Смекни!
smekni.com

Фотография 2 (стр. 2 из 3)

сложный натюрморт, составленный из произведений живописи и скульптуры. Этот

снимок Дагер передал потом де Кайэ, хранителю музея в Лувре. Автор экспонировал

серебряную пластинку в камере-обскуре в течение тридцати минут, а затем перенес

в темную комнату и держал над парами нагретой ртути. Закрепил изображение с

помощью раствора поваренной соли. На снимке хорошо проработались детали рисунка

как в светах, так и в тенях.

Свой способ получения фотоизображения изобретатель назвал собственным именем –

дагеротипия – и передал его описание секретарю Парижской Академии наук.

7 января 1839г. на заседании Академии Араго торжественно доложил ученому

собранию об удивительном изобретении Дагера, заявив, что “отныне луч солнца стал

послушным рисовальщиком всего окружающего”. Ученые одобрительно приняли

известие, и этот день навсегда вошел в историю как день рождения фотографии.

В августе того же года Араго от имени Академии выступил в палате депутатов

французского парламента, где было принято решение сделать фотографию достоянием

всего народа, а Дагеру и наследникам Ньепса назначить за открытие пожизненную

пенсию.

В России первые фотографические изображения получил выдающийся русский химик и

ботаник, академик Юлий Федорович Фрицше (1808 – 1871). Это были фотограммы

листьев растений, выполненные по способу Тальбота. Одновременно Фрицше предложил

внести существенные изменения в этот способ.

Доклад Фрицше на заседании Петербургской Академии наук в 1839 г. представлял

собой первую исследовательскую работу по фотографии в нашей стране и одну из

первых исследовательских работ по фотографии в мире.

4.Механизм получения изображения.

Опишем одну из схем, применяющуюся наиболее широко.

Получение фотографического изображения складывается из этапов, каждый

из которых определяет качество будущего изображения.

Первым этапом является фотографическая съемка. Второй этап – негативный процесс.

И заключительный этап – позитивный процесс. На каждом этапе есть свои “подводные камни”, умело обойдя которые, можно получить действительно качественное изображение. Например, на первом этапе от качества работы зависят художественно-эстетические достоинства снимка. На втором, умелое выполнение работ, определяет качество полученного для печати снимка негатива, и подготавливает почву для третьего этапа получения изображения - т.е. собственно

фотографического снимка, где главное - правильно распределение светлых и темных тонов.

5.Этапы фотографического процесса.

Процесс получения фотографии основан на фотохимических процессах, открытие и развитие свойств которых были рассмотрены выше.

Теперь отойдем от истории развития фотографии и рассмотрим подробно современные процессы ее получения.

При фотохимических реакциях зерна галогенидов серебра, состоящие из упорядоченно расположенных атомов серебра и галогена (напр., хлора), при экспозиции на свету разрушаются под действием нескольких фотонов.

Освобожденный атом серебра соединяется с другими атомами серебра на поверхности зерна, когда падающий фотон разрывает связь между атомами серебра и хлора в молекуле.

Информацией о том, что свет экспонировал эту часть пленки, служит образовавшееся в этой части крошечное пятнышко серебра.

Изображение не будет видимым, даже если его рассматривать на свету.

Превращение экспонированных зерен галогенида серебра в зерна серебра происходит на стадии проявления. Но такого превращения не происходит с теми зернами, которые подверглись воздействию света. Таким образом получается видимое негативное изображение. Но и на этой стадии неэкспонированные зерна галогенида серебра все еще светочувствительны. Поэтому обычно, при процессе фиксирования

неэкспонированный галогенид серебра удаляется, реже превращается в соединение, нечувствительное к свету.

Для стадии проявления характерен процесс значительного усиления. Такое усиление уникально среди фотохимических процессов. На стадии проявления только фотохимический процесс в глазу характеризуется большим усилением.

Светокопирование – это процесс, в котором соли трехвалентного железа превращаются в соли двухвалентного железа под воздействием электромагнитного излучения.

Это один из давно известных фотохимических процессов, он часто используется для размножения чертежей. При этом бумага покрывается железоаммониевой солью лимонной кислоты и калиевой солью железосинеродистой кислоты ( одна из многочисленных версий). Затем бумага экспонируется на очень ярком свету,

проходящем сквозь чертеж на кальке, до тех пор, пока не образуется слабое

изображение. Соединения трехвалентного железа переходят в соединения двухвалентного железа в местах, где свет попадает на бумагу.

Для проявления соединения трехвалентного железа, бумага погружается в воду. Образуется синеокрашенное цианидное соединение, тем самым дающее негативное изображение. Фиксирования в этом процессе не требуется, хотя изображение не особенно стабильно в течение длительного времени. Стадия проявления в процессе

светокопирования может вызывать незначительное изменение цвета.

Позитив может быть получен при использовании других химических соединений, с помощью точно такого же процесса.

Еще один фотохимический процесс, широко применяемый для получения копий получил название диазопроцесс. Диазосоединение – есть органическое соединение, обычно кислота. Используются для образования на бумаге среды, создающей изображение.

6.Принципы фотографического процесса.

Чтобы описать стандартный фотографический процесс потребуется много времени и знание специальных терминов, поэтому постараемся изложить информацию в более краткой и доступной форме.

Итак, пленка или фотобумага экспонируется в фотоаппарате или в фотоувеличителе и на поверхности зерен AgX, поглотивших значительное число фотонов, образуются

мельчайшие крупинки серебра, которые и являются центрами проявления.

Остаются неизменными лишь те зерна, которые недостаточно освещались.

На этой стадии нельзя обнаружить изображение, даже если бы эмульсию можно было рассматривать. Поэтому набор экспонированных зерен представляет собой

скрытое изображение.

Это происходит от того, что частицы серебра слишком малы.

На следующем этапе выбирают проявитель.

Для достижения хорошего проявления надо использовать подходящий проявитель при определенных температурах и временах обработки. Проявителями могут быть как органические, так и неорганические соединения, но в настоящее время главным образом применяются ароматические соединения – производные бензола.

Проявитель служит для превращения в чистое серебро зерна скрытого изображения. Проявитель является донором электронов, и в процессе проявления электроны присоединяются к положительным ионам серебра, образуя атомы металлического серебра. Частицы серебра действуют как катализатор в процессе проявления.

Остановимся подробней на этапе проявления и рассмотрим наиболее часто встречающиеся проявляющие вещества:

1.Амидол – это проявляющее вещество, одно из самых активных. Способно проявлять даже без ускоряющих веществ. Его недостатком является очень быстрое окисление

кислородом воздуха и, следовательно, в растворе оно сохраняется недолговременно.

2.Гидрохинон – также активное проявляющее вещество. Оно способно создавать изображения с высокой оптической плотностью и контрастностью.

3.Метол - наиболее распространенное проявляющее вещество. Используется как отдельно, в метоловых проявителях, так и в сочетании с гидрохиноном. Чисто метоловый используется в качестве выравнивающего, т.к. работает медленно и дает мягкие негативы.

4.Глицин – используется, когда необходимо создать малоконтрастные негативы с хорошей проработкой деталей в тенях и с небольшой вуалью. Но действует очень медленно.

Проявители в водных растворах образуют ионы водорода. Концентрация этих ионов

влияет на скорость восстановления проявителем галогенида серебра до

металлического серебра. Концентрацию ионов водорода можно регулировать введением

щелочи в проявитель во время приготовления последнего. Такие щелочи называются

ускорителями. Ими могут быть - карбонаты натрия и калия, сложные соединения бора и натрия.

Чтобы добиться нужного результата применяются различные добавки к основному проявителю. К примеру, сульфитные соединения служат в качестве очистителя от использованного проявителя и в качестве стабилизатора; бромид калия применяют, как замедлитель, который действует как противовуалирующее вещество.

Следующей задачей будет удалить оставшиеся ионы серебра или сделать их нечувствительными к свету, иначе последующая длительная экспозиция на свету превратит их в атомы серебра, разрушая изображение.

На стадии фиксирования неэкспонированные, практически нерастворимые в воде частицы галогенида серебра превращаются в растворимые в воде соединения, которые вымываются из эмульсии. Подбирается фиксаж тщательным образом. Его цель - превратить неэкспонированные зерна галогенида серебра в соединения, растворимые в воде, но не растворить серебро изображения.

Между стадиями проявления и фиксирования может использоваться фиксаж для прекращения проявления, а также гипосульфит, который часто содержит кислоту, либо может применяться стоп-ванна.

Стоп-ванна, представляет собой слабокислый раствор (обычно 2%-ной уксусной кислоты)и может содержать бисульфитные соединения, которые удаляют окисленное проявляющее вещество и таким образом предотвращают пятнистое окрашивание эмульсии.

На залючительном этапе, для удаления побочных продуктов процессов проявления и фиксирования, пленка (бумага) промывается. Иначе побочные продукты будут со временем разрушать изображение: остатки использованного проявителя образуют пятна на отпечатке, а гипосульфит через длительное время изменяется, приводя к обесцвечиванию отпечатка. Пленка или бумага должны промываться в больших количествах воды или в проточной воде.