Смекни!
smekni.com

Культура Византийской империи (стр. 2 из 2)

Среди византийской фресковой живописи XI - XII вв. следует упомянуть росписи храма св. Софии в Охриде, церкви св. Пантелеймона в Нерези (Сербия) и монастыря Иоанна Богослова на Патмосе.

В XI - XII вв. византийское искусство широко распространилось на запад (Сицилия, Венеция), в славянские страны (Болгария, Сербия, Древняя Русь), на Кавказ (Грузия). Оно почиталось в те времена как самое передовое по своим художественным решениям, и в высших кругах феодального общества ему всячески стремились подражать.

Хотя в XIII в. в провинциальных областях распавшейся Византийской империи, в которую вторглись крестоносцы, все еще много строили, ничего существенно нового для искусства это столетие с собой не принесло. После вторжения крестоносцев в столицу Византии Константинополь как главная художественная школа, откуда выходили выходили все новые идеи, перестал на время существовать. Зато активизировалась художественная жизнь в провинции, где спасались от бесчинств крестоносцев многие столичные художники. Так, например, наступил расцвет в сербском искусстве (известные росписи храма в Сопочанах в Сербии)

После изгнания крестоносцев из Константинополя в 1261 г. начали складываться условия для медленного возрождения местной школы. К концу XIII в. вновь стали изготовляться рукописи с миниатюрами, подражавшими образцам X в., созданным в античном духе.

К началу XIV столетия приобрел четкие очертания палеологовский стиль (он так назван по имени правившей в Византии династии Палеологов). Для него характерны более свободные движения фигур, более мягкое выражение лиц.

Наиболее известные памятники византийской монументальной живописи этого времени - мозаики монастырей Хора (Кахрие-Джами) и Фетие-Джами в Константинополе, а также церкви св. Апостолов в Салониках. Поразительно красивые по своим краскам, эти мозаики знаменуют последний взлет византийского искусства. В дальнейшем еще создавались мозаичные иконы, но монументальное искусство начало быстро мельчать, архитектура утратила свою ведущую роль, на первый план выдвинулась иконопись, которой стала подражать фреска. Дорогая мозаика почти не применялась.

После взятия турками Константинополя в 1453 г. византийское искусство совсем пришло в упадок. Оно продолжало еще существовать на Афоне, на острове Крите, в православных храмах Болгарии и Сербии, но постепенно изжило себя. На историческую сцену выступали новые общественные силы, средоточием которых стали передовые торговые города Италии и Нидерландов. И именно там, раньше чем в других странах, сложилось реалистическое искусство Возрождения.

Византийское искусство имело исключительно большое значение. Широко использовав античное наследие, византийское искусство выступило хранилищем многих его образов и мотивов и передало их другим народам. Особенно велико было значение византийского искусства для стран, придерживавшихся, как и Византия, православной релгии (Болгария, Сербия, Древняя Русь) и неизменно сохранивших оживленные культурные связи с Константинополем (императорским и патриаршим дворами).

Лучшие произведения Византийского искусства находятся в Эрмитаже, Лувре, Византийском музее (Афины), монастыре св. Екатерины (Синай), Британском музее (Лондон), Музее изобразительных искусств имени А.С. Пушкина, собрании Дембартон Оокс (Вашингтон).

Литература Византии: история и деятели.

Литература Византии делится на три периода. Первый от Константина до смерти Ираклия (323-640 гг.) создал целую плеяду великих церковных писателей, учетилей и получил названиезолотого века. Больше всего разрабатывались богословие, историография, гражданская и церковная история, риторика, церковная поэзия, филология. Второй период (640-843) не отличается богатством творчества из-за закрытия филосовских и богословских школ. Третий период - период подъема с псередины XI в. до середины XV в. дал много ценного. Богословие составлято центр византийской литературы. Литературными деятелями в области богословия были Ионанн Дамаскин, Никита Акоминат, Иоанн Кипариссиот и патриарх Фотий. По аскетике и мистике известны труды Марка, Исаии, Нила, Макария, Диадохи, Исидора Пелусиота и др., по агиологии(жития святых) - Леонтия, Епифания Агиополита. Во главе истории стоит Прокопий. Из византийских хроногрофов известны: Иоанн Малама, Иоанн Антиохийский, Георгий Амартол, Иоанн Зонара и др. Не замирала в Византии и философия, в которой славятся Михаил Пселл, Иоанн Итал, Георгий Пахимер и др. Далее византийцы разрабатывали географию, филологию, юриспрунденцию, медицину, математику, астрономию, зоологию, ботагнику, археологию, алхимию и военное искусство. Представители церковной поэзии составляли прекразные песнопения; из них известны: Роман Сладкопевец, патриарх Сергий, Софроний Иерусалимский, Андрей Критский, Косьма Майюмский, Иоанн Дамаскин.