Смекни!
smekni.com

Развитие экологического самосознания башкир (стр. 4 из 4)

Воспитание через природу – основа не только педагогической системы многих выдающихся педагогов прошлого и современности, но и философов, деятелей культуры и искусства. Большое внимание проблемам воспитании через природу уделял народный поэт Башкортостана Мустай Карим. В его произведениях природа служит не просто фоном, на котором разворачиваются события, а является активным нравственным субъектом повествования, давая героям свои безмолвные и бесценные уроки.

По словам М. Карима, земля «всегда нуждалась в добром покровительстве». Писатель не скрывал, что его, сына Земли, волнуют экологические проблемы, и выражал свое искреннее сожаление в связи с тем, что люди, «сами того не желая, могут лишить себя жизни, если будут так по-варварски относиться к Природе». Потрясающие по нравственному восприятию слова о земле сказаны великим башкирским поэтом в следующих строках:

Чернозем благодатный наш –

Хоть возьми да на хлеб намажь!

Как чиста земля!.. О, не грешно ли

По выстраданной чистоте ступать?

Свое отношение к родной природе, боль и сострадание выражены в его словах: «Все осушаем сами! Истребляем! Губим! Заметив дичь, - палим из ружья. Увидим лес – рубим под корень! Цветок встретим – срываем! Нужно, не нужно. Лес – древесина, медведи – мясо, цветок - украшение. Не ждем милости от природы и не милуем ее. Землю матерью называем, но сколько мук она терпит от нас - «детей своих».

По справедливому замечанию дважды Героя Советского Союза М. Гареева, «…мудры законы приходы, и сама она могуча и всесильна. Но ведь и она, вечная, нуждается в помощи бренного человека. Давая ему пищу, тепло, сам воздух, давая, она ждет его благодарной поддержки, его заботы. И когда человек бессилен помочь природе, он мучится муками родителя, бессильного помочь хворому ребенку. А это страшные муки – я знаю». [9, с.17]

Таким образом, проблемы сохранения природы, ее защиты от хищнического потребления, регулирования ее процессов, проблемы природы как гигантского духовного пласта культуры имеют длительную историю, исчисляемую тысячелетиями. А экологическое сознание было неотъемлемым атрибутом сознания на всех, начиная с самых ранних этапах развития человечества, изменялось и развивалось параллельно развитию общества и отражало изменения природы и климата, связанные как с геологической историей, так и с антропогенным воздействием компоненты экологического сознания сохранялись на протяжении всей истории человечества, но менялись их значимость и соотношение. В философском осмыслении взаимоотношений человека с природой – предоснова обретения индивидом экологического сознания. Задача формирования у каждого человека экологической культуры, нравственного отношения к природе, чувства личной ответственности за состояние окружающей среды имеет сегодня жизненно важные значения.


Список использованной литературы

1. Аксаков С.Т. Собрание сочинений. В 4 т. Т.3. / С.Т. Аксаков – М., 1956. – С. 674.

2. Атангулов У.Ш. Башкирский героический эпос – памятник духовной культуры народа: учеб. пособие / У.Ш Атангулов. – Сибай, 2001. – 123 с.

3. В глуши Башкирии. Рассказы, очерки и наброски из башкирской жизни. – Екатеринбург, 1901. – С.65.

4. Д.Ж. История башкирской философской и общественно- политической мысли / Д.Ж. Валеев. – Уфа: Китап, 2001.

5. Валеев Д.Ж. Нравственная культура башкирского народа: прошлое и настоящее / Д.Ж. Валеев. – Уфа: Башк. кн. изд-во, 1989.

6. Валеев Д.Ж. Особенности отражения действительности в башкирском эпосе «Акбузат» / Д.Ж. Валеев // Фольклор народов РСФСР. – Вып.1. – Уфа, 1974.

7. Валеев Д.Ж. Отражение социальных норм в кубаире «Урал батыр» / Д.Ж. Валеев // Фольклор народов РСФСР. – Вып.5. – Уфа, 1978.

8. Валеев Д.Ж. Элементы философского видения мира в эпическом памятнике «Урал-батыр» / Д.Ж. Валеев //Фольклор народов РСФСР. – Вып.2.- Уфа,1975.

9. Валеев И. Воспитание природой / И. Валеев // Табигат. – 2006. -№1. – С.17.

10. Игнатьев Р.Г. Башкир Салават Юлаев, пугачевский бригадир, певец и импровизатор / Р.Г.Игнатьев // Башкирия в русской литературе. – Т.2. – 1989. – С.82

11. Игнатьев Р.Г. Народные приметы и поверья в Уфимской губернии / Р.Г.Игнатьев // Справочная книга Уфимской губернии. – Уфа, 1883. – С. LIV.

12. Ковалевский А.П. Книга Ахмеда Ибн-Фадлана о его путешествии на Волгу в 921-922 гг / А.П. Ковалевский – Харьков, 1956. –С.130-131.

13. Кузеев Р.Г. Этнос и культура в долинах Агидели / Р.Г. Кузеев // Живая память. – Уфа, 199. – С.136-144.

14. Медведев В.И. Экологическое сознание: учеб. пособие / В.И Медведев, А.А. Алдашева. – 2-е изд., доп. – М.: Логос, 2001.

15. Письмо Михайлова М.Л. к Н.В. Шелгунову от 25 февраля 1857 года из Уральска // Башкирия в русской литературе. – Т.1. – 1989. – С.244.

16. Рахматуллина З.Я. Воспитательный потенциал экологического образования / З.Я. Рахматуллина // Табигат. –2006. - №1. – С.14-15

17. Руденко С.И. Башкиры. Опыт этнологической монографии. Ч.2. Быт башкир / С.И. Руденко – СПб., 1912. – С.317.

18. Рыбаков С.Г. Курай, башкирский музыкальный инструмент / С.Г. Рыбаков. - СПб,1896.

19. Рыбаков С.Г. Музыка и песни уральских мусульман с очерком их быта /С.Г. Рыбаков.

20. Рыбаков С.Г. О поэтическом творчестве уральских мусульман / С.Г. Рыбаков. - 1895. - С.119-120.

21. Рыбаков С.Г. Собрание сочинений. Т.3. / С.Г. Рыбаков. - 1956. - С.674.

22. Сулейманова Р. Ахмед ибн-Фадлан о веровании башкир / Р. Сулейманова // История края и судьбы людей. – Уфа, 1994. – С.71.

23. Урал- батыр. Башкирский народный эпос. – Уфа: Китап, 2005. – 296 с.