Смекни!
smekni.com

Москва III Рим а четвертому не бывать (стр. 3 из 3)

7) Андрей Рублев, Феофан Грек

Величайшим художником Древней Руси был Андрей Рублев. Так думаем не только мы, люди XX века. Так думали современники мастера и ряд последовавших за ним поколений. Тем удивительнее скудность сведений о нем в средневековых литературных источниках. Поэтому и нам не многое известно об этом живописце. Даже даты его рождения и смерти определяются не точно, а приблизительно. Несложная биография Рублева, какой она представляется на сегодняшний день, в немногих словах может быть рассказана так. По-видимому, художник-коренной москвич. Родился в 60-х годах XIV века. Еще в юности - когда именно неизвестно принял пострижение в Троице-Сергиевом монастыре под Москвой. Обычное явление в средневековье: когда многие мастера и на Руси и в Западной Европе были монахами. В 90-х годах XIV века Рублев входил в число живописцев работавших в Звенигороде по росписи Успенского храма "на Городке". Очевидно эти работы обратили внимание современников и положили начало известности мастера. По сообщениям летописца, в 1405 году он работал уже в Благовещенском соборе Московского Кремля вместе со знаменитым Феофаном Греком и старцем Прохором с Городца, предполагаемым учителем Рублева. А спустя 3 года мы видим его с живописцем Даниилом Черным и "сотоварищи" -дружных помощников, пишущих фрески и иконы в Успенском соборе во Владимире. Московский Благовещенский собор - великокняжеский дворцовый храм. Владимирский Успенский собор - один из наиболее посещаемых в Древней Руси храмов, предмет неустанных попечений великих князей московских; в 1408 году утрачены части его росписей XII века должны были заменить новыми фресками но по велению Василия Дмитриевича, сына Дмитрия Донского. Разумеется к выполнению столь отечественных заказов не могли привлечь неизвестных или малоизвестных мастеров.

Как протекала жизнь Рублева по возвращению из Владимира в Москву, теперь никому не ведомо. Можно лишь сказать, что, видимо, во втором десятилетии XV века он написал лучшие свои произведения: так называемый "Звенигородский чин" - сохранились лишь поясные изображения Спаса, архангела Михаила и апостола Павла, и знаменитая икона "Троица". А во второй половине 1420-х годов, если не участие, то под непосредственным наблюдением был "устроен" иконостас Троице-Сергиева монастыря. Возможно, иные иконы их авторы явно старались держать манеры Рублева - старый мастер местами прошел своей кистью. Умер художник между 1427 и 1430 годом, успев перед смертью расписать собор Спасо-Андронникова монастыря (сохранились лишь некоторые орнаменты в оконных нишах. В этой обители в весьма преклонном возрасте, давно "седины честные имея" нашел "Андрей - иконописец" и место вечного успокоения. В наши дни Спасо-Андронников монастырь превращен в музей-заповедник Андрея Рублева - почтительная дань великому мастеру средневековья.

Те современники художника, кому посчастливилось с ним близко соприкасаться, единодушны в своих характеристиках. Говорили что он был человеком тихим и кротким, "всех превосходящий в мудрости земной", "мужик в добродеятели совершенном". Эти качества ума и сердца наложили отпечаток и на его искусство глубокое, чистое, просветленное. А время, когда выпало жить Рублеву, время, озаренное отблесками славной победы на Куликовом поле, повидавшие поколение героев и мыслителей определило интерес к человеческой милости или точнее, к душевному миру человека.

Феофан Грек Феофан, как показывает его прозвище "Грек", родом из Византии, но прожил он на Руси лет тридцать, здесь и умер. Все, что было создано им за десятилетия, также неотделимо от русского средневекового искусства, как скажем, произведения отца и сына Растрелли от русского искусства XVIII века.

Сведения о Феофане имеются в трех летописных упоминаниях и в одном письме. Год рождения неизвестен, день смерти - тоже. Можно лишь предположить, что умер он после 1405 года - последний год, под которым имя художника упоминается в летописи в связи с работой над одним из великокняжеских заказов. Смерть застала его, несомненно, в преклонном возрасте, ибо Феофан приехал на Русь, случилось то в 70-х годах XIV века, в расцвете таланта, полный сил, успев до того, если верить источнику, расписать у себя на Родине более сорока церквей.

Наиболее полно рисуется образ Феофана в только что упомянутом письме. Быть может потому, что оно носит частный характер и написано не равнодушной рукой, а человеком, близко знавшим художника - Енифанианом Пpемудpым. Тем самым кто указал на непривычную русскому глазу особенность метода византийского мастера - писать без образцов. Именно из этого письма мы узнаем о том, сколько храмов и где расписал Феофан, в каких городах он работал на Руси. Узнаем, чем занимался он также иконописью, не чужд был и искусства книжной миниатюры, да во всем этом других превзошел. И не знали люди чему больше двигаться; блеску ли его книжному богатству или художественного воображения, живости ли его характера или мудрости речей. Тем печальнее, что в наследство нам досталось немногое. Из монументальных росписей - фрески церкви Спаса на Ильеме в Новгороде и несколько икон. При этом оговоримся; лишь те из них, что происходят из иконостаса Благовещенского собора в Кремле, не вызывают никаких сомнений в имени их автола. Глядя на фески Спасской церкви в Новгороде, с трудом велишь, что они выполнены в XIV веке. Какая своеобразная романтическая манера письма, предельно обобщенная, временами почти эскизная. Здесь нет ярких красок Художник предпочитал различные теплые оттенки желтых и коричневых цветов, искусно сочетая их с холодными, серо-голубыми, сине-зелеными, серо-фиолетовыми. Объем передан главным образом с помощью резких, энергичных, белильных мазков, скупо приложенных в наиболее выпуклых местах. На этом строится и эмоциональный эффект: будто внезапно вспыхивают яркие блики на темных суровых ликах святых, придают им изменчивость, подчас возбужденность, что действует особенно сильно по контрасту с неподвижными фигурами, словно исполненными какого-то смертного одарения. Феофан был ведущим мастером в дружине, работавшей по росписи Благовещенского собора. Над иконостасом в частности. Вполне, видимо доверяя во всем остальным своим ближайшим помощникам - старику Прохору с Городца, Андрею Рублеву, он собственноручно, однако, выполнил изображения главных персонажей важнейшего ряда иконостаса - дуисусного ряда (чина) . Взяв неслыханно большие доски (2 метра высотою и более 1 метра в ширину) - таких ранее не употребляли, художник написал на них Спаса на престоле, предстоящих ему Богоматерь и Иона Предтечи, одного архангела и трех святых. Лучшие из икон деисусного чина - предстоящие центральной группы композиции.