Смекни!
smekni.com

Довоенная Москва ХХ века (1920 - 1941 гг.) (стр. 3 из 7)

С 1931 года основной формой управления жилищным фондом были жилищно-арендные кооперативные товарищества, управлявшие домами на основе договоров о найме, а с 1937 г. -- домоуправления. Всего "в 1935-1940 гг. в Москве было построено свыше 1,8 млн. кв. метров жилой площади. Они строились в расчете на плотность населения не более 500 человек на 1 га. Плотность застроенной территории не п ревышала 18-30% от общей площади квартала; это обеспечивало наибольшие удобства и здоровые условия для жизни населения. Одновременно велось большое строительство культурно-бытовых, медицинских и других учреждений. Было построено 379 школ, свыше 400 детских садов и яслей, 24 больничных корпуса, 2 диспансера, 11 родильных домов".

В плане передачи информации из Москвы в другие города СССР и всего мира важную роль играл телеграф. В 1913 г. московский телеграф имел три международных линии, а к 1925 г. были построены новые, свя 'ывающие Москву с Парижем, Лондоном, Римом и Анкарой. Но только в 1928 г. уровень развития телеграфной связи превысил дореволюционный, а еще через год между Москвой и Ленинградом начал действовать фототелеграф.

Другими средствами передачи информации были телефон, радио и телевидение. Телефонная связь действовала в столице с 1882 г., но первая международная линия Москва-Варшава открылась только в 1927 г

Огромную роль играла телефонная связь в системе внутригородского сообщения. Так, в 1916 г. Центральная телефонная станция была самой крупной в мире: ее емкость составляла 55,2 тыс. номеров. "В 20-х годах появились первын автоматические телефонные станции (АТС): в Кремле, емкостью 200 номеров; опытная на 1000 номеров при ЦТС. В 1930 г. вступила в строй Замоскворецкая (на 8 тыс. номеров) и Бауманская (на 7 тыс. номеров) АТС машинной системы."

Телевизионная связь начала действовать в Москве с 1939 г., хотя пробные передачи изображения и звука проводились уже с 1931 г. Во время Великой Отечественной войны телевидение не функционировалЕ., а потому можно сказать, что этот вид СМИ не играл для довоенной Москвы существенной роли.

Зато такую роль играло радиовещание. Первая радиостанция начала работу в 1920 г., а через два года для этой станции была построена радиобашня на ул. Шаболовка (Шуховская башня). В августе того же года состоялась первая речевая радиопередача.

Но регулярное радиовещание началась в ноябре 1924 г., когда эфир был передан первый номер радиогазеты. В 1931 г. был образован Всесоюзный комитет по радиовещанию, или радиокомитет. Он в 1936 г. ввел " действие 5 программ вещания. Они были составлены с учетом временных поясов, национальных языков и особенностей народов Союза. Постоянно менялись формы и жанры радиопередач, радиоприемниками пользовались все московские семьи, репродукторы устанавливались в парках, скверах, на улицах. Радио было популярно, как сейчас популярно телевидение.

Не меньшая работа проводилась по электрификации и теплофикации Москвы. Первые тепловые сети цетрализованного теплоснабжения были проложены в 1928 г. от экспериментальной электростанции Всесоюзного теплотехнического института к заводам "Динамо" и "Парострой". В 1930 году от 1-ой МГЭС (ныне ГЭС N 1) проложен первый в Москве двухтрубный теплопровод для теплоснабжения зданий на площади

Ногина (бывш. Варварская). В 1933 г. на этой же станции был установлен первый мощный теплофикационный агрегат, что фактически сделало 1-ю ГЭС 1-ой ТЭЦ в Москве. В 30-х годах были сооружены ТЭЦ N 9, 11, 12.

К 1941 г. мощность теплофикационных агрегатов всей Москвы достигла 234 тыс. кВт.

Что до электрификации, то здесь первую роль сыграл всесоюзный план ГОЭЛРО, принятый 8-мым Всероссийским съездом Советов в декабре 1920 года. План, в частности, предусматривал увеличение мощносЕbи электростанций Москвы и Московской области с 93 МВт до 340 МВт. Вся столица теперь освещалась электричеством.

По мощности теплосетей и по количеству тепла, дающегося теплоцентралями, Москва заняла в мире второе место после Нью-Йорка.

Увеличивалась также газификация жилых и производственных зданий. В 1915 г. мощность газового завода в Сыромятниках составляла 18,7 млн. кубометров газа в год. В 1937 г. под Москвой (Расторгуево) началось строительство мощного оксогазового завода. К 1941 г. производство газа достигло 176,1 млн. кубометров в год. Газ использовался для закалки металлов, опалки тканей, выпечки хлебобулочных из $елий, а также в бытовых целях.

Решением проблемы водоснабжения Москвы была постройка канала Москва-Волга, о чем я подробно говорила в разделе "Транспорт". На базе канала были созданы Северная и Восточная водопроводные стЕ нции. Их доля в системе водоснабжения Москвы составляет 54%.

Приходилось увеличивать и совершенствовать систему канализации. Почвенные способы очистки вод требовали больших свободных площадей, что (приходится повторяться!) в условиях жилищной застройки и общего роста города было бы слишком нерационально. Поэтому начали применятся методы интенсивной очистки сточных вод. Были построены очистные станции аэрации -- Кожуховская, Филевская, Закрестовская и Люблинская. Здесь осуществлялась (и, кстати, до сих пор осуществляется) почти полная очистка сточных вод вплоть до биологической. Единственный "минус": эти станции были постр оены в 1940 г., а до этого применялись старые, недейственные способы очистки сточных вод.

Очень несовершенной была система удаления мусора и его утилизации. Если быть точнее, ее не существовало. Ежедневно из Москвы вывозились тысячи кубометров бытового мусора, который просто сва ливался в окрестностях города, а то и его черте. Даже мусоросжигающие заводы, не делающие, в сущности, ничего полезного (землю очищают, атмосферу загрязняют) были построены только в 70-х годах, -е говоря уже о мусороперерабатывающих.

Зеленые насаждения Москвы можно разделить на три группы: насаждения общего пользования (лесопарки, парки, сады, сквыеры, бульвары), ограниченного пользования (озелененные территории при школах, яслях, садах, жилых домах, больницах, вузах и др.) и специального пользования (санитарно-защитные зеленые зоны вокруг прромышленных предприятий, вдоль линий электропередач, на кладбищах). В дореволюционной Москве было около 2000 га зеленых насаждений, из них 830 га общего пользоования. Послереволюционный рост числа насаждений следует отнести прежде всего к территориальному рос bу города. В новых районах при застройке планировались площади под парки, скверы и др., благоустраивались крупные рощи и парки (например, Сокольники). Но центр города был озеленен по-прежнему с кудно (каковая ситуация до сих пор к лучшему не изменилась). Здесь находится бульварное кольцо, Александровский сад, ЦПКиО имени Горького, ПКиО "Красная Пресня", зоопарк и ряд более мелких, раз бросанных насаждений. Кроме того, в связи с промышленным подъемом увеличился выброс промышленных отходов как в атмосферу, так и просто на свалки. Именно в 20-30-х годах были созданы предпосылки для нынешней крайне неблагоприятной экологической обстановки.

4. Отражение новой идеологии в облике Москвы. Советская архитектура 20-30-х годов.

Еще только-только установилась Советская власть, еще нетвердо стояла она на ногах, еще шла Гражданская война и было непонятно, "кто кого", а новая социалистическая идеология уже сказалась на .блике столицы. Сперва -- на названиях улиц и площадей. Театральная площадь стала называться площадью Свердлова, Большая Никитская -- улицей Герцена, Варварская площадь -- площадью Ногина, Патриаршии пруды -- Пионерскими, Тверская -- улицей Горького, Знаменка -- улицей Фрунзе... Безликие новые названия приживались c трудом, что особенно хорошо видно сейчас, когда возвращаются историче ские.

Далее были демонтированы памятники Александру II, Алескандру III и генералу М.Д Скобелеву. Вместо старых монументов возводили новое. В честь первой годовщины Революции их было открыто целых тр и: временный памятник К.Марксу и Ф.Энгельсу на площади Революции, мемориальная доска "Павшим в борьбе за мир и братство народов" на Сенатской башне Кремля, и памятник-обелиск выдающимся мысли bелям и деятелям борьбы за освобождение трудящихся в Александровском саду. Обелиск представляет собой четырехгранный шпиль из серого гранита, установленный на кубическом основании. Архитектор монумента -- Н.А. Всеволжский. На обелиске высечены имена Маркса, Энгельса, Кампанеллы, Бакунина, Чернышевского, Герцена и др. По основанию высечены надписи: "РСФСР" и ниже -- "Пролетарии всех стран, соединяйтесь!".

В Москве множество памятников Ленину, начиная от Мавзолея (об этом позже) и заканчивая мемориальными досками, которые отмечают посещение Лениным того или иного завода или предприятия. Памятный знак-камень установлен даже на месте покушения на Ленина 30-ого августа 1918 г. Наиболее известные памятники -- на территории локомотивного депо Октябрьской железной дороги (1925 г.) и на Советс кой (бывш. Тверской) площади, перед зданием Центрального партийного архива Института марксизма-ленинизма пр ЦК КПСС (1940 г.). Кстати, там же до 1918 г. располагался памятник Скобелеву, отчего площЕ дь с 1912 до 1918 гг. называлась Скобелевской.

За памятниками пошли храмы и монастыри: их закрывали, разбирали, взрывали. Так были уничтожены Страстной монастырь (1937), Никитский (1935), частично Зачатьевский, Златоустовский, Сретенский и мно гие другие. Те, что не стирались с лица земли, закрывались, и в "освободившихся" зданиях размещались какие-нибудь культурные организации, как, например, филиал Музея древнерусского искусства церкви Покрова в Филях.

В 1931 г. был взорван Храм Христа Спасителя (энциклопедия "Москва" 1980-ого года издания стыдливо сообщает: был разобран в связи с реконструкцией Москвы). На его месте предполагалось возвести огро мный Дворец советов. В 1931 г. проводился конкурс на лучший проект Дворца. Из всех представленных предпочтение было отдано проекту Б.М. Иофана, предлагавшему сделать Дворец доминирующим зданием во всей системе центра Москвы.