Смекни!
smekni.com

Безопасное применение в животноводстве минеральных солей, премиксов и белково-витаминно-минеральных добавок (стр. 3 из 5)

В связи с этим на базе «Коммунарки» сотрудники кафедры технологии переработки продуктов животноводства ТСХА в 2003 году провели научно-производственный опыт по изучению влияния добавок белково-витаминно-минерального премикса в рационы высокопродуктивных коров на фоне повышенного А-витаминного уровня питания на молочную продуктивность, физико-химические и технологические свойства молока, в том числе его термоустойчивость. Для опыта сформировали две группы коров черно-пестрой породы методом пар-аналогов (по возрасту 2-3 лактация, молочной продуктивности – 6-7тыс.кг, месяцу лактации – 3-4 мес.). Животные контрольной группы получали хозяйственный рацион, а опытной – рацион, обогащенный БВД фирмы «Провими», (состав премикса был рассчитан применительно к опытным животным с учетом их породы, возраста, живой массы, продуктивности и физиологического состояния). Уровень витамина А в опытной группе был выше действующих норм на 20%.

На основании данных опыта поедаемости кормов определили их фактическое потребление, а также установили количество потребленных питательных веществ за период опыта. Питательность потребленных кормов коровами опытной группы в кормовых единицах оказалась на 1,6%, по обменной энергии – на 5,8%, переваримому протеину – на 1,6%, по сухому веществу – на 1,65% больше, чем в контроле.

Молочную продуктивность коров учитывали по результатам контрольных доек. Среднесуточный удой коров опытной группы был на 0,9кг выше, чем контрольной (табл.3).

Таблица 3 – Состав и качество молока коров

Показатель Группа
контрольная опытная
Среднесуточный удой, кгСодержание в молокесухого вещества,%в том числе жира,%общего белка,%в том числе казеина,%сывороточный белок,%лактозы,%кальция,мгфосфора,мгПлотность молока,˚АКислотность молока,˚Т 24,011,83,903,192,490,664,25125090028,3817,0 25,112,53,983,172,540,684,46125096029,2017,3

Разницы в содержании жира и белка в молоке между группами фактически не установлено, но отмечена четкая тенденция увеличения казеина в молоке опытной группы, от содержания и свойств которого в значительной степени зависят технологические свойства молока. Сывороточных белков также было больше в молоке коров опытной группы.

Содержание кальция и фосфора в крови животных обеих групп находились в пределах допустимых норм. Введение в рацион коров опытной группы витамина А в дозе, увеличенной на 20% по отношению к контрольной, повысило его концентрацию в сыворотке крови до физиологической нормы.

По органолептическим и санитарно-гигиеническим показателям молоко коров обеих групп отвечало требованиям высшего сорта.

Показатель термоустойчивости молока на начало опыта не превышал 75% концентрации спирта. К концу первого месяца опыта термоустойчивость оставалась на том же уровне в обеих группах. В последующие месяцы отмечены колебания в контрольной группе – от 75% до 60%, в опытной группе этот показатель более стабильно удерживался на уровне 80%-ной концентрации спирта.

В летний период в обеих группах термоустойчивость молока была несколько выше по сравнению с зимним периодом, закономерность изменений между группами осталась та же, что и в зимний период. Отмеченные сезонные различия в термоустойчивости молока, очевидно, связаны с изменениями в кормлении животных. Известно, что молоко коров, которые выпасаются на хороших пастбищах, отличается высокой термоустойчивостью, а на скудных – худшей.

Таким образом, основной причиной низкой термоустойчивости молока является нарушение солевого и белкового состава молока, а также повышенная его кислотность. В связи с этим можно предположить, что введение в рацион БВД на фоне повышения уровня витамина А способствовало увеличению растворимых фракций казеина. Однако механизм изменения термоустойчивости молока пока недостаточно понятен и требует дальнейшего изучения.

Таким образом, использование белково-витаминно-минерального премикса на фоне повышенного уровня витамина А в рационах высокопродуктивных коров способствовало не только повышению продуктивности животных, но и улучшило технологические свойства молока, в том числе повысило его термоустойчивость.[2]

4. Минеральные корма

По химическому составу многие корма и их смеси не всегда могут удовлетворять потребности животных в отдельных минеральных веществах. Растительные корма, полученные на незасоленных почвах, бедны хлористым натрием, и поэтому все сельскохозяйственные животные должны регулярно получать подкормки в виде поваренной соли.

Поваренную соль скармливают свиньям и птице в измельченном кристаллическом виде, строго нормируя при добавлении к комбинированным кормам. Жвачным животным и лошадям, кроме дачи полной нормы соли с комбикормами, обеспечивают свободный доступ к лизунцам. Крупный рогатый скот, овцы и лошади охотнее поедают солому, мякину и другие грубые корма, сдобренные раствором поваренной соли. Потребность в соли у жвачных возрастает при скармливании силосованных кормов; при даче силоса слюнные железы вырабатывают значительно больше бикарбоната натрия для нейтрализации кислот, чем при кормлении травой или сеном.

Коровам с суточными удоями свыше 18кг полная норма соли (5г на 1 корм.ед. рациона) должна быть введена в смесь концентрированных кормов, так как высокопродуктивные животные полностью удовлетворить потребность в соли из лизунцов, по существу, не могут.

Телятам обеспечивают доступ к соли с первого же дня их жизни. Чистые лизунцы и измельченный мел, поставленные в деревянных кормушках в клетках, охотно поедаются телятами на 2-3-й день жизни, и они не трогают грязную подстилку. При такой организации подкормки у телят не наблюдается расстройств пищеварения и улучшается аппетит. Химическая промышленность выпускает лизунцы-брикеты с добавкой микроэлементов; они предназначены для использования в животноводстве тех районов, в которых почвы и корма бедны этими веществами. Там, где в кормах и питьевой воде недостает йода, кормовая соль подлежит йодированию – к 1кг соли добавляют около 2мг йодистого калия.

При правильной организации кормления сельскохозяйственных животных они должны получать следующее количество поваренной соли, кг на одну голову в год: дойные коровы – 26, молодняк крупного рогатого скота-11, овцы и козы – 3,7, свиньи – 11, взрослые лошади – 18кг.

В ряде районов страны, где почвы, корма и вода содержат недостаточное количество отдельных микроэлементов, их приходится добавлять к кормам, питьевой воде или лизунцам в виде солей со строгим учетом видовой потребности в этих веществах у различных животных.

Для профилактики и лечения алиментарной анемии у поросят-сосунов, реже у телят и ягнят, применяют микродобавки сернокислой меди (медный купорос – 25% меди и около 12% серы) и закисное сернокислое железо (железный купорос – 20% железа и около 11% серы). Для поросят готовят раствор (0,5% медного и 0,5% железного купороса), которым слегка увлажняют соски свиноматки перед каждым кормлением поросят. Животных других видов можно подкармливать медью и железом путем введения соответствующего количества солей этих металлов в питьевую воду или в комбинированные корма.

Обеспечить животных кобальтом можно путем добавления к комбинированным кормам хлористого кобальта (24% кобальта) или углекислого кобальта (40-50% кобальта). Промышленность выпускает дозированные кобальтовые таблетки, хорошо растворимые в воде.

Источниками йода могут служить йодистый калий, йодистый натрий и йодноватокислый калий. Соли йода в растворах нельзя смешивать с медным купоросом, их применяют для йодирования поваренной соли.

Для обеспечения животных марганцем используют сернокислый марганец (23% марганца) и его окислы.

Сернокислый цинк (22% цинка и около 11% серы), хлористый цинк и окись цинка применяют для восполнения дефицита этого микроэлемента при приготовлении комбинированных кормов для всех видов сельскохозяйственных животных.

Применение макро- и микроэлементов в кормлении животных дает наибольший эффект в том случае, когда их вводят в промышленных условиях в комбинированные корма, кормосмеси и белково-витаминные добавки в виде комплекса различных солей.[1]

4.1 Эффективная природная минеральная подкормка – волгоградский бишофит

В практике животноводства необходимо шире использовать минеральные добавки для балансирования рационов по недостающим макро- и микроэлементам, в частности, бишофит.

Природный бишофит – минерал, основу которого составляет хлорид магния с комплексом жизненно необходимых макро- и микроэлементов.

Уникальное месторождение природного бишофита открыто на Нижней Волге в Волгоградской, Саратовской, Астраханской областях и в Калмыкии.

Природный бишофит Волгоградского месторождения получают экологически чистым методом. Препарат выпускают в виде прозрачной или с желтоватым оттенком маслянистой жидкости, без запаха, содержащий хлорид магния 420-430г/л и 55-60г/л других минеральных веществ.

Ученые кафедры кормления Волгоградской ГСХА, начиная с 1979 года и по настоящее время, проведен большой объем исследований по изучению эффективности использования бишофита в качестве минеральной подкормки сельскохозяйственным животным.

Эффективность использования природного бишофита в кормлении телят изучена в учебно-опытном хозяйстве «Горная поляна» Волгоградской ГСХА. Телят в возрасте 15-20 дней подбирали в группы по принципу аналогов. Рационы составлены в зависимости от их возраста и живой массы на основе детализированных норм кормления. В соответствии с сезоном года в рацион вводили молоко и ЗЦМ, комбикорм, люцерновое сено, люцерновые гранулы, кормовую свеклу, зеленую массу люцерны и кукурузы, а также минеральные подкормки.