Смекни!
smekni.com

Международное и внутреннее положение России накануне мировой войны (стр. 3 из 4)

' Ленин В. И. Поля. собр. соч. Т. 26. С. 122. ,115

Составной частью планов являлось создание «Средин­ной Европы», в которую, помимо Германии, должны были войти Нидерланды, Швейцария, скандинавские страны, Ита­лия, Румыния и Болгария. Предполагалось поляков вытес­нить на Восток, а Россию отбросить к границам допетров­ских времен. Так, о Новгороде и Могилеве говорилось как о «немецких пограничных городах», а Петрограду отводилось место провинциального города в глубинке «восточного прост­ранства». Разработчикам из германского Генштаба также грезилась большая колониальная империя в Центральной Африке.

Экспансионистские планы Антанты были менее разрабо­таны, но тоже впечатляли. Они составлялись уже во время войны. Особенно показательной здесь была договоренность о присоединении к России Константинополя, Босфора и Дарда-нелл в обмен на раздел между Англией и Францией турецких владений на арабском Востоке. Не отставали от старших партнеров и другие страны. Так, перед вступлением в войну Италии на стороне Антанты союзники согласились отрезать в пользу квролевства часть югославских земель на Адри­атике.

Вместе с тем, кроме империалистического, существовал и огромный освободительный, патриотический 'срез войяы. Так, чехи находились в составе Австрийской империи 293 го­ла — со времени битвы при Белой горе в 1621 г. — и лишь первая мировая война создала условия для образования ими своего национального государства. Польские земли в течение почти полутора веков были разрезаны на три части и вопрос об их собирании и объединении встал в практическую плос­кость л"ишь после 1914 года. Воссозданной оказалась литов­ская государственность. Латыши, эстонцы, финны, словаки, .никогда прежде не знавшие государственности, обрели ее. Этих примеров вполне достаточно, чтобы отказаться от одно­стороннего определения первой мировой войны как империа­листической, захватнической и несправедливой.'

' В последние юд.ы 'появились публикации, в которых высказыва-

гтся опорная я пока что малоубедительная точка зрения, будто для России эта война была Отечественной войной.

116

Второго августа 1914 г. в Зимнем дворце царь офици­ально объявил о начале военных действий. В большом бело­мраморном Николаевском зале, где присутствовали 5000 че­ловек, прошла служба. Алтарь был возведен в центре зала, и на нем стояла Чудотворная икона Владимирской Богома­тери. Икона, доставленная в Москву в 1395 г., как говорило предание, остановила Тамерлана. Перед этой иконой в 1812 г. генерал-фельдмаршал М. И. Кутузов молился перед отъез­дом в армию. В начале новой войны Николай II просил бла­гословения у святой иконы. Подняв правую руку, он негром­ко произносил слова присяги, данной Александром I в 1812 году: «Я здесь торжественно заявляю, что не заключу мира до тех пор, .пока последний неприятельский воин не уйдет с земли нашей»'.

Война вызвала в России волну патриотизма. В обоих столицах прошли массовые патриотические манифестации под лозунгами: «За веру, царя и отечество!», «На защиту святой Руси». Прекратились забастовки. 17 августа царь с семьей прибыл в Москву. В Георгиевском зале Большого Кремлевского дворца царь произнес речь, обращенную к зна­ти и представителям жителей Москвы. Затем в Успенском соборе состоялась торжественная служба. Царская семья по­молилась перед гробницами патриархов России.

Когда 22 августа императорская семья возвратилась в Петербург, Николай II издал указ. На время войны по всей империи была запрещена продажа водки. В момент стреми­тельного роста военных расходов это был благородный, но не продуманный шаг. Продажа водки была государственной монополией, из которой царское правительство черпало зна­чительную часть своих доходов. Еще одним проявлением па­триотизма явилось изменение царем названия своей столи­цы. 31 августа 1914 г. Санкт-Петербург был переименован в Петроград.

Между тем первые недели война развивалась в точном соответствии с немецкими планами. Отборная немецкая ар­мия в миллион человек через Бельгию и Северую Францию

СоЮзники требовали вести наступление против Германии, Что­бы ослабить нажим на Запад.

Германское командование, опасаясь разгрома своего союзника, решило нанести удар 'в тыл русских армий. Резу­льтатом новой перегруппировки обоих противников явилась Ивангород-Варшавская операция. Преимущество оказалось на стороне русских войск, которые к 8 ноября вышли на ли­нию р. Варта — Карпатские горы. Перед русскими войсками открывалась возможность глубокого вторжения в Германию. Но к этому времени стал остро ощущаться недостаток воору­жения и боеприпасов. Австро-германские войска ценой тяже лых потерь сумели остановить наступление русских сил. Осу­ществить вторжение в Германию не удалась.

Крупными успехами завершилась кампания 1914 г. на кавказско-турецком театре войны. В конце декабря турецкие войска под руководством Энвера-даши были разгромлены. В боях отличился генерал Н. Н. Юденич, назначенный после этого командующим Кавказской армией.

В целом кампания 1914 г. закончилась 'в пользу Антан­ты. Стал очевидным провал германских расчетов на .молние­носную войну. Возникновение сплошных фронтов и позицион­ных форм войны 'вызвало поиск новых путей для решения стратегических задач. Германское командование приняло план перенесения основных военных операций на Восток — против России, с целью разгрома и вывода ее из войны.

В течение зимы 1914/15 г. русские войска вели упорные бои за овладение карпатскими проходами и карпатским хреб­том. 22 марта капитулировал Перемышль с 120 тысячным гарнизоном австро-венгерских войск. Но развить этот успех русские войска ,уже не могли. Остро ощущался недостаток оружия и боеприпасов, особенно снарядов. В середине апре­ля 1915 г. русские армии перешли к обороне.

Именно в этот момент Гинденбург и Людендорф обру­шили на Россию чудовищный удар, который готовился не­сколько месяцев. С западно-европейских фронтов были пере­брошены лучшие корпуса, из которых была сформирована 11-я германская армия: Прорыв русского фронта было реше­но произв.ести в районе Горлицы. Германская артиллерия на участке прорыва численно превосходила русскую в 6 раз, а тяжелым орудиям в 40 раз.

120

Второго мая 1500 немецких орудий открыли огонь по одному из,секторов русской передовой. За 4 часа на рус­ские траншей обрушилось 700000 снарядов. Русская артил­лерия практически молчала. Великий князь Александр Ми­хайлович писал, что «противник выпускает сто шрапнельных снарядов на наш один. Но наши офицеры оценивали это от­ношение 300: I».1

Русские траншеи были стерты с лица земли. Фронт про­рван. В результате австро-германским войскам удалось оттеснить русские армии далеко на восток. В конце мая был отбит Перемышль, 22 июня русские войска сдали Львов, а 5' августа пала Вйршава.

Русские войска отступили . на линию Рига—Двинск— Пинск;' оставив большую часть' Галиции, Польшу, Литву, часть Латвии и Белоруссии. Германское командование пола­гало, что с Россией покончено. Война шла на, российских зем­лях. Потоки беженцев устрёмиЛись на восток, увеличивая и без того''трудное'продовольственное и транспортное положе­ние в" стране. ;

Все просьбы России к союзникам ударить по герман­ским войскам на Западном фронте оставались без внимания. Военные действия 'в 1,915 году обошлись русской армии в 1 млн. 400 тысяч убитыми и ранеными, 976 тысяч пленными. Это была трагедия. Под суд был отдан военный министр В. А. Сухомлинов, смещен с поста Верховного главнокоман­дующего великий князь Николай Николаевич. В конце ав­густа 1915 г. Верхов-ным главнокомандующим стал сам Ни­колай II. Отныне и окончательно все неудачи и просчеты, ошибки и поражения связывались с его именем. Правда, на­чальником штаба Ставки был назначен опытный и, по всеоб­щему признанию, наиболее подходящий для этой должности генерал М. В: Алексеев.

..Уезжая в Ставку, з.а, сотни, километров от местопребы­вания правительства, царь почти полностью терял контроль над делами государства. При самодержавном правлении это недопустимо: всегда отыщется преемник. Эту роль сначала неопределенно, а затем все с большей уверенностью приняла на себя императрица Александра Федоровна, за спиной ко­торой стоял ее Друг—Распутин.

' Великий |кмязь Александр Михайлович: Книга воспоминаний. 1991'. С. 212.

,121

В сентябре 1915 года, вскоре после смены главкома в русской Ставке, немецкое наступление стало терять свою мощь. Русские войска сражались теперь на своей земле. Они отступали с боями, отстаивая каждую реку, каждую высоту. К ноябрю, когда зима приостановила активные действия на фронте, Алексеев сумел стабилизировать линию обороны, ко­торая проходила в среднем уже на 300 километров восточ­нее, чем в мае. В руках немцев оставалась русская часть Польши и прибалтийские территории.

Более в 1915 году уже не было крупных германских на­ступлений на Востоке. Посчитав, что потери этого Года подо­рвали русскую армию, германский Генеральный штаб пере­нес свои главные усилия 'на Запад. Начиная с февраля 1916 года, основная масса немецкой артиллерии и миллион сол­дат были брошены на главную французскую крепость — Верден. Бой у Вердена, продолжавшиеся с перерывами в те­чение всего 1916 г., заквнчились безрезультатно, хотя в этих сражениях обе стороны потеряли около полумиллиона че­ловек.

Также безуспешно была проведена и вторая крупная операция в 1916 году на реке Сомме, где инициатива принад­лежала англо-французам. Она была задумана для отвлече­ния немцев от Вердена, а в случае полного успеха, должна была положить начало изгнанию их войск из Бельгии. Опе­рация на Сомме почти не изменила линии фронта, хотя и была одной из самых кровопролитных.

Самые результативные операции 1916 года были на рус­ском фронте. Полной .неожиданностью для Германии и Авст­ро-Венгрии было наступление русских армий Юго-Западного фронта в июне этого года в районе Луцк—Тарнополь—Чер-новицы. Это наступление началось в разгар боев у Вердена и было тщательно подготовлено командованием фронта (гене­рал Брусилов А. А.).