в десятой главе взяты из тракта Ч. Беккариа "О преступлениях и наказаниях". Тем не менее "Наказ" является самостоятельным произведением, выразившим идеологию российского "просвещенного абсолютизма".

"Наказ" торжественно провозглашал, что цель власти состоит не в

том, "чтобы у людей отнять естественную их вольность, но чтобы действие их направить к получению самого большего ото всех добра". Вместе с тем Екатерина предусмотрительно отмечала: "Для введения лучших законов необходимо потребно умы людские к тому приуготовить". На этом основании она предписывала: "Государь есть самодержавный; ибо никакая другая, как только соединенная в его особе власть, не может действовать сходно с пространством толь великого государства". Вольность в понимании Екатерины означала "право все то делать, что законы позволяют". Свобода в ее представлении вполне сочеталась с неограниченным самодержавием. Таким образом, взгляды императрицы отнюдь не полностью совпадали с идеями Монтескье, мечтавшего об ограниченной, конституционной монархии. Скорее, они приближались к взглядам тех просветителей (в частности Вольтера), которые предпочитали абсолютизм, но с просвещенным монархом. Гарантией от превращения такого монарха в деспота должны были послужить органы управления, стоящие между народом и верховной властью и действующие на основе законности. Идея была заимствована опять-таки у Монтескье, но при этом - совершенно искажена. Французский философ представлял эти "посредующие власти" относительно независимыми от престола, а у Екатерины они создаются и действуют исключительно по воле монарха.

Значительно решительнее императрица высказывалась за реформу судопроизводства. она отвергала пытки, лишь в исключительных случаях допускала смертную казнь, предлагала отделить судебную власть от исполнительной. Вслед за гуманистами просветителями Екатерина провозглашала: "Гораздо лучшее предупреждать преступления, нежели наказывать".

Однако все рассуждения о свободе довольно странно звучали в стране, где значительная часть населения находилась в крепостной зависимости, фактически в рабстве. Императрица уже в 1762 г., почти сразу после вступления на престол, издала Манифест, в котором однозначно заявила: "Намерены мы помещиков при их имениях и владениях нерушимо сохранять, а крестьян в должном им повиновении содержать". Указы 1765 и 1767 гг. еще больше усилили зависимость крепостных от их господ.

И все же Екатерина видела в крепостном праве "несносное и жестокое иго", "человеческому роду нестерпимое положение", чреватыми серьезными потрясениями для государства. Правда, и "генеральное освобождение" она считала несвоевременным и опасным, а для "приуготовления умов" к освобождению императрица за 34 года своего царствования раздала генералам, сановникам и фаворитам около 800 тыс. казенных крестьян обоего пола, рапространила крепостное право на Украину.

В духе "Наказа" проходило и его обсуждение. Еще в период работы над ним Екатерина показывала свое произведение сподвижникам и под влиянием их замечаний сожгла добрую половину написанного. Однако главное обсуждение этого документа намечалось на заседании специальной Комиссии для кодификации законов.

Подобные комиссии создавались при Петре I в 1700 г. и при Елизавете Петровне в 1754 г. Принцип образования новой комиссии был иной: если при Петре I комиссия состояла из высших чиновников, а при Елизавете к ним добавляли по два выборных от дворянства и от Синода, то в Комиссии 1767 г. правительственные учреждения имели только 5 % мест, а выборные от дворян - 30 %, 39 % - от городов, от свободных сельских обывателей - 14 %, от казаков и инородцев - 12 %. Таким образом, фактически это был представительный орган, в котором участвовали все сословия, кроме крепостных крестьян. Были избраны 564 депутата, которые привезли с собой 1,5 тыс. наказов, отражавших основные требования сословий. В задачу Комиссии входило, выслушав предложения каждого сословия, подготовить проект нового уложения законов на основе екатерининского "Наказа".

Комиссия начала свою работу 30 июля 1767 г. "Наказ" был выслушан с восхищением, некоторые депутаты даже прослезились. Тогда и было принято решение преподнести императрице титулы Великая, Премудрая, Мать Отечества. Впрочем, когда 12 августа делегация депутатов представилась с этой целью Екатерине, императрица сказала: "Ответствую: на Великая - о моих делах оставляю времени и потомству беспристрастно судить, Премудрая – никак себя таковой назвать не могу, ибо один Бог премудр, и Матерь Отечества - любить Богом врученных мне подданных я за долг звания моего почитаю, быть любимой от них есть мое желание". Тем не менее именно с этого момента уже современники будут называть её «Великой».

Однако основную свою задачу - кодификации законов - Комиссия, прозаседав до 14 декабря 1767 г., решить так и не смогла. Работа ее отличалась очень слабой подготовкой, отсутствием продуманной системы, а также взаимной рознью депутатов. Например, семь ее первых заседаний были посвящены чтению екатерининского "Наказа", "обряда управления" и вопросу поднесения императрице вышеупомянутого титула. За время следующих восьми заседаний было прочитано и обсуждено 12 крестьянских наказов. Потом 10 заседаний были заполнены чтением и обсуждением законов "о правах благородных".

Даже в те законы, которые Комиссией были выработаны, не вошли многие положения екатерининского "Наказа". Но это не значит, что Комиссия и "Наказ" не имели определенного значения. В период работы Комиссии (до декабря 1768 г.) стали более ясными пожелания свободных сословий, сводившиеся к получению больших прав и сословного самоуправления. В то же время "Наказ", восторженно встреченный депутатами и широко опубликованный за границей, вскоре был ими же превращен в секретный документ, из которого убирались все прогрессивные идеи. Тем не менее принципы "просвещенного абсолютизма", провозглашенные в "Наказе, нашли свое воплощение в законодательной деятельности императрицы.

Значение Комиссии состояло и в том, что она фактически дала начало многочисленным комиссиям, комитетам, советам череда которых протянется и через царствование сына Екатерины и ее внуков, а итогом их работы в конце - концов была отмена крепостного права в феврале 1861 г.

Уже в 1762 - 63 гг. были изданы указы, которые нанесли удар по

монополиям в сфере торговли и промышленности. Особое значение имел указ от 23 октября 1763 г., которым предписывалось, "чтоб отныне и впередь всем, кто пожелает разного звания, фабрики и заводы... строить и размножать". 17 апреля 1767 г. было предписано "никакое ремесло и рукоделие, каким городские жители безгрешное пропитание себе промышлять могут, не запрещать" - объявлялась, таким образом, свобода городских промыслов. принцип свободной промышленности торжественно возвещался в манифесте от 17 марта 1765 г.: отменялись казенные сборы с промышленных предприятий, каждый получал право "заводить станы всякого рода и на них производить всякого рода рукоделия без других на то дозволений или приказаний".