Смекни!
smekni.com

История монастырей (стр. 3 из 3)

Монастыри, тесно связанные с княжеской властью и крупными городами, были центрами идеологической жизни Руси. Здесь жили писатели- историки и летописцы,здесь составлялись жития, летописные труды. Монастыри снабжали этой продукцией читателей из княжеской, боярской сред.. Идеологическими задачами деятельности монастырей, в частности киевских и владимирских, и большими возможностями таких центров феодальной культуры определялась их деятельность как высшей школы для подготовки епископов- церковных администраторов первого ранга в древнерусских княжествах, куда входили практически все вопросы идейной, церковной, семейной жизни населения этих княжеств.

Превращение церквей и монастырей в земельных собственников значительно расширяло и укрепляло определяющий частнофеодальный социально- экономический уклад древнерусского общества в период XII-XIII веков. Они обладали населенными крестьянами землями как вотчинами и были заинтересованными их увеличением. Передача земель сопровождалась запретом перехода, в том числе перепродажи их, и подобный запрет при благоприятных условиях сохранял юридическую силу в течении жизни нескольких поколений, что расширяло церковную собственность на землю почти бесконечно.. Система церковной и монастырской феодальной собственности строилась на других организационных основах, чем светская. Феодальная структура земель предполагала иерархическое подчинение мелких феодальных собственников более крупным. Сила монастырей- в религиозном господстве над обществом и в централизованной административной системе.

Хозяйственная деятельность церкви, сосредоточение в ее руках огромных земельных владений, закрепощение крестьян, нарушение церковных заповедей архиереями и монахами – вызывало недовольство и осуждение не только со стороны посторонних людей, но и самих церковников, среди которых развернулось движение за отказ от церковных богатств. Один из самых видных деятелей этих «нестяжателей», Вассиан, писал: «Господь сказал: раздай имение твое. А мы, войдя в монастырь, не перестаем, по нашему безумию, всячески приобретать себе чужие села и имения, то бесстыдно выпрашивает у вельмож лестью, то покупая… Господь повелевает: отдай нищим. А мы, заразившись ненасытным сребролюбием, различным образом оскорбляет братий наших, живущих у нас в селах, обижаем их неправедными поборами, налагаем на них лихву на лихву... И если они не имеют сил отдать нам лихвы, то мы без жалости лишаем их имущества, отнимаем и них корову или лошадку, а самих с детьми, как поганых иноверцев, далеко прогоняем от своих пределов, а иных, предав княжеской власти, доводим до конечного разорения… Иноки, забыв свой обет и отринув всякое благоговенство, уже в седой старости поднимаются из своих обителей и толкаются в мирских судилищах, то тягаясь с убогими людьми о своих многолихвенных заимоданиях, то судясь с своими соседями о границах земель и сел… Сами вы изобилуете богатством и объедаетесь сверх иноческой потребы… все годовые избытки берете себе: или обращаете их в деньги, чтобы давать в рост, или храните в кладовых, чтобы после, во время голода, продавать за большую цену».

Заключение.

Таким образом, первые монастыри появляются после принятия христианства на Руси. Сперва возникают на Киевской земле, а позднее в Западной и Северо- восточной части Руси. Деятельность первых монастырей дает толчок появлению и развитию монастырей в последующие столетия. Монастыри играли большую роль в культурной, общественной и экономической жизни Руси. В моей работе я также показала отрицательную и положительную деятельность монастырей. Хозяйственная деятельность церкви, сосредоточение в ее руках огромных земельных владений, закрепощение крестьян, нарушение заповедей- вызывало недовольство и осуждение не только со стороны населения, но и среди самих церковников, среди которых развернулось движение за отказ от церковных богатств.

Список литературы

1.Соловьев С.М. История России с древнейших времен, кн.1,М, 1959.

2.Будовниц И.У. Монастыри Руси и борьба с ними крестьян.

3.Клибанов А.И. Русское православие: вехи истории. М,1989.

4.Щапов Я.Н. Государство и церковь древней Руси X-XIII вв. М, Наука,1989.-232 с.

5.Энциклопедия для детей. История России и ее ближайших соседей. Москва «Аванта+», 1995.