Смекни!
smekni.com

Держава Великих Моголов (стр. 2 из 3)

2. Виды феодальных владений в монгольскую эпоху

В государстве Великих Моголов главной формой феодального владения был джагир. По мере подчинения Моголами новых областей Индии джагиры становились преобладающей формой феодальных владений. Джагир в принципе оставался в XVII в. временным ограниченным владением с обязательством нести военную службу, выставляя конный контингент. В общих чертах он был охарактеризован выше, но надо учесть, что реальное значение джагирного владения могло сильно варьировать в зависимости от конкретных местных обстоятельств, силы контроля со стороны центральной власти. Джагирами, правда обычно с уточняющими дополнительными пояснениями, в источниках называли и феодальные владения другого типа, например княжеские и другие наследственные владения, если феодал состоял на службе падишаха; иногда этот термин применялся еще более вольно.

Родовые, вотчинные владения индийских феодалов, как правило индусов по религии, относились к категории заминдари, а их наследственные владельцы именовались заминдарами, хотя, как мы видели, иногда таких крупных и средних феодалов могли называть и джагирдарами. Этот слой может быть обозначен как высшие заминдары, слой же мелких феодалов, представлявший общинную верхушку, и еще более многочисленный слой полноправных общинников — податных собственников земли, также называвшихся заминдарами, мы можем обозначить как низшие или общинные заминдары. На этом примере, как и на многих других, мы можем видеть нечеткость, многозначность средневековой терминологии. Заминдаров объединяло то, что их владения были, не связаны со службой мусульманскому государю и положение их было неполноправно по отношению к политически господствующему в государстве слою феодалов. Заминдары - князья, высшие заминдары, хотя и были вассальными данниками султанов и падишахов, представляли собой полунезависимых государей, существовавших за счет взимания с общинников налога, низшие же заминдары сами были плательщиками этого налога.

В могольское время продолжали существовать и жаловались вновь небольшие феодальные владения на наследственном и безусловном праве, ранее именовавшиеся инамами, но теперь их чаще называли суюргалами. Это могли быть владения как мусульманских духовных лиц, так и владения светского характера. Существовали и вакфы — владения, переданные на содержание мусульманских религиозных учреждений и училищ.

В каждой области или, вернее, в каждой из стран, составляющих Индию, существовало большое разнообразие форм феодального землевладения и соответствующей терминологии, мы же указываем лишь главное и в самой схематичной форме.

3. Держава великих моголов в первой половине 17 веке

Последние годы царствования Акбара были омрачены мятежами его наследника, нетерпеливо рвавшегося к власти. Под именем Джахангира он правил в 1605—1628 гг. Это был человек жестокий и безвольный, которым со Бременем все более овладевала страсть к вину и опиуму. По утрам, случалось, он приказывал бить плетьми придворных, исполнивших отданные им вечером в безумии опьянения приказания. Государственные дела постепенно забрала в свои руки любимая жена падишаха Нур Джахан, в конце его царствования ставшая официальной отправительницей. В Северной Индии были усмирены раджпутское княжество Мевар и многократно восстававшие бенгальские заминдары, но попытка завоевания Ассама кончилась гибелью всей могольской армии. На Декане Джахангир затеял кровопролитную затяжную войну с султанатом Ахмаднагаром, в которую на стороне последнего оказались втянуты Биджапур и Голконда. Война шла с переменным успехом, и, несмотря на (колоссальные затраты, Могольской державе не удалось добиться сколь-нибудь существенных выгод. Армия персидского шаха Аббаса I Великого между тем захватила Кандагар. Началась смута в самом Могольском государстве. Наследник престола Шах-Джахан, опасаясь, что его могут обойти и корона достанется не ему, начал мятеж против отца. История, как видим, повторилась. Шах-Джахан, бывший наместником (субадаром) богатейшей провинции Гуджарат, собрал большую армию и вторгся в центральные области государства, но был разбит и бежал на Декан. Получив поддержку Голконды, он вновь появился уже в Бенгалии, опять собрал: большую армию, захватил Бихар, но потерпел поражение около Аллахабада. Снова Шах-Джахану пришлось бежать на Декан и молить отца о прощении. Но судьба была кнему благосклонна: обстоятельства сложились так, что недавний изгнанник после смерти Джахангира без помех занял престол. Чтобы исключить опасность притязаний претендентов на корону, он приказал умертвить всех оставшихся в живых родных и двоюродных братьев и племянников (одного из братьев ему удалось прикончить раньше). В подавлении мятежа Шах-Джахана важную роль сыграла раджпутская конница.

В правление Шах-Джахана (1628—1658) могольский двор достиг наибольшей пышности и великолепия, поражавших теперь уже не столь редких европейских наблюдателей. В это время продолжался рост державы Моголов, были завоеваны Ахмаднагар и Биджапур, а Голконда обязалась платить дань. Этой победе во многом способствовал голод, опустошивший Декан и Гуджарат в 1630—1633 гг., а также раздоры в среде ахмаднагарских и биджапурских феодалов. Последствия голода и разорения в результате длительных войн были столь велики, что могольской администрации пришлось устанавливать налоговые льготы для общинников, чтобы восстановить экономику этих областей. Гибель от голода множества гуджаратских ремесленников (в этой провинции погибло около 3 млн. человек) подорвала хозяйственное значение этой области. В конце правления Шах-Джахан потерял удачно отвоеванный у персов Кандагар и потерпел жестокое поражение в Северном Афганистане: его поход в Балх закончился потерей почти всей огромной армии. Джахану приходилось неоднократно воевать с мятежными феодалами, особенно в Центральной Индии, а также подавлять народные восстания.

В это время происходило явное ослабление джагирной системы. Хотя продолжалось клеймение коней, этому виду контроля подлежала лишь небольшая часть войска джагирдаров. Размеры земель халисе были небольшими и приносили в казну недостаточные суммы дохода, чтобы покрыть гигантские издержки на армию и пышное строительство (в это время были построены знаменитый Тадж-Махал, пятничная мечеть в Дели, Красный форт в Дели и другие замечательные памятники индо - мусульманского зодчества). Между тем у Шах-Джахана, видимо, не было возможности конфискации в казну (халисе) земель феодалов. Напротив, заметна тенденция к закреплению за феодалами постоянных территорий, пожалование им владений в той субе, где они несут службу, к проживанию феодалов в своем джагире. Именно при Шах-Джа-хане могольская армия особенно заметно стала вырождаться, превратившись в огромную неповоротливую махину. Значение артиллерии упало, но все большую роль стали отводить многотысячным отрядам боевых слонов. Империя Великих Моголов все еще производила впечатление возрастающим внешним величием, но государственный организм все более слабел, становился все более рыхлым. Слабела политическая структура феодальной власти — сепаратистские тенденции проявлялись все активнее; все менее прочной становилась экономическая основа государства — под давлением чрезмерных налогов и всяческих податей шел процесс обнищания общины. Особенно пагубным было распространение краткосрочных откупов налогов. Заинтересованная в немедленном получении денег на срочные расходы, казна сдавала сбор налогов с округов халисе откупщикам, которые, внеся договоренные суммы, получали право вернуть их себе за счет установленных податных статей. Но откупщик налога, конечно, сверх этой нормы желал возместить свои расходы и хлопоты, риск этой операции и не просто вернуть потраченную сумму, но и получить прибыль. Если же право на сбор налога он получал на три, два года или даже на один год, то алчность и жестокость откупщика не имела предела: он знал, что если даже за это время опустошит деревни, это будет уже не его забота. Главное — успеть выжать из общинников что удастся, даже с помощью пыток. Общинники — низшие заминдары — отвечали на феодальное разорение восстаниями, принявшими большой размах во второй половине XVII в.

В 1658 г. престарелый Шах-Джахан заболел. Тотчас началась борьба его сыновей за престол — война претендентов, длившаяся три года. В этой войне победил Аурангзеб (1658—1707), братья его погибли, Шах-Джахан умер в 1664 г. в заточении. Время правления Аурангзеба в соответствии со всемирно-исторической периодизацией относится уже к периоду новой истории. Что же касается социально-экономического строя Индии, то здесь не происходит никаких существенных изменений. В правление Аурангзеба признаки кризиса относительно централизованного Могольского государства, отмеченные выше, проявились в полной мере, что привело к распаду империи Великих Моголов, охватывавшей уже почти всю территорию Индии. Но, конечно, это не означает, что индийское общество было совершенно застойным, тысячелетиями топталось на месте. Происходил постоянный рост производительных сил, что закономерно в конечном итоге находило отражение в новых формах производственных отношений.