Смекни!
smekni.com

Деятельность Коне-Клуба "Йахо" (стр. 2 из 7)

Игра 5. Кружащая - напоминает работу на корде, но «Кружащая» игра значит намного больше, она развивает лошадь морально, эмоционально и физически, которая учится сохранять заданный аллюр и темп, пока человек не даст следующую команду. «Кружащая» игра - это сочетание «Направляющей», игры «Йо-йо» и направления лошади по кругу.

Эта игра не призвана отработать лошадь на корде, здесь важно как она отходит на круг и насколько хорошо реагирует на легкие команды, подаваемые на расстоянии при минимуме движений управляющего.

В результате «Кружащей» игры человек приобретаете полный психологический и эмоциональный контроль над лошадью.

Игра 6. Принимание - учит лошадь с равной легкостью двигаться как направо, так и налево. Она развивает гибкость лошади и ее баланс.

Игра 7. Долой клаустрофобию - помогает коню стать храбрее и выдержаннее, заходить в тесные помещения и передвигаться по узким проходам без принуждения. Эта же игра помогает не бояться лошади самостоятельно входить в коневозку, душевую или стартовую кабину [9, 14].

Кроме методик Пата Парелли популярны, так же, принципы работы Марка Рашида и Монти Робертса. Что касается последнего, то его метод мягкого обучения, получивший название «Джойн-Ап» («join-up» – «присоединение»), больше подходит, скорее, для диких лошадей или лошадей, выросших в табуне, ни когда не имевших тесного контакта с человеком.

Монти обратил внимание на индивидуальный метод общения лошадей, выделил более 170 сигналов и жестов, которыми обмениваются члены табуна, назвал их «языком Equus» и доказал, что человек в состоянии им пользоваться, а, применяя его умело, – строить коммуникации и доверие лошади, позволяющие небывало быстро и эффективно тренировать её [5, 15].

«Join-up» - процесс, при котором человек и лошадь благодаря общему языку налаживают основу общения для доверия и совместной работы. В этом процессе нет места для насилия и принуждения. Оба партнера решают самостоятельно, какой выбор они сделают.

Самое необходимое в обучении – это терпение и спокойствие. Настоящий тренер добивается от лошади правильного выполнения задания, чтобы ее похвалить, а не ждет, когда лошадь сделает ошибку, чтобы ее наказать.

Монти Робертс обычно работает с дикими лошадьми в круглом загоне («бочка» в 16 м2). Для начала он делает в сторону коня широкие движения и издает звуки характерные для хищника, которые вынуждают лошадь бежать прочь. А затем Робертс предлагает животному выбор: продолжать убегать или присоединиться к нему («join-up») и почувствовать себя в полной безопасности. На «языке Equus» Монти спрашивает у лошади: «Доверяешь ли ты мне вести наш табун и пойдешь ли ты за мной?» И на этот, хорошо понятый ей вопрос, лошадь быстро отвечает. Сперва она поворачивает к тренеру настороженное ухо, затем начинает зевать и облизываться и, наконец, опускает вниз голову в знак абсолютного доверия. Далее Робертс продолжает занятия, используя все тот же пассивный язык жестов: он поворачивается спиной к коню и, не сохраняя зрительный контакт, убеждает его подойти. Робертсу достаточно лишь полчаса, чтобы лошадь прониклась к нему доверием.

Что касается Марка Рашида, то он, в отличие от многих тренеров, практикующих «естественные отношения», и утверждающих, что человек должен стать для своей лошади доминантным членом табуна (иначе говоря «лошадью-альфа»), полагает, что лошадь ни при каком раскладе не видит в человеке члена своего табуна, тем более доминантного, мотивируя это тем, что эти животные достаточно умны, чтобы с первого взгляда распознать, лошадь перед ними или нет.

Марк Рашид разработал свою методику, направленную на полное взаимопонимание человека и лошади, назвав ее «Пассивное лидерство». «Пассивные лидеры» - лошади, прекрасно существующие в центре самой табунной структуры, которые, в противоположность «альфа-лидеру», постоянно доминирующим над всеми, стараются жить в мире с окружающими. «Пассивный лидер» применяет силовое воздействие только в крайнем случае, например, чтобы расчистить себе путь к какой-то конкретной цели. Эти кони действуют с мягкой настойчивостью, увлекая других своим примером. В результате, куда бы они ни пошли, изрядная часть табуна следует за ними.

Поэтому основная задача человека – установить со своей лошадью такой же тип взаимоотношений, при котором конь будет охотно следовать за ним и с удовольствием выполнять все, что от него просят. Прежде всего, необходимо найти способ вызвать у лошади желание доверять своему хозяину.

Приведя эти примеры я хотела показать насколько различны подходы и взгляды могут быть даже в пределах одной системы. Последователей NaturalHorsemanship объединяет желание сделать общение максимально комфортным и приятным как для человека, так и для лошади, исключив принуждение и наказания. В работе используется только «мягкое» трензельное железо, «естественные хакаморы», «естественные недоуздки» (Ropehalter), в зависимости от того, насколько серьезно ведется работа с конкретной лошадью и насколько хозяин готов ей доверять. Элементы программ NaturalHorsemanship используют в своей работе и некоторые спортсмены, решившие лучше понять своих лошадей и устранить проблемы, обуславливающие полный отказ лошади работать.

Если рассматривать «HauteEcole» Александра Глебовича Невзорова, то это уже совершенно другая история.

Он, как и его учитель Марио Люраши, взялся за полное восстановление старинной французской школы «Haute Ecole» - «Высокая школа», со всеми ее элементами, но уже сняв с лошади «железо» и предоставив ей полную свободу и выбор, не принуждая и не наказывая, ведь самый быстрый и легкий путь к потере доверия лошади – это ее ударить.

«Haute Ecole» изобрела универсальную формулу, которая в приложении к каждой конкретной лошади дает потрясающие результаты, исключающие насилие и наказание.

- Если лошадь что-то не делает — то ее просто этому не научили.

- Если лошадь что-то делает плохо — значит, ее плохо научили.

- Лошадь всегда права.

Все, чему учит школа «NEVZOROV HAUTE ECOLE», основано на точном, безупречном знании иппологии, открытиях ветеринарной медицины, на практически совершенном (для всех учеников) знании анатомии, физиологии, биомеханики лошади, истории, даосизма, дзен-буддизма, естественной истории. Для всех учеников является обязательным участие во вскрытиях, препарациях, анатомировании, чтобы идеально представлять себе работу миологического аппарата лошади, действия и взаимодействия мышц, чтобы видеть своими глазами разрушения организма, причиняемые конным спортом или любым другим безграмотным и жестоким способом взаимодействия лошади и человека [12]. Школа «NEVZOROV HAUTE ECOLE» не приемлет ни какого другого взгляда на лошадь, кроме своего собственного, ибо этот взгляд научно обоснован, логичен и верен, а значит, любая другая точка зрения просто не имеет право на жизнь.

Как я уже говорила «HauteEcole» - это «закрытая» школа, попасть в которую может только человек, обладающий исключительным «лошадиным талантом». Объясняется это и как минимум тем, что: «Если что-либо становится общедоступно, то оно сразу же теряет свою ценность» [1].

В системе Невзорова запрещено использование даже недоуздков, не говоря уже о всякого рода «лошадиного железа» и других принудительных средств воздействия. Вообще наличие аксессуаров и атрибутики, связанной с конным считается дурным тоном, противоречит духу и уставу школы. В работе используется только кордео (тонкий кожаный ремешок или веревочка (зашитая в «кольцо») на шее лошади), играющее, в основном, «поднимающую» роль при обучении лошади «испанскому шагу» или «караколю». Так же кордео служит для подсказки высоты подъема корпуса на «песаде», амплитуды движения на «балансе» и т.п..

Вторая, очень важная вещь для работы в школе «NEVZOROVHAUTEECOLE» - это короткий, сухой прутик, например, боярышника, используемый для «туширования» (l’attouchement – (фр.) прикосновение), т.е. для подсказки лошади ритма, темпа, высоты подъема ног.

Используется невесомый прутик, а не этот же хлыст, еще и потому, что даже при неосторожном движении воспитателя прутик не причинит вреда, а как инструмент он в миллион раз маневреннее и нежнее, что предельно важно при «тушировании» сверху. Сделать «туширование» абсолютно понятным возможно лишь тогда, когда оно становится действительно бесконтактным, т.е. когда прутик не касается лошади, а лишь обозначает для нее ритм, ощутимый для лошадиной кожи шевелением воздуха от своего движения. Так же для бесконтактного «туширования» применяется шамбриер в качестве длинной руки при работе на лонже (на корде). Ни шамбриера, ни прутика лошадь не должна бояться и при рассекании ими воздуха в 5 см. над ее ушами в худшем случаи должна быть полностью равнодушна.

Что касается «лонжировки», то она разрабатывает мощь, вымах, отчетливость движений, которые появляются у лошади от ощущения простора и возможности быть размашистой и яркой, что не всегда возможно «в руках». Категорически запрещено использовать корду, как средство удержания лошади. Корда (лонжа) – символ для лошади связи с воспитателем, если она хочет оборваться с корды, унести, потащить – значит, она попусту разрывает связь и надо начинать снова заниматься «в руках». «Лонжирование» никогда не может быть средством заставить лошадь «выпустить пары» или размяться. Нет ни чего более опасного для суставов и интеллекта лошади, чем пустое гонянье на корде, в любом возрасте. Разминка проводиться только по прямой на шагу или энергичной рыси рядом с человеком. Разминать можно и с помощью «кранчей» или других мягких гимнастических упражнений, использовать апортировочные предметы, тумбы и другие развивающие игрушки.

Большое значение отводится обретению лошадью естественного сбора, который она в состоянии регулировать сама, его величину и продолжительность. Ни какие механические средства для его достижения не используются. Езда верхом без сбора калечит спину лошади, езда верхом в принудительном сборе с помощью уздечки трагически травмирует лошадь, калечит спину, шейный, поясничный отделы позвоночника практически безвозвратно.