Смекни!
smekni.com

Свадебная обрядность у бурят (стр. 2 из 3)

Вообще у бурят брачный договор, закрепленный обменом кушаками или хадаг, рассматривался как нерушимый юридический акт. В приговорах бурят разных ведомств особыми статьями утверждалось, что если после сватовства брак расстраивался, то виновная сторона за отказ должна была платить штраф в размере «одной или двух голов больших скотин», смотря по обстоятельствам

§ 2. Предсвадебные обряды и церемонии. Девичник

К предсвадебным обрядам относится цикл обрядов «haaл хургэхэ» (обряд тухэрёон, обряд онго тайха – поклонение жениха онгонам семьи (рода) невесты, церемонии украшения жениха, обряд торжественного шитья одеяла новобрачным); проводы невесты; обряд умыкания» невесты.

Сущность этих обрядов заключается более глубокий смысл: умилостивление родовых божеств невесты и её выкуп у сородичей. Это выражалось в том, что жених совершал жертвоприношение божествам и духам-покровителям рода и улуса невесты, устраивая общественное угощение сородичей непосредственно в их улусе.

Девичник(басаганай наадан) илипроводы невесты, как этап в свадебной обрядности, был универсальным явлением для всей Бурятии.

Традиционное отправление девичника характеризовалось тем, что накануне свадьбы в течение двух-четырех дней устраивались проводы невесты — басаганай наадан (буквально «игрища девушки-невесты»), на которые собиралось много молодежи не только из улуса невесты, но и из ближайших соседних поселений. Невесту со всеми гостями в определенной последовательности, зависящей от степени родства,- приглашали ее родственники, которые устраивали угощение и подносили невесте подарки. Для разных мест соблюдалась своя последовательность приглашений. У балаганских и укырских бурят, девичник начинался с поочередного приглашения невесты и ее гостей ближайшими родственниками — дядьями невесты (абганууд — дядья по отцу или нагасанууд — дядья по матери), которые специально для этого торжества кололи барана или лошадь (в зависимости от состоятельности). Затем приглашение следовало от остальных родственников, соседей-одноулусников. Могли устраивать проводы невесты и родственники, живущие в других улусах. Завершающим этапом девичника был «ехэ наадан»— большой праздник — игрище, который проходил в доме родителей невесты особенно пышно и был наиболее многолюдным.

Однако в других местах, в частности у унгинских бурят и у аларских, и ольхонских бурят, все гости первоначально приглашались на праздник «басаганай наадан» в дом родителей невесты, где специально резали лошадь или корову, и более торжественно справляли проводы невесты. А уже после этого А невеста с гостями приглашалась поочередно к родственникам и соседям - одноулусникам. Все эти приглашения повсеместно продолжались несколько (2—4) дней и сопровождались не только угощением невесты и всех гостей, одариванием невесты, но и весёлыми национальными плясками, песнями, скачками, состязаниями в борьбе т. д.

Несомненно, что подобные проводы невесты с соблюдением всех норм традиции устраивались зажиточными бурятами. Менее состоятельные буряты ограничивались вечеринкой, а бедняки вообще не устраивали проводов невесты.

У кудинских бурят девичник справлялся более скромно, при небольшом числе приглашенных и без устройства «наадана» Невесту с несколькими подружками приглашали и угощали родственники и одноулусники. По обычаю в каждом доме она с подружками исполняла печальные песни, в которых содержались жалобы на горькую долю девушек, отдаваемых за калым на чужбину, на безрадостную участь женщин. Эти песни, называемые «домог дуун», перемежались с плачем невесты. Все такие посещения родных были как бы прощанием с ними, исполненным печали и грусти. Девичник или обход невестой родственников устраивался непосредственно накануне свадьбы.

§ 3. Свадебные обряды. Выезд свадебного поезда

Повсеместно у бурят выезд невесты сопровождался неоднократными возлияниями с молениями-призываниями, обращением к духам-предкам, божествам местности, у которых просили благословения и покровительства, счастливой жизни невесте. Почетный старик рода совершал моление с жертвоприношениями тарасуном и молочными продуктами перед выездом свадебного поезда и в пути около священных мест – бариса (горы, какого-нибудь дерева, камня и т.д.), у которых свадебный поезд останавливался.

Повсеместно при подъезде к улусу жениха свадебный поезд встречали специальные послы — угтамжа (встречающие) с водкой или тарасуном, молочными продуктами и закуской. У хоринских и селенгинских бурят здесь происходил своеобразный обряд-сценка с поэтическим диалогом: Встречающие останавливают свадебный поезд. Тогда старший сват со стороны невесты спрашивает: «Зам харгыемнай юундэ хаагаабта?» Почему вы преграждаете нам путь-дорогу? На это старший сват со стороны жениха отвечает примерно следующими словами:

Газарай холоhоо Мы встречаем

Уhанай утаhаа Свадебный поезд

Турэ хурим хургэжэ Из дальнего далека,

Ерээшэдые Из-за длинного водного рубежа.

Угтажа байнабди.

Затем он обращается к приехавшим с вопросом: «Та юушэн гээшэбтэ?» (Кто вы такие?) Те отвечают:

Уреэгээ морин болгохо, Мы ведем свадебный поезд,

Уриеэ хун болгохо гэжэ Богатый яствами и вином.

Болдог шэнээн мяхатай, Мы едем, чтоб детей наших

Булаг шэнги архитай, Благословить на путь.

Амбан турэ хургэжэ ерээбди.

- Зуб гу? - - Правильно?

- Зубээ, зуб! - - Правильно, правильно!

После такой краткой церемонии встречающие преподносят рюмку водки старшему свату и знакомятся, если невеста из дальних мест. Затем приехавшие и встречающие вместе едут к дому родителей жениха. Когда свадебный поезд доезжает до дома жениха, то его встречают все собравшиеся. Первой в дом жениха заходит невеста со старшими сватами (худын туруу), здороваются со всеми, рассаживаются за накрытые столы.

Перед тем как подавать первую рюмку вина, хозяева произносят речь, обращенную к старшему свату:

Нарин харгы ургэдхэжэ, Узкую дорогу расширяя,

Ургэн харгы наридхажа, Широкую, наоборот, сужая,

Дааганайнгаа туруугаар Копытом своего коня

Далан харгы гаргажа, Путь-дорогу торя,

Унаганайнгаа туруугаар Копытом своего жеребенка

Уужам харгы гаргажа ерэпэн Широкую дорогу прокладывая,

Хуушанай ёпоор худа, Прибывающий к нам -

Мунеенэй ёпоор ураг, По-старому обычаю - сват,

Уггуулхаар ерэпэн алтан худа, По-новому - родня,

Угтажа абапан ураг эльгэнэй Достойный встречи золотой сват,

Ундан харые тогтоон барихатнай Бокал вина со стороны родни,

хайр болог! Встречающей вас, ожидаючи, Благоволите принять.

Любопытный обычай существовал у тункинских бурят. На Свадьбу невеста ехала в мужской одежде, в в ее свадебный костюм наряжали парня-одногодка, который сопровождал невесту до того времени, пока не наступал момент переодевания ее в свадебный костюм. Во многих местах лицо невесты в пути закрывалось платком или покрывалом с прорезями для глаз. По поверьям, таким образом можно было обвести злых духов и уберечь невесту от их враждебных действий.

У хоринских и агинских бурят, когда до дома (юрты) родителей жениха оставалось около километра, свадебный поезд встречали 10—15 всадников с жениховой стороны. От сопровождающих невесту отделялась также группа молодых всадников и начиналась отчаянная скачка — пара буляалдаан (буквально - отнимание солнца), обязательный обряд-состязание. Каждый старался проскочить перед противником, т. е. «отнять солнце». Выигрывали ловкие и умелые наездники, у кого были быстроногие кони. Здесь никаких итогов не подводили, результаты ни на что не влияли.

Цикл главных обрядов свадьбы — мургэмжэ, бэриин мургэл — обряды поклонения невесты. Они были распространены повсеместно и в основной сути были идентичны у всех групп бурят. Это поклонение невесты духам покровителям, божествам (бурханам) семьи жениха, ее поклонение старейшинам рода жениха, свекру и свекрови и другим родственникам-мужчинам (братьям и дядьям) жениха, их родовому огню, благословение невесты. Эти обряды у всех бурят были столь обязательными при любом бракосочетании, что даже в этих случаях, да при женитьбе свадьба не справлялась, обряд поклонения не весты проводились неукоснительно при присутствии основных участников свадьбы, обряда. Брак считался Оформленным и мог быть благополучным, «счастливым» только после исполнения 'этих обрядов, которые можно рассматривать как принятие невесты под покровительство семейно-родовых божеств и духов семьи жениха, приобщение невесты к его родовому очагу и поклонение представителям рода жениха в лице его родителей и старших родственников. В разных местах, у разных локальных групп бурят в проведении этих обрядов наблюдались отдельные различия и особенности в деталях, в аксессуарах, сопровождающих невесту лицах, в большей или меньшей полноте различных церемоний, их последовательности. У предбайкальских бурят главные обряды по обычаю совершались на следующий день. По всей вероятности, это было связано с тем, что невесту, как правило, привозили издалека, а главные обряды должны были проходить непременно днем, «пока солнце в силе» (наранай галтайда)