Смекни!
smekni.com

Семья и семейная обрядность у англичан в XIX веке (стр. 5 из 7)

В отдельный разряд следует отнести гадания с подвязками и ботинками (“идущими и приходящими”), с шалфеем листовым (Линкольншир), с сеянием конопли (Норфолк и Суффолк). Такие мотивы гадания, как подвязки и яйцо, являются чертой предсвадебного и свадебного обрядов. Их происхождение теряется в далеком прошлом. Голубой цвет, является традиционно излюбленным цветом надежды у англичан, и голубые с зеленым ленты как мотив свадебного украшения органически вошли в традиционную свадьбу. Хождение спиной вперед, кольцо во время бега вокруг стога, манипуляции с растениями “ведьм”, сев как символ плодородия и сбор урожая “призраком” - супругом сочетают в себе и отголоски языческих верований, и символику церковного венчания. Яблоня и листочки вечнозеленых растений как символы “древа жизни” непосредственно отражали веру в плодовитость, а “немой пирог” как еще незрелый плод (добрачное состояние) созревает в подлинно вкусное блюдо, являющееся неотъемлемой частью свадебного пиршества. “Мнимые супруги” - это отзвуки старинного обычая пробного брака [21].

2.6 Гадания на суженного

Практиковались гадания на суженого (premised husband) или суженную (promised wise) и в канун мая (30 апреля), хотя и не в таком количестве и разнообразии, как в канун дней св. Агнессы, св. Валентина и св. Марка: на пучках боярышника, на полную Луну. В канун солнцестояния гадали на яблочную кожуру, на угольках, на обувь в виде Т, на заячью капусту, а также на сеяние конопли и на горящие вязанки ясеневых прутьев. Примечательным в этом цикле гаданий является гадание на угольках, отражающее древнее народное поверье в огни св. Бельтана, в честь которого костры горели по всей Англии в XIX в.

Все перечисленные виды гадания отражали пережитки дохристианских верований англичан, одновременно часть из них являлась и своевременным типом ухаживания. Так, необычной формой ухаживания был старинный обычай “связанный в узел”, наблюдавшийся в XIX в. у валийцев и англичан, проживавших на границе с Уэльсом. Одетых юношу и девушку связывали веревкой с закрепленным узлом и укладывали в постель. Если один из них не желал связать свою жизнь с другим, он развязывал ночью этот узел, а если узел к утру оказывался неразвязанным, то молодых людей признавали потенциальными женихом и невестой. В XIX в. матери, как правило, надевали на девушку так называемый чулок для ухаживания (counting-stocking), крепко стягивающий вместе ноги девушки. Вплоть до конца XIX в. в деревушках эти “чулки” передавались по наследству [22]. В этом интенсивном типе ухаживания нашел отражение обычай пробного брака в Англии и в Уэльсе, причем “чулки для ухаживания” появились, очевидно, значительно позже, чем сам обычай, с запрещением церковью в начале XVII в. добрачных половых отношений после заключения брачного контракта.

2.7 Свадьба

Выбор дня и месяца свадьбы (marriage, nuptial, wedding) не был безразличен для англичан в XIX в. Его придерживались даже те, кто не устраивал свадьбу как таковую, а просто регистрировал брак в гражданских учреждениях или венчался в церкви со скромным угощением.

Май считался не удачным для свадьбы. В XIX столетии в Чешире, Дербишире, Девоншире, Терефордшире, Ланкашире, Линкольншире, Норфолке, Нортумберненде, Стаффордшире, Суффолке и Йоркшире в ходу были поговорки: “Браки в мае не счастливы” и “Вступать в брак в мае - навсегда раскаяться”. Вступать в брак в великий пост также предвещали неудачу. Наиболее благоприятными для этого дела временем считалась неделя после троицына дня. Самым неудачным днем для заключения свадьбы была среда [23].

Перед днем свадьбы на особом столбе развешивали объявления. Но в XIX в. столбы встречались уже редко, что указывает на сужение круга гостей, и следовательно, на постепенное снижение старинного обряда, в котором некогда участвовало все село, к простому угощению. В редких случаях невеста с женихом проезжали через село на телеге, влекомой быками, у которых рога были увиты лентами, и приглашали всех на свадьбу. Друзья и доброжелатели в это время складывали в телегу свои дары, как правило, необходимые для домашнего хозяйства. На севере Англии дары доставляли во время свадьбы; приглашенные ехали верхом с тяжелыми седельными вьюками, набитыми мукой, битой домашней птицей, яйцами, беконом и маслом. Дополнительно молодой паре подносились на тарелке деньги, собранные приглашенными, в сумме около 200 фунтов. Иногда предметы обстановки и домашнего хозяйства приносились в качестве дара до свадьбы.Традиции правили всем свадебным днем (wedding-day). По пути следования свадебного поезда (marriage (meptial procession) разбрасывали цветы (болотный ирис, розмарин, ноготки). Нередко путь усеивали тростником, ракитником, а также пшеницей [24]. В свадебный поезд входили также родители, подружки невесты (best maids, bridesmaids) - обычно ее сестра, близкие родственники и подруги, - а также сестра жениха, и его дружки (best men, bridesmen), родственники и друзья жениха и невеста. Подружки невесты (около 6 часов) были одеты в платья, фасон и цвет которых выбирала сама невеста, а ее матери следовало оплатить их стоимостью. Среди подружек всегда имелась главная (best maid) , которая несла букет невесты и в ходе церемонии венчания располагалась позади нее. Дружок (best man) жениха (брат, родственники или его друг) морально поддерживал его до свадьбы, платил гонорар священнику и чаевые церковнослужителям, а также вручал кольца жениху в церкви. Он должен был ухаживать за подружками невесты во время угощения и отвечать за произносимые тосты.

Шаферы (best men, bridesmen) стояли внутри церкви и спрашивали каждого из гостей: “ невеста или жених?” Друзей невесты они помещали налево от придела, друзей жениха - направо. Также они проделывали во время рассаживания гостей за столом. Шаферы раздавали в церкви бланки с текстом проповедей, если они не были разложены на церковных скамьях. Отца невесты, если его не было на церемонии, мог заменить его брат, близкий родственник или даже друг. Почетная роль посаженного отца (sponsor at wedding) доставалась отцу жениха, он подводил невесту к алтарю, отвечал на некоторые вопросы священника во время венчания, управлял всей свадьбой.

Все эти лица собирались в доме брачующихся, главная подружка невесты украшала входную дверь цветами и веточками мирта из букета невесты. Если этим занималась сама невеста, то считалось, что ее семейная жизнь будет неудачной. В церковь нередко отправлялись в сопровождении музыкантов, наигрывавших на скрипках и дудках с пением. Исполнялись многоголосые свадебные песни, наименование которых сохранилось еще со времен поселения на Британских островах англо-саксов, - “brydsang”. Вперемежку с песнями, в которых неоднократно упоминалась подвязка из туалета невесты, представители мужского пола, сопровождавшие свадебный поезд к церкви, усердно стреляли из ружей, что, по народным верованиям, отпугивало злую силу, и она не могла навредить новобрачным, по ходу продвижения свадебного поезда устраивали состязания в скачках на лошадях. Иногда свадебный поезд трижды огибал по часовой стрелке - на счастье - церковь. Считалось очень неудачным, если во время венчания начинался бой часов. Поэтому предпочитали немного подождать перед входом, пока они не пробьют. При прибытии к церкви и перед входом в нее прежде соблюдалось много старинных обычаев: жених и невеста перепрыгивали через скамью, поставленную поперек входа в церковь, что символизировало удачное преодоление ими всех преград в их будущей семейной жизни. При этом невеста как будто невзначай теряла с ноги подвязку, которую немедленно подхватывали молодые мужчины и с триумфом шли вокруг церкви. В Сомерсете на пути свадебного поезда протягивали веревку, украшали цветами, или запирали перед ним церковные ворота. В этих случаях жених должен был выкупить путь деньгами. В Беркшире верили, что тот из молодых, кто первым поставит ногу на крутую церковную ступень, будет в дальнейшем властвовать в доме [25].

Венчание (wedding, marriage ceremony) должно было состояться в течение трех месяцев после оглашения в церкви, украшенной белыми цветами и синим орнаментом в середине восточного окна. Группа лиц со стороны невесты располагалась на левом крыле, со стороны жениха - на правом; подруги и друзья - на обоих флангах. После церемонии венчания новобрачные (the young couple) торжественно спускались со ступеней алтаря и в сопровождении родителей, ближайших родственников, шаферов, подружек невесты шли в ризницу подписывать свидетельство (marriage lines - церковное, certificate of marriage - гражданское) [26].

Вместе с этим уже в XX в. одновременно существовала и неполная церемония, вызванная теми или иными обстоятельствами, что, например, описано в романе Чарльза Диккенса “Большие надежды”. На венчание Уэммика с мисс Скиффинс присутствовал лишь отец жениха, исполнявший роль посаженного отца, друг Уэммика в качестве шафера, а также маленькая привратница в детском чепчике, притворявшаяся закадычной подругой мисс Скиффинс [27].

Венчание происходило обычно между 8 часами утра до 18 часов вечера в отделе записи актов гражданского состояния в здании регистрации в присутствии уполномоченного лица. Уведомление об этом давалось одному из партнеров, если жених и невеста проживали в различных округах, и именно тому, кто сделал заявление. Регистрация брака в этом случае происходила в регистратуре подавшего заявление и должна была состояться в течение 21 дня после того, как получено уведомление. Такая церемония характеризовалась скучным и торопливым обрядом, и многие девушки мечтали о “белой свадьбе”, т.е. о венчании в церкви [28].