Смекни!
smekni.com

Разработка программы "Атамекен". Направление "Шапар" (стр. 3 из 5)

Отрарский проект был начат в 2001 году и рассчитан до 2004 года. Целью проекта является осуществление безотлагательных работ по консервации и сохранению древних развалин Отрара. Кроме того, проект преследует цели по развитию национальных и региональных возможностей в области консервации глиняно-кирпичной архитектуры и земляных строений в регионе; развитию технических документов таких как: публикация исторических материалов с возможностью их использования в подобных проектах в других местах; обеспечению постоянного руководства по консервации и сохранению городища.

В данном проекте ЮНЕСКО тесно сотрудничает с Министерством науки и высшего образования, Министерством культуры и туризма (в то время), Институтом археологии, Институтом научных исследований и консервации памятников материальной культуры, а также Отрарским музеем, по консервации успешно работающим по сохранению городища.

В рамках проекта выполнялась долговременная программа консервации ряда раскопанных объектов на городище Отрар-тобе, а также неотложные консервационные работы на городищах Куйрык-тобе.

В апреле 2002 года на территории Отрарского музея-заповедника был построен Экспериментальный корпус, в котором установлены компьютеры, современное оборудование и лаборатория для проведения различных научных экспериментов. В ходе реализации проекта были разработаны и апробированы новые методы консервации, а также инновационный подход, предполагающий совмещение археологических работ с последующей консервацией. Методы консервации, разработанные для городища Отрар, могут быть применены и для других похожих памятников в регионе. Проект послужит образцом научно- выверенной консервации, а также эталоном для будущих работ.

Население Отрара занималось орошаемым земледелием. Город имел мощную фортификацию, способную выдержать осаду любого врага. Ещё в XIV веке в Отраре был построен мавзолей Арыстанбаб, второй по значимости памятник истории и архитектуры в Южном Казахстане после мавзолея Яссауи.

Ирригационная система

Большая часть долины имеет такыровидные сероземные почвы. По окраинам пойм расположены солончаковые ажрековые луга, а ближе к руслу - тугайные заросли из лоха, ивы, тамариска, туранги и тростника.

Нередко весной Сырдарья и Арысь выходят из берегов, затопляя обширные пространства. О подобных наводнениях в Отрарском оазисе писал еще Масуди. Он сообщал, что "во время половодий река заливала пространства шириной более 30 фарсахов, и тогда деревни и поместья, расположенные на вершинах холмов, сообщались при помощи лодок".

Эти реки были основными источниками водоснабжения оазиса. Каналы, отведенные от них, снабжали водой города и селения и орошали поля. Возникновение ирригационной системы, хорошо сохранившейся вблизи ряда крупных городищ, относится к первым векам н.э. Она функционировала вплоть до ХVIII в.

Отрар привлекал к себе внимание завидным месторасположением, находясь на пересечении древних караванных путей. Он был одним из богатейших и развитых по тем временам городов на отрезке Шелкового пути в Центральной Азии. Отрар упоминается в путевых записях почти всех арабских и персидских авторов, когда-либо посетивших этот край.

В 1219 году Отрар подвергся нападению монгольских войск Чингиcхана. На протяжении шести месяцев жители города героически держали осаду и оборонялись, однако после шестимесячной осады в результате предательства Отрар был захвачен врагом, разрушен и сожжен.

После этого Отрар оказался под властью кочевых узбеков и правителей Золотой орды, затем подчинялся Тимуру. Именно по приказу Тимура над могилой учителя Ходжи Ахмеда Яссауи - Арыстан-Баба - был построен мавзолей

Фараб и Отрар, один ли город?

Отрар - один из немногих средневековых городов Казахстана, локализация которого считается бесспорной. Большинство авторов не сомневается и в тождестве Фараб - Отрар.

Впервые Фараб, видимо, как область упоминается у Табари (IX в.) в связи с арабскими завоеваниями среднеазиатских областей. В 739 г. владетель Шаша был вынужден по желанию арабского наместника Насра б. Сейяра выслать в Фараб Харисаб. Сурейджа, выступившего в 734 г. в союзе с тюрками против омейядского правительства. У Табари вместе с Фарабом встре-чается и название Отрар.

Ал-Мамун, наместник Хорасана в 809-818 гг., перед началом войны с халифом ал-Амином жаловался своему везиру ал-Фадлу ибн Сахлю на то, что, несмотря на общую неблагоприятную обстановку в Хорасане и Мавераннахре, "...приходится (бороться против ал-Амина) после разорения Хорасана и мятежа... после отказа джабгу повиноваться, уверток хакана, владетеля Тибета..., когда царь Отрарбенда отказался платить подать, которую он обычно платил". Хронологически за повествованием Табари следует привести два небольших отрывка из сочинения Абу-л-Валида Мухаммеда ал-Азраки "Хроника города Мекки".

Отрывки являются пояснительными надписями к трофеям ал-Мамуна, короне и трону, хранившимся в сокровищнице Каабы. Они составлены ал-Хасаном ибн Сахлем, братом ал-Фадла и посвящены карательным походам последнего. Там, в частности, говорится о походе на Отрар: "...из области Тарбад [ал-Фадл] (послал) то, что он потребовал с Фараба и Шавгара. И он постарался овладеть областью Отрар; он убил начальника пограничной местности и взял в плен сыновей карлукского джабгу с его женами...". По мнению А. И. Михайловой, область Тарбад - это "совокупное название Фараба и Шавгара, достаточно четко отождествляемая с Отраром". С данным утверждением согласен С. Г. Кляшторный. Более того, он предлагает отождествить Тарбад с Кангу-Тарбаном, местностью, названной западной границей Тюркского каганата в начале VIII в.

В IX в. Фараб подчинялся тюркам-карлукам, о которых сообщает Ибн Хор-дадбех. В начале X в., согласно источникам, к ним добавляются огузы. Ибн Хаукаль в числе жителей Фараба, Сайрама, Сюткенда называет и огузов. Огузская держава просуществовала недолго. Ослабленная внутренними противоречиями держава ябгу окончательно пала под ударами кипчакских племен к середине XI в. В конце X в. пало государство саманидов, их владения перешли караханидам, которые еще в 992 г. заняли Испиджаб. По всей вероятности, Фараб, как и другие области, расположенные севернее Испиджаба, к середине XI в. вошел в состав одного из караханидских уделов.

В конце XII-начале XIII в. усилившееся государство хорезмшахов начало борьбу с каракитаями. На страницах исторических сочинений, описывающих походы хорезмшахов за Сырдарью, вновь появляется город Отрар. Отрар подчинялся Хорезму недолго. В 1218 г. здесь произошло событие, известное в истории Востока под названием "Отрарская катастрофа". О судьбе Отрара в первые десятилетия после монгольского нашествия известно мало. Но уже к середине XIII в., несмотря на сильные разрушения 1219-1220 гг., город был восстановлен и, более того, значительно выросла его роль в экономической и политической жизни оазиса. Это выразилось прежде всего в превращении Отрара в крупный центр по чеканке монет, что связано с переходом от преобладавшей при Угеде системы натуральных податей к денежной. Постепенно восстанавливаются проходившие через Отрар караванные пути на Запад и Восток.

Отрар, как явствует из сообщений, был одной из опорных военных баз Тимура на северных рубежах его государства. В 1391 г. после битвы с Тохтамышем войско Тимура возвращалось в Самарканд через Отрар.

К середине XV в. сырдарьинские города подчинил себе Абу-л-Хайр-хан. Уже в 30-40 годы XV в. ему пришлось вести упорную борьбу с султанами чингизидами, среди которых наиболее настойчиво сопротивлялись Джанибек и Буреке-султан. Борьба между казахскими и узбекскими феодалами еще более усилилась с распадом государства кочевых узбеков в 1468-1469 гг. Одной из ее причин было стремление враждующих сторон захватить и подчинить сырдарьинские города. Борьба за них продолжалась и в XVI в. Отрар к середине XVI в. окончательно перешел в руки казахов. Интересные известия о городе Отраре имеются в сообщении переводчика М. Арапова, возвратившегося в 1749 г. из поездки к Барак-султану. Он пишет: "Городки Икан; Ташкент, Отрар, Угустау и Созах, в коих живут пахотные люди, принадлежат Бараку". С этими сведениями перекликаются более обстоятельные известия об Отраре, содержащиеся в топографии Оренбургской губернии П.И. Рычкова, датируемой 1762 г. По данным П.И. Рычкова, в Отраре в это время насчитывалось 40 семей. По сравнению с Туркестаном (1000 семей), Иканом (300 семей) и Саураном (100 семей) он был совсем незначительным селением.

История и хронология исследований Отрара

Первые сведения об Отраре содержат литературные источники, относящиеся к первым десятилетиям XVIII в. Далее Отрар упоминается в записках Филиппа Назарова, русского переводчика, побывавшего в Коканде в 1813-1814 гг. В 1886 г. П. И. Пашино осмотрел развалины Саурана и не согласился с точкой зрения В.В. Вельяминова-Зернова, который отождествил Сауран с Отраром.

В 1867 г. Среднюю Азию и Казахстан посетил П. И. Лерх. В своем отчете он описывает развалины Джанкента и Саурана (на Джанкенте им были проведены небольшие раскопки) и приводил некоторые сведения письменных источников о сырдарьинских городах.

Следующий период изучения Отрара связан с деятельностью Туркестанского кружка любителей археологии, организованного в 1895 г. Грандиозные развалины Отрара не могли не привлечь внимания его членов. Уже в 1896 г. Е.Г. Смирнов, описывая памятники нижнего и среднего течения Сырдарьи, говорит и об Отраре. В 1898 г. на городище побывал И.Т. Пославский. В небольшой заметке на страницах журнала, издаваемого кружком, он дает характеристику городищу и приводит интересные сведения о подземном потайном ходе, сохранившемся в развалинах Отрар-тобе.