Смекни!
smekni.com

Михаил Васильевич Ломоносов 3 (стр. 2 из 4)

Ломоносов учился в Славяно-греко-латинской академии с небольшим перерывом до конца 1735 года (в это время он был на предпоследнем, двенадцатом курсе). Однако вместо положенных тринадцати лет, он провел в академии только пять. Знания давались Ломоносову легко. Он выучил латинский и греческий языки, много занимался арифметикой, географией, историей, литературой, читал книги на славянском языке. Его интерес к науке с каждым годом рос.

Надо отметить, что жизнь Михаила Ломоносова была все эти годы тяжелой. Ученикам первых шести классов выдавалось «на все про все» по три копейки в день, а в старших классах – лишь немного больше. Обучение в основном велось на низком уровне. Так, астрономия излагалась с позиций Птолемея, хотя уже давно широкое распространение получили взгляды Коперника.

В самом конце 1735 года 24-х летний Ломоносов в числе двадцати наиболее способных учеников был направлен для продолжения образования в Петербургскую академию наук. Главными задачами академии в то время было проведение научных исследований (в основном по математике, физике и гуманитарным наукам) и подготовка отечественных ученых.

В первые дни в Петербурге московские воспитанники не имели ни жилья, ни денег на питание. Только в середине января им разрешили жить в покоях при Академии наук. И с конца марта 1736 года Ломоносов и остальные воспитанники поселились на первой линии Васильевского острова.

В академии на этот раз Ломоносову пришлось пробыть не долго, менее года. По договоренности между Петербургской академией наук и немецкими учеными-горняками во второй половине 1736 года в Германию выехала небольшая группа молодых ученых в составе трех человек, среди которых был Ломоносов. В их задачу входило изучение металлургии и горного дела.

Около 5 лет провел Ломоносов в Германии. Первые три года он был студентом известного университета, основанного в 1526 году, в небольшом немецком городе Марбурге. Менее чем за год Ломоносов хорошо освоил немецкий и французский языки, которые он до этого не знал. В то же время Ломоносов посещал лекции по математике, механике, физике, гидравлике, архитектуре, философии, праву, психологии и другим наукам. Лекции читал известный ученый-энциклопедист, почетный член Петербургской академии наук Христиан Вольф. Более того, Ломоносов слушал курс теоретической химии, читал современную немецкую художественную литературу, сочинения по риторике французских филологов, слушал лекции по римскому красноречию. Он изучал «Избранные речи» Цицерона, сочинения Овидия, Виргилия, Снеки, занимался вопросами стихосложения, пробовал писать стихи.

В 1739 году Михаил Ломоносов успешно закончил Марбургский университет.

Летом 1739 года Ломоносов и два его товарища прибыли в горнозаводской саксонский город Фрейбург, чтобы изучать непосредственно металлургию и горное дело, а также практическую химию. Время, проведенное во Фрейбурге, было очень полезным для Ломоносова. Студенты посещали рудники, металлургические заводы. Во время таких посещений давались квалифицированные объяснения. Большое впечатление произвела на Ломоносова Фрейбергская химическая лаборатория, в которой проводились нужные для практики химические анализы, научные исследования и опытные учебные работы. Возможно, что именно здесь Ломоносов оценил важность эксперимента в науке и по возвращении в Россию затратил много усилий для создания химической лаборатории в Петербургской академии наук.

Будучи в Германии, Михаил Ломоносов жил на квартире. Там он познакомился с дочерью хозяйки Елизаветой-Христиной Цильх, женился ней, и у них родилась дочь. Брак с Елизаветой был заключен в 1740 году и долгое время скрывался. В 1743 году, когда его положение станет более прочным и обеспеченным, она с дочерью приедет из Германии в Петербург.

С помощью русского посланника в июне 1741 г. М. В. Ломоносов, наконец, вернулся, в Россию, в Петербург. Начался петербургский период жизни, длившийся до его кончины. В эти годы развернулась его поразительно разнообразная и неуёмная деятельность.


ГЛАВА 3. НАУЧНЫЕ И ТВОРЧЕСКИЕ ДОСТИЖЕНИЯ

Итак, Ломоносов вернулся в Россию. Никак нельзя сказать, что его ждала теплая встреча, и были созданы удовлетворительные условия для работы. Ломоносов стал настойчиво добиваться в Академии наук развития именно тех наук, в которых нуждалось отечество, промышленность. В течение первых семи месяцев, несмотря на глубокие знания и желание служить отчизне, он оставался на положении студента, но, тем не менее, сразу включился в активную деятельность: составил каталог минералов и окаменелостей музея (кунсткамеры), занимался физико-химическими исследованиями, работал над уяснением ряда фундаментальных физических законов (теория теплоты, электрического поля). Ломоносов делает открытие в области атмосферного электричества, астрофизики, объясняет природу северного сияния, создаёт «ночезрительную»[6] трубу, обосновывает научную методику метеослужбы, предлагает действенные меры по охране лесных богатств. Ломоносову принадлежат лучшие в XVIII веке пособия по горно-рудному делу и лучшие проекты географических экспедиций, а также предложения по освоению Североморского пути, реализация которых впоследствии дала большую выгоду нашему государству. Кроме того, он писал стихи, делал переводы статей с немецкого языка на русский.

В начале 1742 года, Ломоносов был назначен помощником профессора физического класса, что делало возможным вести самостоятельную научно-исследовательскую работу, улучшало материальное положение. Ему принадлежит ряд работ, касающихся электрических явлений. Вместе со своим другом, известным в то время ученым Г.В. Риманом, он занимался изучением атмосферного электричества. Для этой цели была создана специальная электрическая машина, один из опытов с которой при изучении грозового разряда закончился трагически - Риман погиб. Ломоносов ставил цель предохранить сооружения от молнии.

Однако жизнь Ломоносова, обладавшего кроме выдающихся способностей и трудолюбия, еще горячностью и вспыльчивостью, оставалась нелегкой. Примером тому может служить факт, что в 1743-1744 году, он в течение восьми месяцев необоснованно находился под стражей, сначала в караульном помещении, а затем под домашним арестом, по той причине, что на него была послана жалоба о «недостойных поступках»[7].

Как это не удивительно, время, проведенное Ломоносовым под стражей, оказалось для него творческим и плодотворным. Он занимался вопросами строения вещества, формулировал свои естественнонаучные и философские взгляды, начал работать над трудом «Риторика», написал ряд стихотворений.

В 1743 году Ломоносов был утвержден Сенатом в должности профессора химии, что означало в то время признание его членом Петербургской академии наук.

14 июня 1745 года Ломоносов представил свою диссертацию «О металлическом блеске».

В 1748 году произошло очень важное для Ломоносова событие, осуществления которого он добивался многие годы, - рядом с домом, в котором жил Ломоносов, была построена Химическая лаборатория, располагавшая современным оборудованием и реактивами. Постройка этой лаборатории началась в 1746 году. В лаборатории Михаил Васильевич проработал более десяти лет.

Ломоносов всегда стремился все созданное им в науке сделать полезным для промышленности. Эта была одна из главных черт его творчества. Так, занимаясь в Химической лаборатории силикатами, он приложил много усилий, чтобы создать вблизи Ораниенбаума (теперь г. Ломоносов) фабрику цветного стекла. Ломоносов проделал свыше четырех тысяч опытов в поисках нужных составов. Он был очень увлечен проблемой создания цветных и бесцветных стекол, которые необходимы науке и промышленности. Также, на фабрике изготовлялся бисер и стеклярус. Причем станки для их изготовления проектировались самим М.В. Ломоносовым. Ряд машин и приспособлений приводился в движение водяной мельницей. Его Химическая лаборатория была оснащена неплохими приборами: точными термометрами, барометрами, различного типа весами. Также, в лаборатории размещались разного назначения печи, как с естественным, так и с искусственным дутьем: плавильные, стекловаренные, перегонные. Наиболее крупные стекловаренные печи использовались не только в опытных целях, но и для изготовления стекла и фарфора. Впрочем, профессор химии оказался малоопытным фабрикантом, и последние годы его жизни предприятие, требовавшее больших расходов, доставляло ему больше забот, чем радостей.

Одним из крупнейших открытий Ломоносова, основы которого были получены опытным путем в Химической лаборатории, было доказательство закона сохранения вещества. Он повторил опыт Бойля, состоявший в нагревании металла в герметически закрытом сосуде. Но Бойль, проводя такого рода эксперимент, сделал неверный вывод, что корпусы огня проникают через стенки колбы во время опыта. Ломоносов же, доказал обратное. Его опыт отличался от опыта Бойля тем, что он взвесил сосуд, не раскрывая его. Таким путем, Ломоносов установил, что вес колбы в результате опыта остается неизменным. Это был очень важный вывод.

В 1756 г. М.В. Ломоносов построил себе дом с домашней лабораторией в Петербурге, на Мойке. Здесь, вероятно, помещалась и оптическая мастерская, где по его проектам мастерами строились разнообразные приборы, телескопы, микроскопы, перископы, мореходные и другие инструменты.

Химическая лаборатория стала местом, где М. В. Ломоносов в 50-х годах с громадным увлечением занялся совсем новым, большим и своеобразным делом - мозаикой.Задача эта вполне подходила к характеру и вкусам М. В. Ломоносова; в ней переплелось изобразительное искусство с химией цветного стекла, оптикой и техникой. М.В. Ломоносов задачу решил с начала до конца. Ему пришлось разработать способы компоновки стеклянных кусочков в прочную мозаичную картину, и обеспечить художественное достоинство этих картин.