Смекни!
smekni.com

Поясное украшение "Пулай" (стр. 2 из 2)

Поясное украшение пулай.

Поясные украшения были богато украшены и расшиты различными украшениями, вышивкой, бисером и т.д. [3]

Ярким и самобытным явлением народного творчества мордвы является вышивка, которая была основным украшением традиционной одежды. Для вышивания применялись шерстяные, реже шелковые и бумажные нитки преимущественно красно-кирпичного и черного или темно-синего цветов. Исполнялась вышивка без предварительного нанесения рисунка, по счету ниток. Для вышивания использовался специальный крючок-кечказ. Эрзянки вышивали на лицевой стороне холста, а мокшанки в основном - с обратной стороны. Для эрзянской вышивки характерна большая декоративность и монументальность, рельефность. Большие массивы вышивки выполняются сплошным заполнением площади крупными орнаментальными фигурами. Цветовая гамма ее довольно сдержанна. Два основных цвета дополняются лишь зеленым и желтым. Мокшанская выпивка ажурнее, сплошное заполнение площадей встречается реже. Цветовая гамма ее богаче. Наиболее характерным элементом орнамента является ромб с продленными сторонами. Широко распространен у мордвы и мотив восьмиугольной звезды. Большая часть узоров располагается по косой сетке, но применялись также бордюры и розетки.

Значительное место в народном искусстве мордвы занимало шитье бисером. Бисер широко применялся для отделки одежды, из него изготовлялись различные украшения. Его нашивали на холст, кожу или нанизывали на нитку, проволоку и т.п. Мордва-эрзя использовала бисер в основном как отделочный материал. Она применяла бисер красного, белого, желтого и черного цветов. Мокша из бисера изготовляла нагрудные и шейные украшения. Цветовая гамма мокшанских украшений из бисера была очень разнообразной: голубая, синяя, белая, розовая, зеленая, золотистая и др. Орнамент бисерных украшений был схож с орнаментом вышивки: ромбы, косые кресты, зигзаги. Иногда бисер просто нашивался горизонтальными рядами. Широко а мордовском костюме применялись бисерные кисти в качестве накосников, височных подвесок и т.д.

Занималась мордва и узорным ткачеством. В основном узорные ткани употреблялись для отделки. Ими украшались концы поясных и головных полотенец, головные уборы и плечевая одежда. Состав орнаментальных мотивов узорного тканья был геометрическим: зигзаги, елочки, косые кресты, ромбы, клетка. У мокши было распространено художественное вязание. Простым геометрическим орнаментом украшались наколенники, связанные из черной и белой шерсти. Плоскость наколенника делилась горизонтальными черными полосами на зоны, в которых в шахматном порядке располагались квадраты, елочки и другие узоры.

Аппликация в украшении пулай применялась редко. Материалом для накладных узоров служили бумажные и шелковые ткани, полоски золотого шитья, сукно, тесьма, кожа. Аппликация из шелковых и бумажных тканей в виде узких полос иногда заменяла вышивку. [2]

3. Символическая функция и обрядовая роль поясных украшений

Поясные украшения носили также символическую функцию. Богато украшенное и расшитое оно символизировало плодородие женщины.

Во время обрядовых танцев шумяще-звенящие поясные украшения служили оберегом всего женского тела проявляются в свадебной пластике. Шумяще-звенящие украшения влияли на пластику, а через телодвижения магического и эротического характера исполнительницы символически воздействовали на окружающую природу. При этом множество красных бубенчиков, гремящих при каждом движении тела, возбуждали и воспламеняли в пляске любовную страсть. В подобных танцах в период язычества отражались религиозные верования мордвы.

Исполнительницы, не останавливаясь в движении танца, делали быстрые переводы бедер от талии вперёд-обратно попеременно, одновременно отводя плечи в противоположную сторону, отчего происходит интенсивное колыхание на груди и талии шумяще-звенящих украшений, производя сильное впечатление на окружающих зрителей. В этом заключался глубинный смысл о новой нарождающейся жизни, символизируя энергию, красоту, молодость женщины и земли. Магия танца достигалась женщинами через пластический образ, с помощью дополнительного звучания множества подвесок, колокольчиков и бубенчиков, серебряных монет, жетонов, мелькающий блеск и перезвон которых сливается в характерную гипнотизирующую музыку, согласную с ритмичными движениями ног, рук, бедер и плеч, сливаясь в гармонии с цветовой гаммой красочного костюма. В сущности загадочные, ритмичные телодвижения танцующих исполнительниц наполнены эмоциональной приподнятостью, восторженным весельем, чувственным воспроизведением элементов эротического характера, создавая выразительную пластику, гипнотизирующий эффект. [1]

Женский костюм без верхней одежды. На бедрах – поясное украшение пулай. Конец XIX в. Мордва-мокша. Пензенская губерния. Собрание Российского этнографического музея, Санкт-Петербург.

На местные и возрастные особенности одежды точнее всего указывали головные уборы. Из всех женских уборов особо запоминающимся был островерхий однорогий головной убор - панго. Его носили молодые женщины. Выполнялся убор из холста, сверху обшивался красной шерстяной материей. Внутрь вставлялся лубяной каркас, который удерживал убор в нужном положении с небольшим наклоном вперед. Декорировался убор шитьем бисером и плотными рядами блесток, позументом или галуном. Спереди тонкими дорожками вышивался узор, напоминающий идеограмму.

Костюм занимал не последнюю роль в сельских и семейных обрядах, являлся гарантом морально-этических устоев, был определителем семейного и социального статуса носителя, его возрастной категории, показателем мастерства и богатства.

Сложный и тяжеловесный женский костюм, особенно его праздничный вариант, подчеркивал здоровье, силу и выносливость женщины. Одежда опоясывалась с напуском и, при наличии крупных поясных подвесок, силуэт приобретал расплывчатые очертания. Как и в русском костюме, в мордовском ценились монументальная массивность и репрезентативная неповоротливость. Индивидуальные особенности фигуры нивелировались и корректировались под идеал женской дородности.


Заключение

Каждый человек ощущает себя частью чего-то: семьи, общества и даже Вселенной. Кроме того, каждый из нас чувствует свою принадлежность к тому или иному этносу. Многовековая история каждого народа формирует свои жизненные идеалы, вкладывает своё понятие красоты в создаваемые памятники материальной и духовной культуры. На протяжении столетий оттачивалось народное художественное мастерство. В народном творчестве выражались нравственные, эстетические идеалы мордвы.

Исследуемая тема показалась очень интересной. Увлекли красочные, полные жизненной энергии наряды, живописно украшенные и расшитые мордовскими мастерицами. Интересно узнавать, что различные украшения народного костюма несут в себе определенный смысл.


Список использованной литературы

1. Лузгин А.С. Богатство народных традиций //Мордовия на рубеже веков.- Саранск: Мордовское книжное издательство, 2000.

2. Мордовское народное искусство: Альбом/Сост.: Ю.Ф. Юшкин- Саранск: Мордовское книжное издательство, 1985.

3. Мордовский национальный костюм: Альбом/Сост.: Т.П. Прокина, М.И. Сурина.- Саранск: Мордовское книжное издательство, 1990.