Смекни!
smekni.com

Священные горы, скалы и пещеры Крыма (стр. 5 из 5)

По воспоминаниям одного из старожилов села, после Великой Отечественной войны, когда татары были выселены, местные ребята полезли в пещеру и нашли в одной из её щелей предметы мусульманского культа, среди которых был большой, переплетенный в богато украшенный кожаный переплет Коран. До этого местное славянское население пещеру старалось не посещать, как не посещают её и сейчас.

На примере этой пещеры ещё раз подтверждается важная особенность «святых» мест крымской земли – притягивать к себе людей различных национальностей и вероисповеданий. Дело в том, что и среди местных христиан еще в конце 19 века пещера считалась «святой». Они так же были уверены, будто здесь были убиты сорок юношей, но не «неверными» за молитву Аллаху, а, наоборот, мусульманами – «за проповедь Евангельскую». Интересно, что это ярко выраженное в предании межрелигиозное противостояние нисколько не мешало общему поклонению пещере и совместному добрососедскому сосуществованию христиан и мусульман [8].

Почитание «священных» гор, скал и пещер, имевшее место на всех этапах истории Крыма, сыграло огромную роль в формировании природоохранных взглядов и традиций у народов, населяющих Крымский полуостров. Благодаря статусу «святости» многие горы сохранили до наших дней свой первозданный ландшафт и относительно слабо антропогенизированную экосистему. Феномен «святых» гор существует в Крыму до сих пор. Правда, в большинстве своем, он принял другую, более прозаическую окраску: в настоящее время подавляющее большинство тех гор, скал, камней и пещер, которые почитались в древности, входят в состав природно-заповедного фонда Автономной Республики Крым и охраняются законом.


Литература

1. Борейко В.Е. Священные горы. – Киев, 1999.

2. Гермоген, епископ. Таврическая епархия. – Псков, 1887.

3. Домбровский О.И. Средневековые поселения и «исары» Крымского Южнобережья // Феодальная Таврика. – Киев: «Наукова думка», 1974.

4. Елпатьевский С.Я. Крымские очерки. Год 1913-й. – Феодосия: «Коктебель», 1998.

5. Ена В.Г. Заповедные ландшафты Крыма. – Симферополь: «Таврия», 1989.

6. Иванов Б.Н., Дублянский В.Н., Домбровский О.И. Басманские пещеры в Горном Крыму // Крымское государственное заповедно-охотничье хозяйство. – Симферополь: Крымиздат, 1963.

7. Катерлезский Свято-Георгиевский монастырь.-М., 1900.

8. Коваленко И. Пещерные святилища // Таврические ведомости, №3 (301). 26.01.2001.

9. Коваленко И. Чатырдаг // Крымские известия. №61, 1.04.2000.

10. Коваленко И. Святые горы Тавриды // Таврические ведомости, №43 (292). 17.11.2000.

11. Легенды Крыма. – Симферополь: «Бизнес-информ», 1994.

12. Ливанов Ф.В. Георгиевский монастырь в Крыму. – Москва, 1891.

13. О деятельности в Тавриде Иннокентия архиепископа Таврического // ИТУАК, №31. – Симферополь, 1901.

14. Палимпесов И.У. Мои воспоминания об Иннокентии архиепископе Херсонском и Таврическом. – Санкт-Петербург, 1888.

15. Полканов Ю.А. Легенды и предания караев. – Симферополь, 1995.

16. Струков Д.М. Древние памятники христианства в Тавриде. – М., 1876.

17. Сумароков П.И. Досуги крымского судьи. Ч. 2. 1805.

18. Шапошников А.К. Коктебель. Исторические названия окрестностей. – Симферополь: «Амена», 1997.

19. Щепинский А.А. В глубь пещер по следам первобытного человека // Рюкзак. – Симферополь: «Крым», 1965.

20. Щепинский А.А. Красные пещеры. – Симферополь: «Таврия», 1987.

21. Щепинский А.А. Пещерные святилища времени раннего железа в Крыму // Труды комплексной карстовой экспедиции АН УССР, Киев, 1963.