Смекни!
smekni.com

История села Кольчугино (стр. 7 из 13)

С отменой крепостного права принудительный труд приписных крестьян и мастеровых был отменен. К 90-м гг. XIX в. правительство разрешает свободное переселение крестьян в Сибирь, и в дальнейшем аграрная реформа П.А. Столыпина способствовали увеличению численности населения в начале XX в. за счет массового переселения. В земледельческом отношении с. Кольчугино являлось типичным для Сибири. Главным занятием крестьян оставалось сельское хозяйство, но и горнорудная и металлургическая промышленность оказывала существенное влияние на характер и темпы заселения и степень земледельческой колонизации Алтайского горного округа.

Глава 2.

Промышленное освоение села Кольчугино на рубеже XIX - XX вв.

Основная часть территории Кузнецкой каменноугольной котловины в XVIII – XIX вв. носила название Кузнецкого или Салаирского края.

Название “Кузнецкий бассейн” впервые было употреблено в середине XIX в. ученым, исследователем Алтая, Китая, Малой Азии П.А. Чихачевым. Характеризуя территорию Кузбасса он писал: “Наличие каменного угля подтверждается в нескольких местах, начиная с окрестностей г. Кузнецка и до местности, примыкающей к реке Ине, т.е. на пространстве, охватывающем часть оси района, который я попробовал заключить под общим названием “Кузнецкого Каменноугольного Бассейна””[79].

Профилирующей отраслью кабинетских территориально - хозяйственных комплексов Сибири было не производство меди, свинца, железа, а выплавка драгоценных металлов – серебра и золота. Сибирь в XVIII - начале XIX вв. занимает ведущее место в России по добыче серебра и золота. Государство способствовало возникновению и развитию в Сибири крупной горнозаводской промышленности мануфактурного типа в XVIII в., но оно же способствовало торможению её дальнейшего роста и переходу на стадию машинной индустрии в XIX в[80].

Развитие промышленности Сибири происходило в соответствии с общими закономерностями для всей России. Если в пореформенное время в Европейской части России развитие капитализма проявлялось главным образом в росте фабрик, то в Западной Сибири, наряду с этим, происходил прежде всего рост низших форм капиталистической промышленности (простой кооперации и мануфактуры). Здесь наряду с ростом капиталистических предприятий, получили широкое распространение и начальные формы докапиталистического производства: домашняя промышленность и ремесла. Во второй половине XIXв. в Западной Сибири среди сельского населения росли и такие промыслы, как сбор кедрового ореха, ягоды, грибов, охота, рыболовство, заготовка дров.

“Основой экономики Кузнецкого края являлась цветная металлургия: выплавка серебра и добычи золота на казенных приисках[81]”.

Медленное развитие угольной промышленности Кузнецкого бассейна вплоть до конца XIX в. обуславливалось общим отставанием промышленного развития Западной Сибири, отсутствием потребителей. Угольные копи Кузбасса до проведения Транссибирской железной дороги находились на стадии капиталистической мануфактуры. “Земские управители, в обязанность которых вменялось доставка провианта к заводам, торопились эту обязанность выполнить в зимнее и летнее время. На период весенней и осенней распутицы доставка прекращалась. Пути сообщения находились в первобытном состоянии и были страшным бичем в кабинетском хозяйстве. Гужевой транспорт был основным видом сообщения[82]”. Реформа 1861 г. дала толчок развитию промышленности не только Европейской части России, но и в Сибири. По данным “Ежегодника России” с 1861 по 1885 гг. за Урал прошло около 300 тыс. переселенцев и ходоков[83]. Рост капиталистической мануфактуры во всех отраслях промышленности свидетельствовал о том, что капиталистические производительные отношения в Западной Сибири прокладывали себе путь, вытесняя мелкие предприятия. В Сибири этот процесс был более замедленным, чем в Европейской части России[84].

В связи с переходом управления кабинетскими заводами в ведение Министерства Финансов в 30-е гг. XIX в. мы можем отметить появление первого интереса к кузнецкому каменному углю в правительственных верхах. Министр финансов Е. Канкрин в своем наставлении Сен-Альдегонду, посланному для ревизии Колывано-Воскресенских заводов в 1834 г, между прочим указывал на желательность использования каменного угля в интересах сбережения лесов. В 1851 г. Алтайский округ приступил к систематическому обследованию Кузнецкой каменноугольной котловины. Главным горным начальником в эти годы был полковник Соколовский, взявшийся за каменноугольные разведки с большой энергией и много сделавший для популяризации кузнецкого каменного угля в ряде статей в “Горном журнале”. Он был горячим сторонником широкого использования каменного угля и видел перед ним блестящее будущее. Разведчики шли по естественным геологическим обнажениям, которые прослеживались по течениям р. Томи и Ини. На Кольчугинском месторождении на правом берегу Ини, у деревни Кольчугиной были прослежены 4 параллельных пласта, мощностью в 10 вершков, 1 Ѕ аршина и 8 вершков. В 1857 г. Горный Совет Алтайского округа уже высказывал надежды, что “обширность серебрянных месторождений Салаирского края и открытие вблизи Салаирских рудников месторождений каменного угля в помощь имеещемуся в этом крае запасу лесов могли бы упрочить выполнение нынешнего наряда 1000пудов бликового серебра на продолжительное время[85].

В 1883 г. развернулась стройка у северной поскотины села Кольчугино. Вскоре пошел первый уголь Кольчугинской копи. Шахте дали название “Успех”. Как все горнозаводские предприятия Кузнецкого края, первая кольчугинская шахта была собственностью царского двора. Она вошла в ведомство Алтайского горного округа. Среди тех, кто первыми закладывал шахту и начинал на ней работать, были семьи Широкорядовых, Филатьевых, Юдиных, Чарухиных и других потомственных горнорабочих, направленных сюда с салаирских рудников.

О залежах каменного угля в районе Кольчугино было известно давно. Первый управляющий салаирских рудников Шангин во время поездки по Ине в 1791 г. неоднократно наблюдал выход его у берегов и следы угольных пожаров, в частности, у деревни Меретской.

Но прошло около 100 лет, прежде чем началась разработка Кольчугинского месторождения. Одним из первых его разведчиков был горный инженер Брусницын, работавший здесь в 70-х гг. XIX в. уже в 1882 г. в отчете руководителя “высочайше командированной” в Алтайский горный округ комиссии Ржевского оно было отнесено к наиболее обращающим на себя внимание при оценке запасов угля Салаирского края. Возможно, именно эти сведения дали толчок к открытию в Кольчугино первой шахты.

На Гурьевском металлургическом заводе с 60-х гг. XIX в. стал применяться каменный уголь Кузнецких копей[86]. В 1883г. каменный уголь Кольчугинского месторождения стал применяться на Гурьевском железоделательном заводе[87]. А в 1884 г. с Кольчугинской копи уголь стал поступать и на Гавриловский завод[88]. На следующий после открытия шахты год её добыча составила около 150 тысяч пудов. Ещё через шесть лет было добыто за год более полумиллиона пудов. Кольчугинская копь обходит по добыче соседнюю - Бачатскую, которая приходит в упадок из-за высокой газообильности.

В 90-е гг. XIX в. каменный уголь в Кузнецком бассейне добывался вручную, поднимался на поверхность земли конным воротом и перевозился на заводы лошадьми. В 1894 г. на Кольчугинских копях действовало 3 шахты с тремя конными воротами при подъеме угля из шахт. На этой копи работало 137 рабочих. Они добывали 831тыс. пудов угля.

С мая 1894 г. вся угледобыча в округе сосредоточилась на Кольчугинской копи. Здесь, как сообщалось в отчете по Алтайскому горному округу, обнаружено несколько рабочих пластов, по анализам содержащие уголь прекрасного качества... Здесь имеется уже 2 шахты, из которых по смете 1895 г. предположено вынуть 1200000 пудов, как для потребностей Гурьевского и Гавриловского заводов, так и на вольную продажу по цене 6 коп. за пуд В отчете упоминались шахты “Успех”, “Николаевская” и штольня “Журинская”.

Технический арсенал шахты состоял из эстакад, ручных сортировок для отсева угля на коксование, конных и ручных воротов для подъема угля на поверхность. Единственный паровой насос Ворингтона мощностью в 5 л.с. - последнее слово техники - был на шахте “Успех”. Коксование угля проводилось тут же. Шесть примитивных коксовых печей, стоявших на территории нынешней мебельной фабрики, выдавали 12-13 тысяч пудов кокса в год.

Источниками пополнения рабочих кадров угольной промышленности Западной Сибири являлись сыновья бывших мастеровых рудокопщиков, местных крестьян старожилов, ссыльнопоселенцев и крестьян-переселенцев из Европейской части России. Рабочие-шахтеры занимались в основном добычей угля, в то же время не порывали связей с сельским хозяйством. Летом, в стадную пору, они прекращали работу в шахтах и уходили на сенокос.

Все имущество и оборудование копи в 1897 г. оценивалось в 24310 руб.

С 1895 г. активизируется обследование Кольчугинского месторождения. Этим занимаются геологи Поленов, Толмачев. В их честь были названы первые изученные угольные пласты рудника. Журинские пласты, например, названы в честь царского сановника начальника Алтайского горного округа тайного советника Журина, управлявшего округом в начале 80-х гг. XIX в., при нем и была открыта шахта “Успех”.

Но первоначально угля на Кольчугинской копи добывалось немного, т.к. Гурьевский завод имел 1 домну, что же касается пароходов, горных и фабрично-заводских, то они пользуются угольным отоплением в ничтожных размерах[89].