Смекни!
smekni.com

Культура средневековой Европы (стр. 2 из 2)

Расширение кругозора, стремление пополнить географические знания способствовали появлению произведений о путешествиях.

Конец 15 века и век 16 – это расцвет публицистики в древнерус- ской литературе. Впервые появляется вымысел в исторических произ- ведениях.

17 век внёс свои значительные коррективы в средневековые пред- ставления Древней Руси, и сказываются они, прежде всего, в секуля- ризации мировоззрения: отделении религиозного начала от мирского. Появляются новые виды литературы – драматургия и силлабическое стихотворство.

Одна из важнейших заслуг 17 века в развитии литературы – от- крытие характера. У персонажей лучших светских повестей 17 века уже показано сложное переплетение добрых и плохих черт, возникает представление о характере и его формировании под воздействием обстоятельств и влиянием других персонажей, количество которых в повести значительно расширяется. Повести заняли ведущее место в литературе 17 века.

Литература подошла к новому периоду в своей истории.

Средневековая живопись.

Живопись – важное средство художественного отражения и ис- толкования действительности, воздействия на мысли и чувства зрите- лей, обладает существенным социальным содержанием и разнообраз- ными идеологическими функциями.

Развитие западноевропейской живописи тесно связано с научны- ми открытиями и общим расширением кругозора. Великие географи- ческие открытия, переворот в мировоззрении людей, связанный с сис- темой Коперника, обогатили сознание людей. В Голландии, началь- ный период развития натюрморта нашёл своё отражение в творчестве Бальтазара ван дер Аста, картины которого демонстрируют радость нового постижения красоты природы. В композициях замечательных живописцев Питера Класа (1597 или 1598 – 1661) и Виллема Класа Хеды (ок. 1594 – ок. 1680), изображённые в картинах предметы объе- диняются, важным фактором становится свет, падающий на предме- ты.

Ощущение вещественности предметов, их жизненного естества, умение извлекать из сочетаний предметов действенные, характеризу- ют творчество замечательного мастера Франсуа Рейкхалса, оказавше- го значительное влияние на двух крупнейших мастеров голландской живописи Абрахама ван Бейерена и Виллема Калфа. Абрахам ван Бей- ерен был художником страстного кипучего темперамента, ищущим, стремящимся передать в искусстве свою напряжённую жизнь.

Крупнейшим мастером натюрморта является фламандский живо- писец Франс Снейдерс (1579–1657). В зрелый период своего творчест- ва он создаёт монументальные декоративные полотна, в которых изображает груды битой дичи, фруктов, овощей, цветов. Мощь, изо- билие природы, яркая, жизнеутверждающая сила материи прославля- ются Снейдерсом в его многочисленных, огромных по размеру ком- позициях, предназначенных для украшения дворцов фламандских вельмож.

Изображения отдельных предметов, несущие в себе как символи- ческое, так и чисто декоративное значение, мы видим во многих порт- ретах кисти таких итальянских художников, как Венето, Морони, Лот- то, Бронзино.

Ростки испанского натюрморта можно найти в творчестве Фран- сиско Сурбарана (1598 –1664). Его картина «Детство Богоматери», где образ юной Марии трактован столь живо и лирично, даёт нам яркое представление о том, как испанский художник не только виртуозно передаёт фактуру и форму вещей, но и каждую из них наделяет боль- шим духовным смыслом.

К числу наиболее ярких представителей немецкого искусства 17 в. принадлежит Георг Флегель, художник, предметы в картинах которо- го обладают свойством вступать в непосредственный контакт со зри- телем.

Говоря о живописи, нельзя не упомянуть Леонардо да Винчи (1452 –1519) - итальянского живописца, скульптора, архитектора, учё- инженера. Сочетая разработку новых средств художественного языка с теоретическими обобщениями, он создал образ человека, отвечаю- щий гуманистическим идеалам Высокого Возрождения. Гуманисти- ческий идеал женской красоты воплощён в портрете Моны Лизы (Джоконда).

Микеланджело Буонарротти (1475 – 1564) – итальянский скульп- тор, живописец, архитектор, поэт . Он с наибольшей силой выразил глубоко человечные, полные героического пафоса идеалы Высокого Возрождения, а так же трагические ощущения кризиса гуманистичес- кого миропонимания в период Позднего Возрождения. Монументаль- ность, пластичность и драматизм образов, преклонение перед челове- ческой красотой появились уже в ранних произведениях.

К Великим живописцам средневековья так же относятся Рафаэль Санти и Рембрандт Харменс ван Рейн. Рафаэль Санти (1483 –1520)- итальянский живописец и архитектор – с классической ясностью и возвышенной одухотворённостью воплотил жизнеутверждающие иде- алы Возрождения. Его ранние произведения проникнуты изяществом и мягким лиризмом. Земное бытие человека, гармонию духовных и физических сил прославил в росписях комнат Ватикана, достигнув безупречного чувства меры, ритма, пропорций, благозвучия колорита, единства фигур и величественных архитектурных фонов. В портретах создал идеальный тип человека Возрождения. Проектировал собор святого Петра, строил капеллу Киджи церкви Санта – Мария дель По- поло в Риме.

Рембрандт Харменс ван Рейн (1606 – 69) – голландский живопи- сец, рисовальщик, офортист. Его новаторское искусство отличается демократизмом и жизненностью образов. Сочетая глубину психоло- гической характеристики с исключительным мастерством живописи, основанной на эффектах светотени, писал портреты, в т. ч. групповые и мифологические сцены. К 1660-м годам относятся наиболее слож- ные по психологической структуре религиозные и исторические ком- позиции. Широкая, свободная живопись Рембрандта приобретает пространственную глубину, светотень выступает как средство раскры- тия психологических коллизий.

Важнейший вклад в развитие средневековой культуры внёс анг- лийский драматург и поэт Уильям Шекспир (1564 – 1616) – крупней- ший гуманист эпохи Позднего Возрождения. В творчестве Шекспира отразились социальные противоречия, предшествовавшие Английс- кой революции 17 века. Ранние пьесы проникнуты жизнеутверж- дающим началом: «Укрощение строптивой», «Сон в летнюю ночь», «Ромео и Джульетта» и т. д. В исторических хрониках запечатлён кризис феодальной системы. Шекспировский канон включает 37 драм. Глубокий лиризм и поэтичная образность присущи как поэмам и «Со- нетам», так и драмам (написанным преимущественно белым стих- хом), отличающимся проникновенным знанием характеров и страстей. Масштаб событий у Шекспира делает личные драмы героев явлени- ями государственного и общественного значения. Изображение харак- теров во всей их многогранности и движении – важнейший вклад Шекспира в развитие человеческой культуры.

Николай Коперник (1473 – 1543) – польский астроном, совершив- ший переворот в естествознании, отказавшись от принятого в тече- ние многих веков учении о центральном положении Земли, объяснив видимые движения небесных светил вращением планеты вокруг оси и обращением её вокруг Солнца.

Галилео Галилей (1564 – 1642) – итальянский учёный, один из ос- нователей точного естествознания – всю свою жизнь боролся против схоластики, считая основой познания опыт. Заложил основы совре- менной механики, построил первый телескоп. Активно защищал гели- оцентрическую систему мира Коперника, за что был подвергнут суду инквизиции.

Надо сказать, что в средние века большинство учёных подверга- лось гонениям со стороны инквизиции – судебно – полицейского уч- реждения для борьбы с ересями. Учёный, который опровергал учения церкви, считался еретиком и обычно приговаривался к сожжению. Примером тому может служить судьба итальянского философа – пан- теиста и поэта Джордано Бруно (1548 – 1600), выдвинувшего концеп- цию о бесконечности и беслисленном множестве миров Вселенной.

Работы Исаака Ньютона (1643 – 1727) – английского математика, механика, астронома и физика – надолго определили пути развития физики и математики. Значительная часть классической механики на- долго сохранилась в виде, созданном Ньютоном. Закон всемирного тя- готения постепенно осознавался как единый принцип, позволяющий строить совершенную теорию движения небесных тел. Созданный им матемачический анализ открыл новую эпоху в математике.

Трудно представить, какой была бы современная жизнь без гениев средневековья, людей, которые не смотря на протесты церкви, про- возглашали свет Высокой культуры. Об этих людях, известных нам со школьной скамьи, можно написать очень много.

Используемая литература: А. Н. Ужанков «Хрестоматия по древнерусской литературе»

Анатолий Томилин «Рассказы об электричестве»

«Советский Энциклопедический словарь»

М. Шахнович «Тайны Прометея»

«Энциклопедический словарь математика»

Журнал «Огонёк» 1987 года.