Смекни!
smekni.com

Свадьба в ФРГ (стр. 3 из 5)

Обличительным признаком хохцайтсбиттер был длинный жезл с загнутым вверху крючком, украшенный красными и синими лентами, к его головному убору прикреплялась веточка розмарина или мирта.

Там, где жених с невестой сами приглашали гостей, то в каждом доме при их появлении ставили на стол каравай хлеба, от которого молодые должны были отщипнуть кусочек и съесть. Значимость хлеба как связующего звена встречается у немцев и во многих других обрядах. В данном случае этот обряд знаменовал собою приём молодых в сельскую общину. В Бадене (в районе Донауешингена) невеста носила с собой корзину и в каждом доме получала так называемый «счастливый хлеб» который крошили в «утренний суп», евшийся утром в день свадьбы до венчания. Во время приглашения невеста раздавала родственникам и друзьям свои подарки и получала подарки от них. Тоже самое было и в Гольгейне. На свадьбу приглашали родственников с обеих сторон до третьего-четвёртого колена родства и ближайших соседей. Кроме того, невеста приглашала своих подруг — девушек на выданье, а жених — взрослых парней из своей деревни. В прошлом в Баварии, например, бытовал обычай, согласно которому хозяева при приближении к их дому пригласителя на свадьбу прятались или несколько раз отказывались от приглашения, но затем все-таки принимали его. В некоторых районах звали на свадьбу всю семью, в других — только одного представителя. Вообще же люди считали своим долгом принять участие в свадебном торжестве. Если кого-то не приглашали на свадьбу, это рассматривалось как оскорбление, и иногда за это даже мстили.

Говоря о тексте приглашения нужно отметить то, что в Южной Германии был обычно кратким, а в Северной Германии был длинным, часто в стихотворной форме. Так, в Рейнланде входя в дом с приглашением на свадьбу, говорил следующее:

И говорю то, что я должен сказать!

Жених (его имя) и невеста (ее имя),

Оба из (название селения),

Поручили мне пригласить вас дружески

Во вторник через восемь дней у гаствирта 1 (его имя),

Помочь украсить их свадьбу.

Утром будет кофе (чай) и три булочки,

Днем молний обед и

Вечером мясо с oiioiiuimh.

Кто не придет, должен будет

Нести камень на возвышенность.

Приглашённые в знак принятия приглашения привязывали к жезлу шелковые цветные ленты. В Брауншвейге приглашение гласило:

Дорогие люди, к вам я прискакал,

Чтобы вас пригласить и просить,

Никого не исключая из домочадцев,

Прибыть в пятницу утром к NN, на свадьбу.

1 – распорядителя, организатора.

Однако не приходите с наполненным желудком,

Ибо они изрядно приготовили угощения.

Жених и невеста украшаются миртом 1,

Под звуки трубы мы их поведём к алтарю.

И пойдём мы в церковь,

Затем будет большое пиршество.

Затем будем пить и

Всю ночь танцевать.

На другой день с весёлым настроением

Пойдём мы вновь в свадебный дом.

Там будет радостно танцевать, и пировать снова так же

Как и в прошедший день.

В воскресенье невеста снова наденет украшения,

И свадебным поездом мы снова двинемся к церкви.

После музыки очень веселы и радостны.

В понедельник ни о чём не думаем,

Ибо его целиком прогуливаем.

Во вторник мы веселы и здоровы,

В таком случае превосходна кислая капуста.

Затем в любимую среду

Мы снова развлекаемся, но…!

Если после этого что-то останется в кухне и подвале,

Празднуем мы также ещё и в четверг.

Затем, однако, свадьба кончается 2,

И каждый снова отправляется домой.

Перед первой мировой войной приглашение на свадьбу стали рассылать по почте. В наше время уровень развития техники очень высокий (появились компьютеры) и по этому чаще всего приглашения рассылают по электронной

1 – растение с белыми душистыми цветками.

2 – длится неделю.

почте (преимущественно в городах).

Таким образом, мы увидели, какими были приглашения, о чём в них говорилось, а так же кто приглашал на свадьбу, убедились, что были и специальные пригласители, посмотрели, как принимали приглашение, а так же как его рассылали.


Глава 4.Девичник и мальчишник.

Накануне свадьбы устраивался девичник и мальчишник илипольтерабенд 1. В городе этот прощальный вечер молодёжи происходил в доме невесты, в некоторых местностях прощальные вечера невесты и жениха происходили раздельно. Среди зажиточных слоёв населения в этот день приданое невесты выставлялось для всеобщего обозрения. В городе приглашённые обычно собирались в 3 часа пополудни, молодёжь иногда приходила ряженой. Входившие обращались к жениху и невесте с речами. В городе, как и на селе, во время польтерабенда произносили речи, в которых в шутливой форме напоминали невесте о её будущих обязанностях, делались намёки на аиста, который приносит детей, и били "на счастье" посуду. В целях экономии для этого нередко заранее собирали треснутые чашки, блюдца и тарелки. Считалось, что, чем больше черепков, тем больше счастья. Смысл этого обычая, пришедшего из далёкого прошлого – отогнать шумом злых духов от молодых. Сведения о польтерабенде в городах в бюргерских кругах восходят к 16 – 17 векам. К 20 веку обычай бить старые горшки в польтерабенд перед домом невесты или обоих брачащихся больше сохранился в Северной Германии. В саксонских городах подружки невесты тайно били посуду перед дверью или же на лестнице ее дома и быстро бежали прочь, чтобы их не узнали. К началу 20 века в деревнях в битье посуды участвовала вся деревня — и стар и млад, а в доме невесты (особенно в Ангальте и районе Магдебурга) специально выставляли пироги для раздачи всем, кто приложил руку к такому битью посуды. Пироги вытеснили обычно подаваемый в прошлом белый хлеб, намазанный просяной кашей. В городе после битья посуды нередко давали театрализованные представления, затем всех приглашали на ужин и в завершение всего устраивали танцы. В конце 19 – начале 20 века в городах польтерабенд праздновали за два дня до свадьбы, чтобы осталось время для отдыха и приведения в порядок помещения к

1 – вечер шума, грохота.

свадьбе. В сельской местности, например в Брауншвейге, вечером перед свадьбой на улице под липой собирались на танцы. Во время танцев невеста держала в руке подаренное ей подружкой и украшенное лентами веретено 1, что должно было свидетельствовать о прилежности молодой. В некоторых деревнях Люнебурга жених пытался в темноте выкрасть невесту из круга подруг и увести ее с собой. Этот обычай, скорее всего, является отзвуком былого 2 похищения невесты.

В этой главе мы увидели, как проходил польтерабенд, а так же рассмотрели основной обычай польтерабенда – битьё посуды.

1 – Brautdiesse.

2 – характерного для эпохи Средневековья.

Глава 5. Свадебный наряд.

На протяжении многих веков свадебный наряд несколько раз менялся, особенно у невесты. До конца 19 века во многих местах крестьяне венчались обычно в праздничном народном костюме (см. приложение), традиционном для той или иной местности. В бюргерской городской среде невесты венчались в черном платье из бархата или тяжелого шелка. С 18 века в высших придворных кругах в качестве подвенечного распространилось белое платье 1. К концу 19 – началу 20 века белое подвенечное платье, туфли и перчатки проникли в бюргерские городские круги, а черное платье невест, характерное прежде для них, стало распространяться в крестьянской среде. Женихи вместо народной одежды стали венчаться в черном костюме. Позднее белое подвенечное платье проникло и в крестьянские слои. Так, например, в Нижней Саксонии лишь после второй мировой войны подвенечным нарядом невесты в сельской местности стало белое платье, а до этого венчались в черном шелковом платье, белой вуали с зеленым венком на голове.

Голову невесты 18 века покрывали различных фасонов короны зеленого цвета. Иногда вместо короны надевали венок из мирта. К концу 18 – началу 19 века венок из мирта был вытеснен венком из розмарина 2. До начала 20 века сохранился обычай закрывать невесту покрывалом: по народным верованиям, оно защищало ее от злых духов. Этому же служила и белая вуаль, ставшая с начала 19 века непременным элементом свадебного наряда невесты.

Из выше написанного следует, что свадебный наряд не был во все времена одинаковым, он постоянно менялся. Говоря о сегодняшнем дне, надо сказать, что свадебный наряд остался таким же как и в 19-20 веках.

1 – символ чистоты невесты

2 – Вечнозеленый кустарник или полукустарник.

Глава 6. Свадьба.

Само название свадьба Hochzeit1, свидетельствует о том, что народ рассматривал это событие как праздник, как своего рода кульминацию в жизни человека. В сельской местности в крестьянской среде долго придерживались обычая локальной эндогамии, особенно если за невестой давалось в приданное земельная собственность. Сельская община старалась, чтобы земля не уходила в собственность чужаков. Так, например в Вестервальде, нередко все жители села были однофамильцами. В конце 19 начале 20 века этой традиции уже не так придерживались, однако местами она ещё сохранялась. Жени, если он был из другого селения, испытывал определённые трудности при посещении невесты: местные парни преграждали ему дорогу, требуя выкуп, иначе он мог подвергнуться даже избиению. В свадебном торжестве в зависимости от имущественного положения брачащихся 2 участвовало от 200 до 300 человек. Количество гостей на свадьбе зависело не только от материального достатка семей новобрачных, но и варьировалось по областям. Так, например, в Верхней Баварии в начале 19 века на богатой свадьбе присутствовало от 100 до 250 человек, а в Нижней Баварии от 60 до 150; на бедной в Верхней Баварии от 25 до70 человек, в Нижней Баварии от 12 до 80 человек. Прежде (характерно для 17-середины 18 века) на свадьбу собирались все жители деревни, особенно если она была небольшая. Позднее чаще стали приглашать ближайших соседей, тогда как родственники приезжали и из более отдалённых мест. Число приглашённых и присутствующих на свадьбе гостей, однако, не всегда совпадало, хотя присутствие на свадьбе считалось