Смекни!
smekni.com

Этапы пути АТС (стр. 2 из 2)

Специалисты-электрики нашей компании сегодня разработали уже все существенные улучшения в области телеграфии, и мы не видим причин, по которым следует поддержать группу неспециалистов с нелепыми и непрактичными идеями, коль скоро у них нет ни малейшего представления о том, как решить затронутые проблемы. Финансовые прогнозы мистера

Г. Г. Хаббарда, хотя и звучат очень заманчиво, основаны на необузданном воображении и на отсутствии понимания технических и экономических аспектов существующего положения; при этом игнорируются технические ограничения, присущие их устройству, которое может быть не более чем игрушкой или лабораторной диковинкой. Мистер А. Г. Белл, изобретатель, служит учителем в школе для плохо слышащих, и для его работы «телефон», возможно, имеет какое-то значение, но при столь большом количестве недостатков не может всерьез считаться средством связи.

В свете изложенных фактов мы считаем, что предложение мистера Г. Г. Хаббарда о приобретении его патента за 100 000 долларов лишено здравого смысла, поскольку возможности этого устройства не представляют для нас никакого интереса. Мы не рекомендуем его покупать.

Это легендарное письмо Чаунси Депью является свидетельством, по-видимому, крупнейшей и грубейшей ошибки за всю историю телекоммуникационного бизнеса. Впрочем, через несколько лет Western Electric уже сама предлагала за патент 25 миллионов долларов, а в 1879 году организовала дочернюю компанию American Speaking Telephone Company, ставшую главным конкурентом Белла. Эта компания была весьма успешна в грядущей телм у Белла.

Получив же в 1876 году отказ, Белл совместно с юристом Гардинером Хаббардом (отцом Мейбл) и своим ассистентом Ватсоном организовали собственную фирму New England Telephone Company, впоследствии названную Bell Telephone Co. Сам Александр Белл был назначен главным электротехником компании, а его помощник Ватсон – управляющим и бухгалтером. При этом Хаббард и Ватсон получили 1497 акций в компании, в то время как сам Белл получил только 10 акций. Первые коммерческие телефонные аппараты, предложенные Bell Telephone Company, состояли из цельного куска дерева (черный орех или красное дерево) с элементом, который служил и передатчиком, и приемником. Источником энергии чаще всего выступал постоянный магнит, находившийся внутри устройства, а не батарея или внешний источник электропитания. Каждый телефонный аппарат имел прямое соединение с другим аппаратом через частную линию, которую телеграфисты обычно сдавали в аренду телефонной компании. В первых рекламных объявлениях пользование двумя телефонами и соединяющей их линией предлагалось за 20 долл. в год для общественных целей и за 40 долл. в год – для корпоративных; при этом обеспечивалось бесплатное техобслуживание.

В 1879 году Белл покинул правление своей компании, и Bell Telephone Company продолжала двигаться вперед уже без своего основателя. В 1881 году Bell Telephone Company полностью приобрела Western Electric, которая продолжала оставаться эксклюзивным производителем телефонного оборудования в течение 100 лет, пока сама Bell System не распалась. В 1922 году Александр Грэхем Белл умер от диабета, не будучи богатым, но хорошо сознавая значение сделанного им самого важного открытия в истории телефонии. Его ассистент Ватсон ушел из Bell Telephonе вскоре после смерти Белла и избрал для себя карьеру актера; он умер в 1934 году. Подразделение разработчиков Western Union стало единой организацией, которая в 1925 году превратилась во всемирно известные Bell Telephone Laboratories. Этот крупнейший научный центр дал миру транзистор, цифровую АТС, аппаратуру ИКМ, узлы коммутации с программным управлением, лазер, пакетную коммутацию, сотовую связь, операционную систему Unix и многие другие изобретения и открытия, а по количеству сотрудников, ставших нобелевскими лауреатами, он уступает только Кембриджу.

Возвращаясь к телефону, вспомним, что в 1878 году американец Давид Юз изобрел микрофон с угольными палочками, который, к сожалению, был недостаточно чувствительным и давал большие искажения звуков. В том же году Томас Эдисон применил в телефонной схеме индукционную катушку, Ватсон запатентовал применяющийся и поныне в телефонных аппаратах электромеханический звонок, а российский электротехник П. М. Голубицкий впервые использовал в телефонных аппаратах конденсатор. Об этом необходимо рассказать подробнее.

Блестящий выпускник физико-математического факультета Петербургского университета Павел Михайлович Голубицкий создал в своем имении в селе Таруса Калужской Bell Laboratories, где было сделано немало изобретений в телефонии и где по его рисункам изготовлялись первые телефоны и другие электрические приборы, включая знаменитый многополюсный телефон.

Значительный вклад внесли в разработку принципов действия и конструкций телефонных устройств другие российские изобретатели – профессор П.Войнаровский, инженеры Ф. Балюкевич, Е. Гвоздев, М. Дешевов, Г. Игнатьев, В. Нагорский, А.Новицкий, М. Махальский, К. Мосцицкий, Ю. Охорович, А. Столповский и другие.

Примечательно внедрение телефонии в российском военно-морском флоте. Огромные заслуги в этом деле, включая и организацию отечественного производства телефонной аппаратуры, и внедрения ее на боевых кораблях флота, принадлежат морскому офицеру Евгению Викторовичу Колбасьеву. Первая телефонная станция Колбасьева состояла из трех телефонов: два телефона находились у водолаза (один из них использовался в качестве микрофона) и один – у старшины команды на корабле. Знаменитый броненосец «Потемкин» и многие другие корабли имели телефонные установки Колбасьева, изготовленные и установленные кронштадтской мастерской.

Активно экспериментировал с первыми российскими телефонами действительный член Русского технического общества подполковник Владимир Борисович Якоби, сын академика Б.С. Якоби. Он сообщал в своих записках Инженерному корпусу: «...В самое непродолжительное время можно обучить армейских солдат обращению с телефонными приборами, так что в случае внедрения таковых в войсках это не встретит ни малейшего затруднения». В 1881 году В.Б. Якоби изобрел миниатюрный телефон, который назывался «телекаль» и представлял собой по существу вибрационный телефонный сигнальный прибор. Этот телефонный аппарат с успехом демонстрировался в 1882 году на Второй Петербургской электротехнической выставке.

Более 100 лет отделяло ее от выставок «Норвеком», где демонстрировались миниатюрные мобильные телефоны с вибровызовами. Самому В. Б. Якоби не было суждено увидеть практическое использование своих изобретений: материальные трудности и наследственный трудоголизм подорвали его и без того слабое здоровье и привели к преждевременной кончине в августе 1884 года.

Многие другие российские изобретения не были удобны иностранным компаниям, которые тогда (и не только тогда) заправляли российскими поставками связного оборудования, что иллюстрируется, например, историей микрофона Вредена. Международная компания телефонов Белла в 1881 году обязалась приобрести привилегию Р.Р. Вредена на микрофон и внедрить его на телефонных станциях, строившихся в Петербурге и Москве.

Другие, не связанные, как Якоби и Колбасьев, воинской присягой российские изобретатели, например С.М. Бердичевский-Апостолов и М.Ф. Фрейденберг, после тщетных попыток заинтересовать своими работами отечественные государственные организации и коммерческие фирмы были вынуждены патентовать свои изобретения за границей. Впрочем, косность и недальновидность отнюдь не

Крупные телекоммуникационные компании во всем мире грешили (а подчас и теперь грешат) тем же самым. Исторической иллюстрацией этому может служить описанная выше реакция телекоммуникационного гиганта XIX века – компании Western Union на предложение Белла и Хаббарда приобрести патент на телефон за 100 тыс. долларов. Ну, а более свежий пример – ситуация с беспрецедентным падением акций той самой знаменитой Lucent Technologies и индекса NASDAQ в целом, произошедшим в начале ХХI века. Впрочем, это уже совсем другая история.

Телефонные станции

Сегодня все воспринимают как нечто само собой разумеющееся возможность связаться по телефону с людьми, являющимися пользователями самых разных местных и междугородных сетей. Но так было не всегда. К 1885 году в США существовало уже более 300 лицензированных телефонных компаний, а телефону было всего лишь девять лет. Начиная с этого времени и по 1907 год людям часто приходилось иметь два телефона: один для связи с абонентами Bell Telephone Company, а второй – для связи с людьми, жившими в городе, который обслуживала другая телефонная компания. Независимые телефонные компании и компания Bell не «разговаривали» друг с другом, между ними отсутствовало какое-либо взаимодействие. В 1910 году компания AT&T выдвинула стратегию взаимоувязанной телефонной связи, из которой выросла телефонная сеть общего пользования (ТфОП). В обмен на предоставление компанией AT&T такого универсального обслуживания Федеральное правительство США предоставило ей монополию на телефонную связь, которую затем неоднократно отбирало. Большая часть других стран избежала этого неудобного периода и с самого начала создавала взаимоувязанные национальные сети, которые, в свою очередь, объединились в единую всепланетную сеть связи.

Экономическое обоснование применения телефонных коммутаторов связано с невозможностью соединить всех абонентов по принципу «каждый с каждым». В случае малого числа абонентов (скажем, N=5) такое соединение вполне представимо.