Смекни!
smekni.com

Текстильная техника западной Европы (стр. 3 из 5)

Историческая роль машин мануфактурного периода заключается в том, что их возникновение и функционирование означает, как уже было указано, подготовку в недрах мануфактуры элементов будущей машинной индустрии. Характерное для развитой системы машин, лежащей в основе фабричного производства, сочетание двигательной установки, передаточного меха­низма и рабочей машины, возникает еще в мануфактуре, а именно в различных мельничных механизмах этой эпохи. Вот почему Маркс считает, что «вся история развития машин может быть прослежена на истории развития мукомольных мельниц».В мануфактурный период под «мельницей» понимали всякое произ­водство, в котором рабочие аппараты приводились в действие об­щим механическим двигателем. Слово «mill» (мельница) в англий­ском языке и в настоящее время означает «фабрику» и употре­бляется наряду с более поздним термином «factory».

Другим важнейшим механизмом мануфактурной эпохи Маркс считает часы. Часы и мельница, по словам Маркса, были «... за все время от XVI до середины XVIII века, т. е. за весь период раз­вившейся из ремесла мануфактуры до подлинно крупной промыш­ленности, двумя материальными основами, на которых внутри ма­нуфактуры строилась подготовительная работа для машинной ин­дустрии». Часы не могут быть причислены к машинам: это контрольно-регистрирующий аппарат, имевший для мануфактурной техники огромное значение. «Часы являются первым автоматом, созданным для практических целей»,4 натолкнувшим впослед­ствии в эпоху создания капиталистической машинной инду­стрии на мысль применить принцип автоматизма для широких промышленных целей. Часы в XVIII в. превратились в опытную модель всего механического искусства вообще.

Из машин мануфактурного периода после мельниц наибольшую роль сыграли: различные прессовальноаппретурные и прокатные аппараты, механические молоты, воздуходувные аппараты в метал­лургии, сверлильные аппараты, проволочно-волочильные станки, шлифовально-точильные аппараты, крутильно-мотальные аппараты в шелковом производстве, насосы.

В мануфактурный период получают развитие во второстепенных областях техники и такие машины, которые в дальнейшем, в эпоху промышленного переворота XVIII в., революционизируют произ­водство. Техническая природа этих машин такова, что они вытес­няют человека из процесса непосредственного воздействия на предмет труда и оперируют сразу несколькими однородными или раз­нородными инструментами, превращающимися в механически-дей­ствующие органы машины. В своей ремесленной форме они часто крайне несовершенны, громоздки, сложны по конструкции, что за­трудняет применение их в производственном процессе и делает их экономически мало рентабельными. Потребность в широком приме­нении таких машин отсутствует в условиях мануфактурного произ­водства, поэтому, будучи изобретены, они порою просто не вво­дятся в практику, а иногда встречают даже активное противодей­ствие со стороны определенных общественных кругов, незаинтере­сованных в их распространении (цеховые, ремесленные группи­ровки). Тем не менее, ввиду той решающей роли, которую они иг­рают при переходе к крупной капиталистической промышленности, их нельзя игнорировать при анализе мануфактурной техники. К числу таких машин, например, принадлежит вязальный станок XVI в. и ленточный станок.

«Мануфактурный период», говорит Маркс, «развивал первые на­учные и технические элементы крупной промышленности». Уже в конце ремесленного периода наметились первые великие сдвиги, сокрушившие старую схоластическую науку (изобретение книгопечатания, гелиоцентрическая система Коперника). Родо­начальником новой науки является английский ученый Френсис Бэ­кон (1561- 1626), провозгласивший опыт и экспериментальное ис­следование единственным источником всякого научного положения, закона, теории. В XVII в. философская и естественно-научная тео­рия быстро двигается вперед. Гоббс (1588 1679), Локк и Толланд в Англии, Спиноза в Голландии развивают основные положения механического материализма. В лице своих крупней­ших представителей философия и наука становятся органически связанными областями знания. Так, французский философ Декарт (1596 1650) является основателем аналитической геометрии и од­ним из первых механиков мануфактурного периода. Другой фран­цузский мыслитель Паскаль (1623 1662) является творцом нового -учения о -жидкостях (гидравлика). Немецкий философ Лейбниц (1646 1716) был одним из основателей диференциального исчисле­ния наряду с английским ученым Ньютоном (1643 1727).

Для развития техники XVI XVIII вв. наибольшее значение имели успехи механики и математики, положившие на­чало постановке технологического процесса мануфактуры на науч­ных основаниях.

Родоначальником современной механики является Галилей (1564 1642), установивший и сформулировавший основные законы статики и динамики твердых тел (законы свободного падения тел, изохронного качания маятника, равномерного движения, принцип инерции и др.). Из последователей Галилея наибольший вклад в механику XVII в. сделали Гюйгенс (1620 1699) и Ньютон.

Законченную форму теоретическая механика приобретает в тру­дах ученых XVIII в. Эйлера, Даламбера и Лагранжа (последний обобщает механические законы в своих уравнениях движения). Ба­зой для развития, формулировки и опытной проверки основных положений механики этой эпохи явилось «спорадическое примене­ние машин в XVII столетии, так как оно дало великим математикам того времени практические опорные пункты и стимулы для созда­ния современной механики».1 Например, «нерегулярность действия двигательной силы при мельницах, которые приводились в движе­ние ударом и тягой при помощи коромысл, привела к теории и практическому применению махового колеса, которое впослед­ствии стало играть такую важную роль в крупной промышлен-ленности».2

Маховое колесо, появившееся, повидимому, в XIV в., получает широкое распространение в XVI 'XVII вв., становясь одним из важ­нейших элементов передаточного механизма ремесленной машины. Его главное назначение выравнивать неравномерный ход рабочих машин и аккумулировать энергию, получаемую от двига­теля, для последующей передачи исполнительному механизму. Та­кую функцию маховое колесо выполняет в токарных станках, са­мопрялках, прокатных станах и, в особенности, на мельницах, ос­нованных часто на прерывистом движении. На мельницах, как ука­зывает Маркс, развилось вообще «все учение о трении, а стало ..быть и все исследования о математических формах системы зуб­чатой передачи, зубцов etc.».3 При изучении передаточных меха­низмов мануфактуры, больше чем каких -либо других ее техниче­ских объектов, обнаруживается взаимосвязь науки и техники. Наи­более важными типами передачи в мануфактурный период явля­ются: старая зубчатая передача, канатная передача и ременная пе­редача.

Наряду с математикой и механикой значительные успехи де­лает в мануфактурный период и астрономия. Победу новой астро­номической системе Коперника (1473 1543) обеспечивают в начале XVII в. гениальные открытия Иоганна Кеплера (1571 1630). Уста­новление Ньютоном в 1685 г. закона всемирного тяготения и работы Ньютона по оптике (1704 г.) дают новый толчок астрономии, а также научной и прикладной оптике.

Для развития металлургии в XVII XVIII вв. большое значение имеет разработка в эту эпоху физических и, в особенности, хими­ческих теорий. Работами французского физика Мариотта (1620 1684) и английского физика Бойля (1626 1691) положены были основы физики газообразных тел. Француз Папен (1647 1714) впер­вые исследовал свойства пара и заложил первые элементы теории паровой машины.

Развитие гидротехники в связи с первенствующим положением водяного колеса в мануфактурный период быстро двинуло вперед разработку законов гидравлики. Творцом новой гидростатики яв­ляется голландский ученый Стевен (1543 1620). В XVII в. круп­нейший вклад в гидравлику был сделан учеником Галилея Тори, челли (1608 1647), положившим начало работам с разреженными парами и газами, и французским философом, математиком и физи­ком Паскалем.

3. Положение отдельных отраслей текстильной промышленности в XVI XVIII вв.

Текстильное производство, наряду с металлургией и металло­обработкой, является в XVI XVIII вв. ведущей отраслью капита­листической мануфактурной промышленности. Оно' вырастает на базе широких сельских промыслов, разложения цехового ремесла и роста мелкого товарного производства в городе, создавая в од­них случаях формы «рассеянной» мануфактуры с организующей ролью в них скупщика-купца, в других централизованный тип мануфактуры со значительной концентрацией рабочей силы и капи­талов в самом предприятии и с территориальным единством произ­водственного процесса. Однако, несмотря на разнообразие форм текстильного производства, ведущая (качественно) социально-эконо­мическая роль всегда принадлежит, как уже было указано, цен­трализованной мануфактуре, на материальной базе которой совершается весь прогресс техники в мануфактурный период.