Смекни!
smekni.com

История развития Siemens (стр. 4 из 7)

Несмотря на все эти предосторожности, кабель вдруг внезапно оборвался и исчез в море. Карл Сименс отчетливо понимал, что означает такой финал для престижа фирмы во всем мире. Поэтому он принимает решение поднимать кабель со дна, говоря специальным языком, провести драгирование дна с помощью якоря. Начали спускать поисковый якорь, этот процесс занял семь часов. С каждой минутой шансов на успех оставалось все меньше. Но оптимизм и великолепная настойчивость капитана были вознаграждены! Удалось захватить кабель, лежащий на морском дне, и поднять его с помощью соответствующих канатов и нескольких якорей.

В своих воспоминаниях Вернер Сименс так комментирует этот успех: "Удалось то, что было почти невозможным! Сколько должно было быть удачных совпадений! Это и хорошее морское песчаное дно, и хорошая погода, хорошие приспособления для поиска кабеля и его подъема, хорошее, легко управляемое судно с опытным капитаном - все это в данном случае у нас было и благодаря удаче, которая сопутствовала нам, стало возможным невозможное".

Немало забот с прокладкой кабеля было и после окончания этой экспедиции. После нескольких попыток удалось изготовить безупречный кабель для прямой линии, соединяющей Европу и США.

Весь опыт, накопленный фирмой Сименс в экспедициях, подтвердил правильность кабельной теории, разработанной Вернером еще в 1857 году, и пригодился для производства еще более совершенного кабеля.

Конкуренты между тем не дремали, изыскивая способы, чтобы напомнить о себе. Они не остановились даже перед тем, чтобы вылавливать из моря кабель, проложенный братьями Сименс, и разрезать его на части. Однако, со временем им стало ясно, что таких примитивных действий явно недостаточно, чтобы устранить с пути конкурента, каким была для них фирма братьев Сименс. В следующие 10 лет после прокладки прямой линии в США фирма проложила еще пять трансатлантических кабелей.

Так был положен конец монопольным притязаниям групп Филда и Пендера на прокладку кабеля.

Понятно, что огромные затраты энергии, потраченные братьями Сименс при прокладке телеграфной "индийской линии" и морского кабеля через Атлантику, не позволили им добиться таких же значительных успехов одновременно и в других областях. Но самым большим успехом можно считать то, что для мировой общественности имя "Siemens" стало понятием, выражающим высокое качество.

Прокладка межконтинентального телеграфного кабеля под Атлантикой, завершенная в 1875 году, произвела в мире настоящую сенсацию. Faraday продолжал функционировать вплоть до Первой мировой войны, и благодаря ему на дне морском было проложено более 60 тыс. км телеграфных линий. При выполнении этой грандиозной по объёму и степени новизны работы было всё: катастрофические ошибки, вызванные отсутствием опыта и необходимых знаний, финансовые потери, поставившие фирму на грань разорения, но именно тогда стало очевидным, что Сименс не только изобретатель и инженер, но и Предприниматель с большой буквы, умеющий устоять в тяжелейших условиях, добиться успеха и подняться вновь. При прокладке подводных кабелей Сименсом было выполнено множество изобретений и усовершенствований, а создание „кабельной теории" принесло ему международное признание.

Развитие

Компания быстро развивалась, выполняя крупные телеграфные проекты и расширяя деятельность в других направлениях. В 1887 г. товарищество Сименс и Гальске было преобразовано в акционерное общество, с основным капиталом в 35 милл. марок, который в 1898 г. был увеличен до 40 милл., а в 1899 г. - до 45 милл. марок.

До начала 80-х Siemens & Halske доминировала на электротехническом рынке Германии — у нее просто отсутствовали конкуренты. Разветвленная сеть филиалов и производств была создана по всему миру. Успешно складывался бизнес Siemens & Halske в Великобритании, где делами фирмы руководил Вильгельм Сименс. Важным зарубежным центром стала Вена. К началу 70-х годов XIX столетия отделения предприятий фирмы «Сименс и Гальске» были открыты в Вене, Санкт-Петербурге и Тифлисе (совр. Тбилиси, - на Кавказе фирма занималась нефтепромышленностью).

Siemens & Halske постепенно превращалась во влиятельный международный концерн. Общество ведет в различных странах множество предприятий (по электрическому освещению, по эксплуатации телефонов, телеграфов, электрических железных дорог, по передаче электрической энергии), но все же центр его деятельности в производстве аппаратов и принадлежностей электротехники.

Было построено несколько заводов: в Шарлоттенбурге, Вене, Париже, Санкт-Петербурге, кабельный завод в Англии, на котором, кстати, было произведено семь кабелей, соединивших Европу с Америкой.

К рекламе, пришедшей в Германию из западных стран, используемой часто по незначительным поводам, у Сименса было очень сдержанное отношение. Не отрицая значения серьезной рекламы, он откровенно высказал свое мнение по этому вопросу в письме бельгийскому партнеру по бизнесу, от 18 января 1876 года: "Тот, кто поставляет товар лучшего качества, всегда оказывается в лучшем положении, и я предпочитаю рекламе достижения, причем реальные, а не декларированные".

Когда Англия увидела изменения в немецкой экономике, она попыталась защитить свои рынки от немецких товаров политическими методами. В новой редакции "Закона о торговых марках" с 1887 года был введен пункт, по которому на изготовленных импортных товарах должна была стоять отметка страны-производителя товара. Отметка на товаре "Made in Germany" должна была удержать патриотично настроенного хорошего английского покупателя от приобретения этого товара. Но выстрел оказался холостым. Немецкое качество стало международным показателем, а знак "Made in Germany" - официальный пропуск - стал чем-то вроде знака качества. Теперь английский коммерсант с удовольствием покупал немецкие товары, так как он знал, что приобретает не только дешевый, но и качественный товар.

В 1887 году была основана Всеобщая компания электричества (AEG). Именно с этого времени можно говорить о создании немецкой электрической индустрии в плюралистическом плане. До этого времени берлинская фирма "Сименс и Гальске" существовала практически одна на большом пространстве - в том смысле, что она занималась не только изготовлением, монтажом и сбытом, но также вкладывала средства в новые разработки.

Ушло время, когда фирма "Сименс и Гальске" была единственной на промышленном рынке. AEG, как и некоторые новые фирмы, работавшие в области развития техники связи (среди них также и нюрнбергская фирма "Шуккерт", занимавшая к середине 80-х годов довольно значительное место и имевшая ряд собственных изобретений), привели к такой ситуации, когда стали возникать условия для конкурентной борьбы, способствовавшей появлению новых фирм.

Младшие братья Вернера – Вильям и Карл начали перестраивать свои фирмы. В 1881 году Вильям перевел свою фирму в Лондоне и Вуличе в акционерное общество "Siemens Brothers & Со Ltd". Карл же, со своей стороны, убедившись в том, что в России есть условия для развития техники больших токов, основал в Санкт-Петербурге "Общество по электрическому освещению, 1886 год", начавшее быстро развиваться как акционерное предприятие.

Но Вернер Сименс не видел необходимости в реорганизации структуры своей «семейной» фирмы. Сделать этот необходимый шаг - перевести фирму "Сименс и Гальске" в акционерное общество и влить этим самым в старейшую и заслуженную немецкую электрофирму живую струю - в 1897 году стало задачей, решить которую смогло только следующее поколение.

31 декабря 1889 года Вернер фон Сименс ушел в оставку, юридически фирма изменила свой статус: из открытого торгового общества она преобразовалась в коммандитное товарищество; отныне Вернер Сименс становился только вкладчиком коммандитного товарищества, вкладчиком, имевшим ограниченную ответственность (коммандистом), не обладавшим правом решающего голоса в делах фирмы. Руководство перешло к его старшим сыновьям, Арнольду и Вильгельму, и его брату Карлу. Карл, которому было уже 60 лет, с 1890 года стал формальным директором фирмы, хотя он не изменил своего местожительства и продолжал жить в местечке Гостиницы, неподалеку от Санкт-Петербурга.

К концу столетия Siemens & Halske подошла вполне процветающим предприятием, однако в 90-е годы развитие электротехнической отрасли стимулировало появление новых фирм, которые составили ей реальную конкуренцию. Необходимо было перейти от семейного бизнеса к новой форме капитала — акционерной компании, чтобы иметь достаточно средств удержать позиции лидера. Это произошло спустя пять лет после смерти Вернера фон Сименса, который твердо придерживался принципов семейного предприятия. В 1897 году компания была преобразована в акционерное общество Siemens & Halske AG с общим капиталом в 35 млн. марок. Председателем наблюдательного совета стал один из инициаторов преобразования — Карл Сименс. Переход к новой форме капитала происходил при поддержке директора Deutshe Bank Георга фон Сименса, одного из племянников основателя компании, а фактическое руководство осуществлял сын Вернера, Вильгельм. Так что фактически управление компанией осталось в руках семьи Сименс.