Смекни!
smekni.com

Проблема этногенеза восточных славян (стр. 2 из 2)

Другой взгляд на проблему сводится к тому, что Хазария являлась шитом, заслонявшим страны Восточной Европы от арабов3. Но скорее можно согласиться с теми авторами, которые утверждают, что арабской угрозы, от которой якобы спасли Восточную Европу хазары, небыло. Хазария сама выступала в отношении народа Кавказа, славян, волжских булгар как поработительница, и эти народы боролись за освобождение от власти хазар.

Как жили восточные славяне? Основным их занятием было зем­леделие. Они сеяли рожь, овес, просо, пшеницу. На севере господство­вала подсечная система земледелия: в первый год деревья подрубали, на второй год сжигали и использовали золу как удобрение. Такая земля давала хороший урожай года три, затем нужно было искать новое место. На юге использовался перелог, когда после двух-трех лет посевов землю бросали и осваивали новый участок. Орудия были примитивными, и ведение хозяйства требовало огромных затрат труда. С этим мог справиться только коллектив, поэтому большую роль в деревне играла община — «мир», или вервь (сначала родовая, а затем территориальная). Занимались славяне также охотой, рыбо­ловством, бортничеством. Постепенно в сферу их хозяйственной дея­тельности стало входить скотоводство.

Общественная структура у восточных славян в VIII—IX вв. стро­илась на простых принципах «свой - чужой» и «свободный - несвобод­ный». В условиях сохранения родовых традиций эксплуатация сопле­менников исключалась. Рабы, используемые на самых тяжелых работах, формировались из пленных и их потомков. Во главе рода стояли старейшины, во главе племени — князь и совет старейшин («старцы градские»). Все важнейшие вопросы жизни племени реша­лись на народных собраниях — вече. Для ведения боевых действий выбирались вожди — наиболее смелые и удачливые воины, вставав­шие во главе дружин, появившихся уже в VII в.

Славяне, отличавшиеся смелостью и незаурядными физическими данными, тем не менее часто становились жертвой аваров, болгар, ви­зантийцев, хазар, варягов, поскольку те были более сплоченными. Му­сульманский автор Аль-Бекри писал, что «славяне — народ столь мо­гущественный и страшный, что, если бы они не были разделены на множество колен и родов, никто в мире не мог бы им противостоять»2.

Итак, первоначально восточные славяне жили родами и племена­ми, но обширные осваиваемые пространства подталкивали их к уста­новлению территориальных связей вместо кровнородственных. В VIII—IX вв. они объединились в племенные союзы, имевшие при­знаки зарождавшейся государственности. Союзы возглавлялись кня­зьями, которые помимо военных функций имели права в сфере внеш­ней политики, управления, суда, религии.

Наследование княжения шло по линии рода, князь мог избираться или завоевать власть через убийство, что в те времена не было редкостью. Они совершали походы против Византии и других соседей, захватывали богатую добычу и рабов. Эти походы способствовали обогащению племенной верхушки, что ускорило распад первобытно - общинных отношений. Но хотя князю принадлежала верховная власть, основным субъектом власти все-таки был народ в целом, поскольку в механизме власти «князь — совет старейшин — народное собрание» решающее слово оставалось за последним.

Следующим шагом в развитии общественной организации были союзы племен, или суперсоюзы, которые в научной литературе называют еще протогосударственными образованиями. Первым из них был северный с центром в Новгороде во главе со словенами, вторым — южный во главе с полянами и центром в Киеве. Ряд исследователей полагает, что было и третье объединение, но центром его одни называютРязань, другие Чернигов. По мнению академика Б.А. Рыбакова, на базе Полянского союза племен (среднее течение Днепра) и части северян (между устьями рек Десна и Рось в районе Чернигова) сложилось крупное суперобъединение Русь.

3.Споры о происхождении Русской княжеской династии

По о сей день не утихают споры вокруг популярной в отечественной Историографии темы этнического происхождения русской княжеской династии и руссов. Исследователи разделились на два лагеря — норманистов и антинорманнистов. Каждая из сторон по-своему освещаетвопрос о роли викингов-норманнов (или варягов, как их называли и Руси) в формировании Древнерусского государства.

Племена викингов обрушились на Европу еще в VIII в. В IX в. они завоевали Ирландию и Северную Англию, осадили Париж и первыми из европейцев достигли берегов Северной Америки. Освоив рекиВосточно-Европейской равнины, они дошли до Хазарии и Византии, не встретив на славянских землях большого сопротивления. Чтобы воевать с Хазарией и Византией, викинги стали привлекать славянскую знать и племенное ополчение.

Славянские и финские племена, занимавшие северо-запад Восточ­но-Европейской равнины, в 862 г., согласно летописной легенде, при­вали княжить на своих землях трех варяжских князей — братьев Рюрика, Синеуса и Трувора. Почему это произошло? Притесняемые варягами, местные славяно-финские племенные союзы объединились и изгнали обидчиков «за море». Но вскоре между ними начались раздоры, и они почли за благо пригласить князя со стороны. После смерти братьев Рюрик (862—879) объединил их владения и положил начало княжеской династии Рюриковичей.

Вторая группа исследователей не признает норманнского проис­хождения русских князей. Антинорманнисты настаивают на их сла­вянском, хазарском, финском, балтском или даже готском происхож­дении.

Что касается сюжета с призванием варягов на княжение в Новго­род, то он весьма сложен. Остается открытым вопрос: были ли славян­ские и финские племена завоеваны норманнами или они сами призва­ли варягов? Летописные данные, иностранные источники (в первую очередь труды византийских авторов и арабские хроники), археологи­ческие, антропологические и лингвистические сведения говорят о скандинавском происхождении первых князей Древней Руси. Другой вопрос — создали ли они российскую государственность?

На это с полным основанием можно дать отрицательный ответ. Рюрик со своей дружиной объединил славянские и финские племена, во-первых, с целью поиска данников и объектов грабежа, во-вторых, для утверждения на торговых путях, дабы можно было сбывать на­грабленное в Византии и на Востоке. Варяжскую династию призвали на уже существовавший «стол» (ведь призвать на княжение можно только тогда, когда есть где княжить), чтобы защитить местных жите­лей от набегов чужих племен. К тому же у самих варягов государст­венность отсутствовала.

Относительно происхождения слова «Русь», не вдаваясь в суще­ство споров по этому вопросу, отметим следующее. Племена руссов вместе с варягами совершали набеги на славянские территории. Русы - это, видимо, особое этнообразование шведского или северо­германского происхождения. Мусульманские авторы писали, что «славяне одеваются в длинные полотняные рубахи и высокие сапо­ги, вооружены копьями и щитами, мертвых сжигают и хоронят в урне в кургане». В то же время «русы, одеты в короткие куртки, каф­таны с золотыми пуговицами, шапки, плащи, широкие шаровары до колен, гетры».

Г.С. Лебедев подчеркивает, что русы были вооружены мечами, се­кирами и ножами, мертвых сжигали в ладье. Русы, как и германцы, мылись в лохани с водой «потом высморкается и плюет в нее», а сла­вяне мылись льющейся водой. Слово «Русь» он выводит из сканди­навского глагола «грести». Другие ученые связывают его с финским названием шведов «руотси».

4.Образование Древнерусского государства.

Образование Древнерусского государства традиционно условно датируется 882 г., когда Олег (879-912) со своей варяго-русской и славяно-финской ратью подошел к Киеву, где правили Аскольд и Дир, захватил город и превратил его в центр объединенного государства.

Несмотря на варяжское происхождение Рюрика и Олега, созданное государство было славянским, а не варяжским. Успех же варягов объяснялся тем, что их деятельность объективно содействовала объединению славянских племен в одно государство, начавшемуся задолгодо варягов и независимо от них.

Этнокультурные процессы в восточном славянстве не испытали на себе сколько-нибудь значимого варяжского влияния. Малочисленные и по уровню культуры стоявшие ниже славян, варяги не могли долго сохранять свою этническую обособленность. Они весьма быстро ассимилировались, слившись со славянской племенной знатью и образовали вместе с ней этнически единый господствующий слой Руси.

Если на севере восточнославянские племена приходили в соприкосновение с скандинавами, то на юге — с хазарами. Распространение хазар в Приазовье и Подонье в VIII в. послужило толчком к созданию крупного племенного объединения во главе с полянами. Его безопасность, обеспечивалась военного мощью Хазарии, контролировавшей причерноморские степи. В иностранных источниках Киев называли Самватос, как именовали его хазары. Кстати, в древности он пользовался гораздо меньшей известностью, чем Новгород. Хазары не придавали ему особого значения, и постепенно он ославянился1.

В исследовании В.В, Пузанова находим утверждение, что на земли вокруг Киева жили племена, платившие дань хазарам. «После того, как Олег закрепился в Среднем Поднепровье, он наложил дань насеверян и радимичей, запрещая давать дань хазарам. Он обращался кним со словами: "Не давайте козаром, но мне давайте". Ядром древнерусской государственности эта территория станет уже после ут­верждения в ней Олега»2.

() хазарском влиянии в этих землях свидетельствует и тот факт,
что первые Рюриковичи именовали себя «хаканами», т.е. еще до Рю-
риковичей киевские князья приняли тюркский титул «хакан»
(каган) — титул главыХазарского каганата, соответствующий евро-
пейскому титулу императора.

Возникновение Руси как раннесредневекового государства вписы­вается в процесс образования государств в Северной, Центральной и Восточной Европе - Великоморавского княжества, Чешского и Поль­ского государств, Датского королевства и др. Государство на Руси создавалось одновременно с европейскими средневековыми государствами.


4.Список используемой литературы:

1. Лебедев Г.С. Эпоха викингов в Северной Европе: Ист-археол. Очерки. Л.,1985

2. Дьяконов И.М. Пути истории. М., 1994 С.92

3.Пузанов В.В. У истоков восточнославянской государственности //История России. Народ и власть. СПб., 1997. С.6

4.Новосильцев А.П. Хазарское государство и его роль в истории Восточной Европы и Кавказа. М., 1990.