Смекни!
smekni.com

Нижний Тагил: история и современное состояние (стр. 2 из 4)

В городе разрабатывается муниципальная программа по внедрению непрерывного экологического образования «Формирование экологической культуры у детей и учащейся молодежи». В городе имеется богатый опыт экологического образования, как в образовательных учреждениях, так и в учреждениях дополнительного образования.

Тагильские учащиеся занимают призовые места не только в областных слетах юных экологов, но и на российском уровне.

В городе накоплен богатый опыт международного сотрудничества, говоря о котором следует отметить новые подходы, которые формировались в процессе сотрудничества с Агентством по охране окружающей среды США.

Ежегодно главой города утверждается бюджет сметы расходов и порядок финансирования мероприятий, а также отчеты об исполнении и расходовании средств городского экологического и финансово-инвестиционного фондов. Отчеты представляются и на заседание Нижнетагильской городской Думы. Постановлениями главы города утверждены Совет городского экологического фонда и состав правления финансово-инвестиционного фонда. Примечательно, что в принятии решений по финансированию участвуют специалисты предприятий контролирующих организаций, представители общественности.

Выпущены постановления главы города «Об обеспечении ртутной безопасности в городе Нижний Тагил», «Об упорядочении сбора, транспортировки и складирования твердых бытовых отходов».

Стало доброй традицией ежегодно проводить Дни защиты от экологической опасности. Широкий комплекс мероприятий по благоустройству и озеленению, очистке территории города, экологический всеобуч позволяют вовлечь все большее количество участников в экологическое оздоровление города. За 2 последних года на территории города высажено более 16 тыс. деревьев, более 28 тыс. кустарников, завезено около 1,5 тыс. тонн торфа, ликвидировано более 50 несанкционированных свалок мусора, и еще много других добрых дел было сделано совместными усилиями природоохранных служб, коммунальных служб, предприятиями, организациями, образовательными учреждениями, молодежью, просто жителями нашего города, которым небезразлично экологическое состояние нашего города, которые любят свой город.

А в заключение хотелось бы сказать: экологические проблемы в последние годы были приоритетными в работе главы города и администрации. Сложилась система природоохранной деятельности, обозначены цели и задачи, которые нашли свое отражение в Федеральной целевой программе по оздоровлению окружающей среды и населения нашего города.

4. Нижний Тагил на пороге XXI века

По данным статистики, в 1996 г. в Нижнем Тагиле действовало 46 крупных и средних промышленных предприятий; среди них - такие известные во всем мире, как ОАО «Нижнетагильский металлургический комбинат». ГПО «Уралвагонзавод». ОАО «Уралхимпласт». Один только металлургический комбинат, по сведениям за первые девять месяцев 1996 г.. дал 77% общего объема промышленного производства города. Все они являются теми самыми индустриальными гигантами советской эпохи, которые должны, по мнению московских интеллектуалов, исчезнуть в самое ближайшее время. Однако, можно надеяться, именно они станут удачным примером практического опровержения отвлеченных теорий. Во всяком случае, та же городская статистика показывает: в Нижнем Тагиле особенно пострадали мелкие и средние предприятия, прежде всего отраслей легкой промышленности, строительства, сферы обслуживания. А промышленные великаны, несмотря на все сложности своего экономического развития, демонстрируют огромную жизнеспособность и отнюдь не намерены исчезать.

Невозможно отрицать тот факт, что современный индустриальный потенциал Нижнего Тагила был создан в гг. Советской власти. К 1977 г. объем промышленного производства вырос по сравнению с 1913 г. в315 раз - и это в городе, с XVIII столетия считавшемся крупным индустриальным центром. Можно говорить о слишком высокой цене - человеческой, экологической, социальной, уплаченной за промышленные достижения. Но магия цифр объемов промышленной продукции города завораживает и сегодня. В конце 1970-х гг. тагильчане производили половину рельсов всего Советского Союза, четвертую часть железнодорожных вагонов, более трети цельнокатаных колес для них. В Нижнем Тагиле выпускали чугун и сталь, металлопрокат и химические продукты, магистральные грузовые вагоны и танки, отопительные радиаторы и медицинские инструменты, стиральные машины и артиллерийские боеприпасы и многое, многое другое. В 1970-е гг. город отметил удивительные события. 25 мая 1976 г. из ворот Уралвагонзавода вышел вагон с номером 500000 (а сегодня их число достигло уже 800000). Нижнетагильский металлургический комбинат отпраздновал свою 100-миллионную тонну стали в декабре 1973 г., 100-миллионную тонну чугуна - в 1974 г.. 100-миллионную тонну проката - в 1979 г. В Книге рекордов Гиннеса 1980-х годов сообщалось: «Самое крупное промышленное предприятие в мире. Нижнетагильский вагоностроительный и танковый завод.... занимает площадь 827000 кв.м. Ежегодно он может производить 2500 танков типа Т-72».

Такие цифры, несомненно, говорят не только о масштабах производства, но и о высоких для своего времени технологиях, о мастерстве рабочих, о таланте инженеров и конструкторов. 1960-1970-е гг. в Нижнем Тагиле вообще отличаются активным поиском новых решений, широким привлечением науки в производство.

На Нижнетагильском металлургическом комбинате создается ряд опытно-промышленных установок для отработки новых идей и процессов. Среди них - доменная печь объемом всего 6 кубических метров; роторная кислородная сталеплавильная печь садкой 15 тонн; комплекс агрегатов (опытный цех) для прямого восстановления железа, извлечения меди и кобальта из тагильских магнетитовых руд; экспериментальная установка для изучения закалки рельсов в масле, первая машина пневмосепарации углей для коксования. Впервые в практике металлургии в 1963-1964 гг. на комбинате реализована технология передела ванадиевого чугуна с извлечением ванадия и выплавкой стали дуплекс-процессом в кислородных конвертерах. Эта технология эффективна и по сравнению с более поздними зарубежными разработками. Для реализации ванадиевой технологии в 1963 г. на НТМК был построен первый в Советском Союзе кислородно-конвертерный цех с 130-тонными конвертерами. В 1966 г. введено в эксплуатацию отделение объемнойзакалки рельсов в масле. Эта технология, созданная на комбинате, обеспечивает производство самых износостойких рельсов в мире для работы в условиях низких температур. В 1968 г. на НТМК установлена и затем отслужила четверть века первая в отечественной металлургии машина непрерывной разливки стали криволинейного типа оригинальной конструкции (с шагающими балками). Она была разработана и изготовлена на Уралмашзаводе. Позднее криволинейные машины стали основным типом установок в металлургии. В течение 1950-1970-х гг. на комбинате введены в эксплуатацию передовые для своего времени рельсобалочный, крупносортный, колесопрокатный, шаропрокатный станы. Они работают и в наши дни. В 1974-1977 гг. построен первый и пока единственный в России и странах бывшего СССР уникальный по масштабам производства и сортаменту комплекс универсально-балочного стана, обеспечивающий прокат до полутора миллионов тонн в год широкополочных балок и колонных профилей для строительства, а также прокат ряда специальных профилей.

Продукция производственного объединения «Уралвагонзавод» всегда отвечала самым высоким мировым технологическим стандартам, а нередко и превышала их. В результате внедрения самых прогрессивных технологий на заводе создано поточно-конвейерное производство цельнометаллических полувагонов и железнодорожных цистерн. Уникален опыт криогенного производства УВЗ. В разные годы здесь проектировались и строились железнодорожные и универсальные цистерны для перевозки кислорода, водорода, азота, этилена, применявшиеся как в народном хозяйстве, так и в ракетно-космическом комплексе страны. Основатель заводского конструкторского бюро криогенного машиностроения М.Н. Веремьев был в 1957 г. удостоен Ленинской премии за разработку и создание системы заправки жидкими компонентами космической ракеты, доставившей на орбиту искусственный спутник Земли. Значителен вклад УВЗ в разработку и изготовление других космических аппаратов - «Восток», «Восход», «Протон», а также корабля многоразового использования «Буран».

Целой эпохой в истории мирового танкостроения стал разработанный на УВЗ коллективом конструкторов под руководством В.Н. Бенедиктова и здесь же поставленный на серийное производство танк второго послевоенного поколения Хотя эта машина создавалась в 1967-1972 гг.. она и сегодня, после ряда модернизаций, находится на вооружении около 20 стран мира. Лицензию на его производство в разное время получили Польша, Югославия, Словакия, Индия, Ирак, Иран. Президент Сирии X. Асад после танковых боев сирийской армии с подразделениями Израиля в Ливане в начале 1980-х гг. заявил в одном из интервью: «Танки типа Т-72 - лучшие в мире». Последняя модификация этой машины, производимая УВЗ, - ракетно-пушсчный танк Т-72С с динамической защитой - и сегодня считается на мировом рынке вооружений одной и'! самых лучших и конкурентоспособных.

Распад Советского Союза и последовавший за ним экономический кризис больно ударили по заводам Нижнего Тагила. За период с 1989 по 1995 гг. объемы промышленного производства в городе снизились на 41.2%. Особенно тяжелый удар был нанесен оборонным предприятиям. На Уралвагонзаводе производство военной техники снизилось к 1995 г. в 30 раз. Причина банальна - Министерство обороны не оплачивает даже заказанную и произведенную продукцию. Высокогорский механический. 70% продукции которого составляли заказы армии, уже к 1993 г. потерял 60% объемов оборонного производства. Резкое сокращение платежеспособного спроса на внутреннем рынке поставило на грань выживания и те заводы, что не имели прямого отношения к обороне страны. Генеральный директор ОАО «Нижнетагильский металлургический комбинат» Ю.С. Комратрв (до 1998 года) отметил в одном из интервью: «Внутренний рынок - предмет постоянной головной боли как для меня, так и для работников отдела сбыта. Наш металлопрокат нужен практически всем, но из этих всех только немногие готовы платить за него уже сейчас. И если бы не Министерство путей сообщения, которое стабильно забирает у нас 35 процентов готовой продукции..., положение комбината на рынках сбыта России можно было бы характеризовать, по меньшей мере, как плачевное».