Смекни!
smekni.com

История компании Nokia (стр. 2 из 3)

Надо сказать, что к этому времени Финляндию охватывает глубочайший спад производства. И несмотря на то, что в 80-х Nokia становится третьим в Европе производителем телевизоров, а также большую популярность получают спутниковые ресиверы фирмы и отделение, занимающееся производством автомобильных покрышек, особенно, если учесть неизменно высокое качество всего ассортимента предлагаемой продукции, Nokia пришлось сделать рискованный выбор. В мае 1992 года возглавивший компанию Йорма Оллила принимает решение о сокращении всех остальных отделений и сосредоточении научных и производственных мощностей на телекоммуникациях. Сегодня, когда Nokia является мировым лидером в мобильной связи и телекоммуникациях, мы можем по достоинству оценить правильность этого решения.

Секреты успеха

Именно когда компания всерьез занялась выпуском мобильных телефонов и других телекоммуникационных продуктов, она вышла на международные рынки. В результате в конце 90-х Nokia стала лидером рынка цифровых технологий связи.

За короткое время, благодаря своей способности чутко реагировать на частые рыночные перемены и мгновенно брать на вооружение новейшие разработки и технологии, компания добилась мирового успеха. Именно за счет грамотного и вдумчивого подхода, а также верных решений - как в области технологий, так и в области управления и кадровой политики - Nokia превратилась в мегакомпанию мирового класса. За каких-то 6 лет эта компания совершила скачок к мировой известности.

Йорма Оллила возглавил Nokia как раз в тот момент, когда ей требовался глоток свежего воздуха. И компания вскоре начала стремительно наращивать обороты. К 1997 году Nokia являлась производителем мобильных телефонов практически всех основных цифровых стандартов: GSM 900, GSM 1800, GSM 1900, TDMA, CDMA и Japan Digital. Благодаря столь обширным возможностям компании удалось быстро укрепить свои позиции в Европе и Азии.

Уже в 1998 г. она объявила о 70-процентном росте прибыли (210 млрд. евро), тогда как ее главные конкуренты Ericsson и Motorola ограничились лишь сообщениями о снижении темпов производства. Спрос на мобильные телефоны продолжал расти, вместе с ним росла и рыночная доля Nokia. В 1999 г. компания отвоевала 27% рынка мобильных телефонов, причем Motorola, шедшая второй, отстала от нее на целых 10%. На сегодняшний день Nokia по-прежнему лидер на рынке мобильных телефонов. Чем объясняется этот взлет? Попытаемся разобраться в причинах такого успеха.

История. От рядовых финских компаний ее отличало не только стремление к росту и внедрению новшеств, но и эффективное расширение сферы деятельности. Кроме того, Nokia отличилась тем, что единственная в своей стране стала проводить последовательную политику создания полной цепочки самообеспечения: от производства и разработки новых изделий до маркетинга, продвижения марки, организации продаж и предоставления сопутствующих услуг.

Имя. Прежде всего, руководство Nokia решило, что для успешного продвижения на рынке необходим собственный брэнд -- в компании сумели предвидеть, что в скором времени сотовые телефоны перейдут в разряд потребительских товаров (до этого продукты Nokia продавались под марками операторов мобильной связи). Решить поставленную задачу ей удалось в полной мере -- сегодня в списке наиболее популярных марок брэнд Nokia занимает одиннадцатое место, между Marlboro (10-е место) и Mercedes (12-е).

Инновации. Одной из стратегических целей компании всегда было непрерывное обновление, которое проявлялось в умелом и постоянном сегментировании, брэндинге и дизайне. Как Procter & Gamble, Nokia периодически выпускала новинки в различных категориях, чтобы постоянно доминировать на рынке. Как Coca-Cola, Nokia постепенно стала повсеместно известной маркой, только добилась этого намного быстрее.

Технологии. Nokia удлеляет много внимания и вкладывает большие средства в технологические разработки. Главным же прорывом, по мнению ряда специалистов, стала продвинутая и удобная система меню. Именно она, как считают многие, дала толчок к расширению функциональных возможностей телефона и постепенному превращению его уже не просто в коммуникационное, а скорее, в информационное устройство.

Когда многие high-tech-корпорации в США и Канаде сосредоточились исключительно на компьютерных информационных технологиях, европейские и японские компании серьезно занялись мобильными телекоммуникациями, беспроводными технологиями. И Nokia была в первых рядах этих "преобразователей мира". Люди хотят общаться "когда угодно и где угодно", и Nokia удовлетворяет этот спрос. Даже американцы признали, что благодаря Nokia будущее беспроводной связи принадлежит Европе. Такие показатели, как доля владельцев мобильных телефонов среди населения и охват территории сотовой связью, в Европе намного выше, чем в США. И это еще не все: сейчас стирается грань между технологиями - они сливаются в единое целое, а мобильные телекоммуникационные устройства воцаряются в самом центре беспроводного информационного общества нового века.

Дизайн. Визитной карточкой телефонов Nokia считается первоклассный дизайн.

Главный дизайнер Nokia Фрэнк Нуово полагает, что больший успех мобильным телефонам способны принести не новые возможности и замысловатое устройство, а удобство использования и красивый внешний вид. По его мнению, в сознании людей мобильный телефон - это что-то наподобие часов или солнечных очков. Влияние на них оказывает не развитие техники, а мода. Современные мобильные телефоны этой марки – веха, на которую равняются конкуренты фирмы. Nokia уделяет дизайну телефонов огромное внимание. Компания начала экспериментировать с цветом телефонов еще десять лет назад, когда в Европе и США вышли первые цветные аппараты. Одним из первых была Nokia 252 Art Edition. Во многом это заслуга Оллила и его команды, придавшей телефонам из Финляндии то качество, которое специалисты по потребительской психологии называют первостепенным в имидже мобильных телефонов Nokia - возможность придать индивидуальность каждому из них и посредством этого выделиться из потребительской толпы.

В команде Фрэнка Нуово работает около 100 дизайнеров. Имиджевая модельная серия 8000 является примером первоклассного дизайна. В этом плане очень показательно сотрудничество Nokia с домом мод Kenzo.

Многие считают, что Nokia 8210 - плод совместной работы дизайнеров Nokia и дома моды Kenzo. На самом деле это не совсем так: соглашение Nokia/Kenzo было сконцентрировано только на мероприятиях по продвижению продукции.Например, впервые 8210 была предсталена на показе мод Kenzo. Информация из пресс-релиза Nokia: "В нашем бизнесе Nokia 8210 открывает абсолютно новый класс продуктов, в особенности, если говорить о новом направлении в моде. Он не предназначен для вытеснения существующих категорий, он скорее занимает нишу где-то между престижным модным аксессуаром и обычным телефоном.

Презентация новой модели телефона на демонстрации мод Кenzo явилась для нас новым шагом в представлении новой ориентированной на моду категории продукции. Kenzo является идеальным партнером с престижной торговой маркой для вхождения в мир моды.

Индустрия мобильной телефонии уже заняла ведущее место в мире среди потребительских товаров электронной промышленности, и поэтому сегментация рынка приобретает более выраженный характер. Сегодня практически каждый человек является потенциальным пользователем мобильного телефона. Различным пользователям свойственны различные потребности, различный стиль жизни и индивидуальные предпочтения. По этой причине концепции производства и маркетинга становятся все более ориентированными на учет жизненного стиля клиента и его представлений о моде. Можно утверждать, что мобильный телефон становится все более действенным средством выражения индивидуального стиля и вкуса. Компания Kenzo, как и Nokia, является лидером в разработке стиля.

Kenzo, как и Nokia, является всемирно известной торговой маркой глобального распространения и имеет свои области охвата рынка. У Nokia и Kenzo схожие взгляды на совместную деятельность: стремление к свободе, выраженной индивидуальности, молодежный стиль. Мы имеем одинаковое представление о стиле в смысле выбора цветовой гаммы, материала и графического дизайна".

Корпоративная культура. Надо сказать, что формирование всем известной корпоративной культуры Nokia произошло еще до прихода к руководству Йормы Оллилы, нынешнего руководителя. О его предшественнике, Кари Каирамо, создано много мифов. Этот энергичный человек занимал пост генерального директора (СЕО) Nokia с 1977 года. Кстати, его предшественник, Бьёрн Вестерлунд, отвечавший за кабельное производство, практически поставил под угрозу благополучие Nokia, выступая за сокращение отношений с Советским Союзом. Кари Каирамо сразу после своего прихода построил важный для Nokia рыночный баланс: теперь 50% продукции отправлялось в СССР, а еще 50% — на Запад. Это помогло Nokia избежать катастрофы в период крупных перемен в нашей стране в начале 90-х годов. Но в 1988 году Кари покончил жизнь самоубийством и оставил компанию в весьма плачевном состоянии. Каирамо был харизматичным лидером, иногда его поведение было жестоким, оскорбительным и скандальным. Сегодняшнее поколение руководителей Nokia очень часто получает “авансы” именно благодаря имиджу и заслугам компании, обретенным при Каирамо. Он же заложил основные принципы корпоративной культуры Nokia: командная работа, глобальный масштаб деятельности и постоянное повышение профессионального уровня.

Не менее значительной фигурой стал и его приемник, Йорма Оллила. Именно он в 1991 г. "вывел" Nokia на новый цифровой стандарт мобильной связи - GSM. А через год, когда он стал руководителем всей компании, пообещал сделать Nokia крупнейшей фирмой, ориентированной на мобильный сектор рынка. Сейчас никто не будет спорить, что Nokia - это бизнес-чудо. Основой же всего, наверное, явилась несколько нетрадиционная схема работы Nokia, предполагающая сочетание свободы действий для отдельных ее структур и строгой финансовой дисциплины. Иными словами, в компании есть определенные корпоративные стандарты, но за их рамками подразделения вольны поступать по собственному усмотрению. Однако если какое-то из них не достигло определенных финансовых показателей, и нет предпосылок к тому, что в будущем ситуация изменится, работы по данному направлению сворачиваются.