Смекни!
smekni.com

Культурные памятники Ленинградской области (стр. 3 из 6)

Царское село

Зарождение и условия дальнейшего развития дворцово-паркового ансамбля «Царское Село» связаны с освобождением из шведского плена старинных новгородских владений у берегов Невы, строительством Петербурга и превращение его в столицу Русского государства.

Эта территория издавна входила в состав Древнерусского государства. В XII веке этот край именовался «Ижорской землей Господина Великого Новгорода». В XVII веке «Ижорская земля « была оккупирована шведами. Возвращение России этих территорий началось в результате побед, одержанных в начале Северной войны в 1702 году. На месте будущего Царского Села находилась небольшая усадьба - Saris hoff, Saaris moisio («мыза на возвышенном месте»), а по-русски Сарская мыза, обозначенная на шведских картах XVII столетия.

Сначала Сарская мыза была подарена генерал-губернатору освобожденного края А. Д. Меньшикову, а затем 24 июля 1710 года по приказу Петра I мыза была «отписана» его будущей жене Екатерине Алексеевне и включена в разряд дворцовых земель (официальное бракосочетание Петра I состоялось в феврале 1712 г). В 1710-1720 гг. на месте усадьбы появляется загородная царская резиденция. Вокруг нее возникают русские деревни. В 1719-1720 гг. близ мызы на территории будущего города появляется слобода дворцовых служителей, и проводятся мероприятия по упорядочению ее планировки и застройки. Сарскую мызу стали называть Сарским Селом, а с началом дворцового строительства оно превратилось в Царское Село.

На протяжении двух веков Царское Село считалось летней Парадной императорской резиденцией, строительство которой имело государственное значение и велось в течение ряда лет при участии правительственных ведомств. С 1811 по 1843 гг. здесь находился Царскосельский императорский лицей, в котором воспитывался А. С. Пушкин. После октябрьской революции дворцово-парковый ансамбль был превращен в музей, а лучшие дома города заняли учебно-воспитательные и оздоровительные учреждения. В связи с этим в 1918 году город был переименован в Детское Село. В 1937 году в столетнюю годовщину со дня трагической гибели А. С. Пушкина город получил его современное название. В январе 1983 года решением Совета Министров РСФСР дворцы и парки г. Пушкина получили статус заповедника, который в 1990 году назван Государственным музеем-заповедником «Царское Село».

Центром музея-заповедника является Екатерининский дворец, выполненный Ф.Б. Растрелли в стиле русского барокко. Восхищают роскошью Большой зал дворца и ряд парадных залов, среди которых всемирно известная «Янтарная комната».

Другим образцом мировой архитектуры является Александровский дворец, выполненный в стиле классицизма. Комнаты императора Николая II и его супруги Александры Федоровны оформлены в стиле модерн.

Неотъемлемой частью музея-заповедника «Царское Село» являются его парки - Екатерининский и Александровский общей площадью 300 гектаров. В парках Пушкина расположено более 100 архитектурных сооружений - дворцы, павильоны, мосты, мраморные монументы, подражающие готической, турецкой, китайской архитектуре.

Екатерининский (Большой) дворец - один из архитектурных шедевров русского барокко середины XVIII века, красивейшая загородная резиденция русских монархов. Дворец строился и перестраивался с 1717 по 1756 год на протяжении почти 40 лет Его внешний и внутренний облик украшен прекрасной резьбой и позолотой, мрамор и живопись показывают неповторимость русского барокко. В дворцово-парковом ансамбле Пушкина оно выделяется своей масштабностью, нарядным сочетанием цветов - белого, небесно-голубого и золотого - и прихотливостью архитектурных решений.

Уже при входе ты попадаешь, словно в сказку, окунаешься в атмосферу 18 века. Главные («Золотые») ворота, как пример применения кованого металла в русской архитектуре ворота Екатерининского дворца не имеют равных. Накладные позолоченные детали из прочеканенного железа превращают узор ворот в легкое черное кружево, сквозь которое просматривается лицевой фасад дворца. Из-за обилия золоченых деталей ворота названы «золотыми». В 1756 году только на позолоту ворот, ваз, статуй, лестниц, фасадов, интерьеров дворца ушло около ста килограммов золота.

История строительства

Первый каменный дворец в Царском Селе строился по проекту архитектора И. Браунштейна в период с 1717 по 1724 год. «Каменными палаты» Екатерины I представляли тогда собой небольшое двухэтажное здание, типичное для дворцовых построек в России начала XVIII века.

С восшествием на престол Елизаветы I было принято решение перестроить Екатерининский дворец. В конце 1742-начале 1743 годов проектом перестройки дворца занимался архитектор М. Земцов, а после его смерти - А. Квасов, Дж. Трезини, С. Чевакинский. К 1751 году трудами этих архитекторов скромные «каменные палаты о 16 светлицах» превратились в обширный дворец с церковью и полукруглыми служебными корпусами (циркумференциями), которые обрамляли Парадный двор.

Окончательно свой блестящий облик, с некоторыми изменениями сохранившийся до наших дней, Екатерининский дворец обрел благодаря обер-архитектору двора Б.-Ф. Растрелли.

Указ о перестройке старого здания был подписан Елизаветой 10 мая 1752 года, а уже 30 июля 1756 года Растрелли представлял свое творение императрице и иностранным послам.

Перестраивая дворец, Растрелли сохранил его основные элементы. В протяженном (свыше 325 метров) фасаде здания можно выделить «средний дом», то есть центр дворца, подчеркнутый тремя выступами - ризалитами. «Средний дом» декорируют атланты и кариатиды, декоративные маски (маскароны) на фронтонах и над окнами, картуши и другие лепные украшения. В 1756 году скульптуры, маскароны и картуши были вызолочены, что придавало дворцу особый блеск. С этого же года Большой дворец был центром придворной жизни, где не только проходили балы, маскарады, но и вершились важные государственные дела.

От центральной части дворца отходили симметричные флигели, соединенные галереями, которые Растрелли органично включил в общий план дворца, создав полноэтажные корпуса. Над северным корпусом возвышались пять позолоченных куполов Дворцовой церкви, а над южным, где находилось парадное крыльцо, высился большой позолоченный купол с многоконечной звездой на шпиле. По проекту Растрелли был окончательно оформлен и Парадный двор, въезд в который украшают позолоченные ворота, изготовленные по рисунку архитектора на Сестрорецком заводе.

Не меньшей роскошью отличалось внутреннее убранство Екатерининского дворца. Созданную Растрелли Парадную анфиладу из-за обилия золоченой резьбы прозвали «золотой». Анфиладное расположение залов Растрелли использовал и в других дворцах, но только в Екатерининском длина Парадной анфилады была равна протяженности всего здания.

Графиня В.Н.Головина писала в своих мемуарах: « В этом прекрасном жилище было нечто волшебное, и обитала в нём женщина, обладавшая всем, чтобы нравиться и привязывать к себе». Упоминаемые личные покои императрицы Екатерины II, включающие Опочивальню, Туалетную, Табакерку, Рафаэлевскую комнату, Зеркальный и Серебряный кабинеты, располагались рядом с тремя парадными дворцовыми залами - Арабесковым, Лионским и Китайским, где протекала вся придворная жизнь.

В помещениях нижнего этажа Южного флигеля (1779-1785; арх. Ю.Фельтен), спроектированных и отделанных Ч.Камероном Дж. Кваренги, поочерёдно жили фавориты императрицы - Григорий Потёмкин, Александр Ланской, Александр Дмитриев-Мамонов и Платон Зубов, по имени которого впоследствии флигель получил название Зубовского. Он выдержан в строгой и величавой манере классицизма и был продолжен тремя связанными между собой постройками Ч. Камерона - Холодной баней, Агатовым павильоном и Камероновой галереей. С северного торца архитектор И. Неелов выстроил здание Церковного корпуса, оформив фасад так, чтобы он не составлял резкого контраста с растреллиевским барокко. С Церковным корпусом было связано аркой-переходом здание, в котором впоследствии разместился Царскосельский лицей.

Большой зал

Большой зал, или Светлая галерея, как его называли в XVIII веке, — парадный апартамент в стиле русского барокко, созданный по проекту архитектора Ф.-Б. Растрелли в 1752 - 1756 годах. Зал предназначался для проведения наиболее важных приемов и торжеств, в том числе парадных обедов, балов, маскарадов.

Двухсветный зал, около 1000 квадратных метров занимает всю ширину дворца. Летом зал пронизан солнечным светом, играющим на позолоте в течение всего дня, а вечером зажигаются 696 свечей, расположенные по сторонам от зеркал.

Все элементы богатого декора создают иллюзию безграничного пространства: чередование больших окон с зеркалами в простенках зрительно расширяет границы галереи, живопись плафона, изображающая по периметру колоннаду, над которой парят фигуры, раскрывает пространство в высоту.

Скульптурная и орнаментальная золоченая резьба зала, сплошным узором покрывающая плоскости стен, была выполнена по эскизам Ф.-Б. Растрелли и моделям скульптора-декоратора И. Дункера ста тридцатью русскими резчиками. Особенно пышно были обработаны торцовые стены, украшенные многофигурными композициями.

Янтарная комната

Янтарная комната располагалась в так называемой «Золотой анфиладе парадных залов Екатерининского дворца. По линии север-юг она сообщалась с Картинным и Портретным залами, а с восточной стороны к ней примыкала Малая белая столовая.

Облицовка из янтаря, относящаяся ко времени Фридриха I, состояла из двенадцати настенных панно и десяти цокольных панелей. В центре четырех широких настенных панно располагались богато декорированные янтарные рамы. В них первоначально находились зеркала, затем в Зимнем дворце - живописные полотна художника Иоганна Фридриха Гроота, замененные в Царскосельском дворце на флорентийские мозаики. Янтарные рамы, окружавшие мозаики, представляли собой шедевр камнерезного искусства. Здесь и объемная резьба разного рельефа, и тонкая гравюра на янтаре, и точеные тяги, и прихотливый узор из гроздьев и листьев, и сложные сюжетные композиции. На янтарных панелях среднего размера в центре были расположены зеркала в более легком резном обрамлении, над которыми сильно выступали вырезанные из янтаря накладные королевские короны. Другие геральдические символы - прусский орел и вензель Фридриха I «FR» (Friedrich Rex) - чередовались на цокольных панелях. Узкие янтарные панно были оформлены гравировками по янтарю с изображениями морских пейзажей. Богатая отделка стен Янтарной комнаты дополнена живописным плафоном и наборным паркетом. Паркет Янтарной комнаты исполнен в 1764 г. по рисункам В. И. Неелова из ценных пород дерева - палисандра, ореха, красного сандала, клена. В годы Второй мировой войны паркет утрачен и воссоздан бригадой паркетчиков-реставраторов под руководством Е. Ф. Кудряшова.