Смекни!
smekni.com

Национальный характер и культура Испании (стр. 3 из 9)

В 16 в. подвлияниемитальянскогоискусствавИспаниискладываетсяшколаманьеризма: еевиднымипредставителямибылискульпторАлонсоБерругете (1490–1561), живописцыЛуисдеМоралес (ок. 1508–1586) ивеликийЭльГреко (1541–1614). ОсновоположникамиискусствапридворногопортретастализнаменитыеживописцыАлонсо Сан чес Коэльо (ок. 1531–1588) иегоученикХуанПантохаделаКрус (1553–1608). Всветскойархитектуре 16 в. утвердилсяорнаментальныйстиль«платереск», сменившийсявконцестолетияхолоднымстилем«эрререско», образцомкоторогоявляетсямонастырь-дворецЭскориалблизМадрида, построенныйв 1563–1584 какрезиденцияиспанскихкоролей.

«Золотымвеком»испанскойживописиназывают 17 в., когдатвориливеликиехудожникиХусепеРибера (1588–1652), БартоломеЭстебанМурильо (1618–1682), ФрансискоСурбаран (1598–1664) иДьегодеСильваВеласкес (1599–1660). Вархитектуресдержанный«эрререско»вовторойполовине 17 в. сменяетсяизбыточнодекоративнымстилем«чурригуреско».

Период 18–19 вв. вцеломохарактеризуетсяупадкомиспанскогоискусства, замкнутоговподражательномклассицизме, апозднеевповерхностномкостумбризме. НаэтомфонеособенноярковыделяетсятворчествоФрансискоГойи (1746–1828).

Возрождениевеликойиспанскойтрадициипроисходитвпервойполовине 20 в. НовыепутивмировомискусствепроложилиоригинальныйархитекторАнтониоГауди (1852–1926), которогоназывали«гениеммодерна», зачинательияркийпредставительсюрреализмавживописиСальвадорДали (1904–1989), одинизосновоположниковкубизмаХуанГрис (1887–1921), абстракционистХуанМиро (1893–1983) иПаблоПикассо (1881–1973), внесшийвкладвразвитиенесколькихнаправленийсовременногоискусства.

ДиегоВеласкес. ВеличайшимхудожникомИспаниисталДиегоВеласкес (1599-1660), младшийсовременникЭльГреко. ОнродилсявСевилье, всемьедворянинапортугальскогопроисхожденияисдетстварешилпосвятитьсебяживописи. УчилсяонвмастерскойизвестногосевильскогохудожникаиученогоФ. Пачеко, благодарярекомендациикоторогосмогпереехатьвМадрид. В 23 годаДиегоРодригесдеСильва-и-Веласкессталпридворнымживописцем. КконцужизниВеласкесполучилвысшуюдолжностьпримадридскомдворе, сталгофмаршалом, рыцаремичленоморденаСантьяго. Постоянноеивысокоекоролевскоежалованиепозволялоемунеписатькартиныдлязаработка; онрисоваллишьто, чтохотел. Веласкеспочтинеработалсрелигиознымисюжетами (какостроумнозаметилТео-фильГотье, «еслионнеписалангелов, толишьпотому, чтоониемунепозировали»); малотого, тастрастность, котораясчитаетсяопределяющейчертойвсего «испанского», внемпочтиотсутствует. Холодноенаблюдение — вотчтопрославилоВеласкеса. «Длянегожить — значитсохранятьдистанцию. Этоискусстводистанции. Отделивотзанятийживописьювсе, чтосвязаностяготамиремесла, онсумелудержатьнарасстоянииисвоеискусство, увидетьегоочищеннымдострогойсути - системычистоживописныхзадач, требующихчеткогорешения... Егофигурынеощутимы, они — чистыевидения, ареальностьвоистинупризрачна. Отсюда, наконец, исовершеннейшаянеозабоченностьзрителем. Егозадача — написатькартинуиосвободитьсяотнее, оставивнаспередплоскостьюхолста. Этогенийбезучастности», — говорилоВеласкесефилософ X. Ортега-и-Гассет. БольшинствополотенВеласкеса — портреты: онписалипридворныхкарликов, иинфант, иримскихкардиналов. Вколлекциииспанскихкоролей, нынепринадлежащеймузеюПрадо, сохранилисьистинныешедеврыВеласкеса, преждевсего, «Менины», гдеизображенамаленькаяинфантаМаргаритавокружениифрейлин (по-порт. фрейлины). «Теологиейживописи»назвалэтукартинуитальянскийхудожникЛукаДжордано.

Испаниявторойполовины XVIII - начала XIX в. быластранойпротиворечий. Втовремя, каквРоссииЕкатерина II переписываласьсВольтеромизакрываламонастыри; втовремя, какФранцияраспевала «Марсельезу»иказнилакоролей, испанскаяинквизицияв 1778 г. осудиланавосьмилетнеезаточениеграфаПаблоОлавиде, правителяСевильи, строителядорогичерезСьерра-Морену, реформатораиписателя. Зачто? Заустройствопубличныхбаловинеуважительныеотзывыомонахах. ФрансискоГойя, выбившийсяизбедняковвпридворныеживописцы, дружилспросветителями — иприсутствовалнааутодафеипубличныхказнях.

2.3 Музыка

Расцветиспанскоймузыкальнойкультуры, особенновжанрецерковноймузыки, началсяв 16 в. ВедущимикомпозиторамитойэпохибылимастервокальнойполифонииКристобальдеМоралес (1500–1553) иегоученикТомасЛуисдеВиктория (ок. 1548–1611), прозванный«испанскимПалестриной», атакжеАнтониодеКабесон (1510–1566), прославившийсясочинениямидляклавесинаиоргана. В 19 в. последлительнойэпохизастояинициаторомвозрождениянациональноймузыкальнойкультурысталФелипеПедрель (1841–1922), основоположникновойиспанскойкомпозиторскойшколыисоздательсовременногоиспанскогомузыковедения. Вконце 19 –начале 20 в. испанскаямузыкаполучаетевропейскуюизвестностьблагодарятакимкомпозиторам, какЭнрикеГранадос (1867–1916), ИсаакАльбенис (1860–1909) иМануэльдеФалья (1876–1946). СовременнаяИспаниядалатакихвсемирноизвестныхоперныхпевцов, какПласидоДоминго, ХосеКаррерасиМонтсерратКабалье.

2.4 Кино

СамыйизвестныйизиспанскихкинорежиссеровЛуисБюнюэль (1900–1983) ещев 1928 вместесСальвадоромДалиснялсвойпервыйсюрреалистическийфильмАндалусскийпес. БюнюэльбылвынужденпокинутьИспаниюпослеГражданскойвойныипоселилсявМехико, гдесоздалзнаменитыекинокартиныИстребляющийангел (1962), Дневнаякрасавица (1967), Скромноеочарованиебуржуазии (1973) иЧтомешаетзаветнойцели (1977). ВпослефранкистскийпериодвИспаниипоявилосьнесколькокинорежиссеров, получившихизвестностькакнародине, такизарубежом. КнимотносятсяКарлосСаура, ПедроАльмодовар (Женщинанагранинервногосрыва, 1988; Кика, 1994) иФернандоТруэва (Прекраснаяэпоха, 1994), которыеспособствовалиупрочениюмировойславыиспанскогокинематографа.

2.5 Образование

Обучениевшколеявляетсяобязательнымибесплатнымввозрастеот 6 до 16 лет, причемоколотретиучащихсяпосещаютчастныешколы. ВИспанииболее 40 университетов; самымикрупнымиявляютсяуниверситетыМадридаиБарселоны. В 1992 ввузахобучались 1,2 млн. студентов, 96% изних–вгосударственныхуниверситетах. ВИспаниинаобразованиев 1995 расходовалось 4,3% ВВП.

2.6 Отдыхиспорт

Поночамвкафеибарахустраиваютсяпредставленияиспанскоймузыкиитанцев; частозвучатандалусскиекантефламенко. Вразныхрайонахстраныпроводятсякрасочныенародныефестивали, ярмаркиирелигиозныепраздники.

ВИспаниисохраняютсвоюпопулярностьбоибыков–коррида. Излюбленныйвидспорта–футбол. Молодежьиграеттакжевпелоту, илибаскскиймяч. Наюгестраныбольшиеаудиториисобираютпетушиныебои.

Глава 3. Национальный характер Испании

3.1 Традиции Испании

Испания – это совершенно особенная страна, непохожая на своих европейских соседок, главным достоянием которой являются, конечно, сами испанцы. Эти шумные, темпераментные люди не скрывают своего отношения к окружающим, напротив, они стремятся выразить его, причем как можно более эмоциональным способом. Естественно, что в такой неугомонной стране особой популярностью пользуются всевозможные гулянья, ярмарки, фестивали и карнавалы. Один из них, посвященный Св. Иосифу, покровителю плотников и краснодеревщиков, проводится в Валенсии. Большие куклы – фальясы, - сделанные из материи и плотного картона, дали имя этому веселому торжеству. Днем их принято носить по улицам города, а вечером, вооружившись петардами и бенгальскими огнями, - сжигать. Всю ночь после этого не смолкает гомон, и гулянья продолжаются до самого утра.

Как и в любой другой стране, Новый год в Испании – один из самых главных и шумных праздников. Здесь его обычно встречают в большой компании на главной улице города – наверное, многим известен мадридский обычай собираться на центральной площади и под бой курантов съедать 12 виноградин, запивая их шампанским. Это настоящий ритуал: испанцы, большие любители винограда, верят что каждый, кто съест его в новогоднюю ночь, в следующем году не встретится ни с бедностью, ни со злыми духами.

Другим амулетом против нечистой силы считается пальмовая веточка, прибитая к двери дома в конце апреля, когда празднуется так называемое «пальмовое воскресение», аналогом которому в России является «вербное». Это первый день страстной недели, а в каждый из последующих обычно проводятся представления на библейскую тему.

Еще один религиозный праздник Испании приходится на 12 октября, он посвящен Св. Деве Пилар, убедившей апостола Сантьяго обратить страну в христианство. Позже, в 1492 году, в тот же день, Христофор Колумб открыл земли Нового Света – как считают верующие, это произошло именно благодаря поддержке Св. Девы Пилар.

12 октября – это еще и главный национальный праздник страны. Его называют Днем Испанидад, подразумевая под этим единство и дружбу между всеми испано-язычными странами. Раньше в этот праздник вносился некий имперский характер: испанцы отмечали его как день своей расы, своего духа, но сегодня, благодаря влиянию демократических настроений в обществе, Испанидады стали праздником цивилизации, праздником, посвященным богатой истории и неоценимой культуре этой гостеприимной солнечной страны.

3.2 Испанцы

Национальное лицо. В целом Испанцы милые и добродушные люди. Которые живут размерено и неторопливо, наслаждаясь каждым моментом жизни. Испания очень многонациональная страна, а жители разных провинций не похожи друг на друга, даже внешне, и говорят на разных языках и наречиях.

Характер. Понять испанца можно, но для этого необходимо усвоить, что превыше всего он ставит собственное удовольствие. Все, что такового не приносит, для испанца не существует.

Испанцы. Поведение. Правила приличия были заложены в Испании церковью после гражданской войны и соблюдались беспрекословно. Так, женщинам не полагалось появляться на улицах в платье, плотно облегающем <те места тела, которые вызывают греховные желания в мужчинах>; женщинам не полагалось разъезжать на велосипедах, ходить в брюках, а уж о современных танцах не могло быть и речи.