Смекни!
smekni.com

Тематические праздники как явление современной городской культуры (на примере города Ростова-на–Дону) (стр. 3 из 10)

Формирование культурных явлений в этой области непосредственно связано с социальными завоеваниями и устремлениями общества, которое они представляют (3. С. 96).

Вместе с тем наряду с новыми обычаями и обрядами, зачастую имеющими интернациональный характер, в отдельных частях праздничного комплекса продолжают сохраняться и развиваться черты, традиционные для русской праздничной культуры. Это, прежде всего старые домашне-бытовые обычаи подготовки к празднику и семейно-родственного гостеваний. Они прочно укоренились в главных народных праздниках — государственных.

Обрядовые и игровые элементы старых календарных праздников выступают в традиционном или трансформированном виде в новых сезонных праздниках, специально созданных, сконструированных силами главным образом специалистов-профессионалов на традиционной основе. Связь с архаической и более поздней праздничной традицией и формы связи бывают весьма неодинаковыми. Это объясняется во многом особенностями формирования подобных современных торжеств, нацеленных на сохранение национального колорита.

Давая оценку традиционности рассмотренной сферы бытовой культуры, нужно сказать, что она отличается бытованием, прежде всего новых праздничных форм. Одни из них к настоящему времени прочно вошли в народный быт и могут рассматриваться в качестве новой типовой модели, другие лишь имеют такую перспективу. Явления большой временной глубины обнаруживаются здесь в меньшей мере и преимущественно фрагментарно, в виде элементов народной традиции, вплетенной в канву современного праздника. Подобная реализация традиций обнаруживает их широкие вариативные возможности и часто приводит к созданию обобщенных символически-национальных, или этнически маркированных, современных явлений праздничной культуры.

Праздничное пространство как явление праздничной культуры представляет особый для нас интерес. Это многофакторная и многомерная система, специфическое явление праздничной культуры, определяющей особую форму общественного поведения. Праздничное пространство - преображенное пространство, оно обусловлено смыслом праздника и узнаваемо участниками праздничных действий (3. С. 87).

Характерными особенностями праздничного пространства можно назвать четкие временные рамки. Оно временно по отношению к повседневному, будничному пространству; его искусственность чревата игрой, декоративностью, иногда даже наигранной эстетичностью.

Петербургский теоретик культуры С.Н. Иконников, определяя культурное пространство, утверждает, что оно «является жизненной и социокультурной сферой общества, «вместилищем» и внутренним объемом культурных процессов. Оно имеет определенную территориальную протяженность и включает в себя ареалы распространения национально-этнических языков общения и духовных ценностей, традиционных форм бытового уклада и образа жизни, семиотику и семантику архитектурных и религиозных памятников, региональных центров народного и профессионального искусства, заповедных ландшафтов. В нем очерчены контуры столицы и периферии, городов-музеев и университетских комплексов, памятных мест и исторических событий» (7. С. 55). Одной их составляющих культурного пространства является праздничное пространство.

Праздничное пространство — это многофакторная и многомерная система, специфическое явление праздничной городской культуры, определяющее особую форму общественного поведения. Архетип праздничного пространства связан с некими константами, которые преображают его и наделяют праздничным смыслом. Этими константами являются: композиционный центр, язык, темпо-ритм, цвет, звук, тип движения.

Характерными особенностями праздничного пространства являются временные рамки, рассчитанные на праздничное время.

Это пространство временно по отношению к повседневному, будничному пространству; его отличает искусственность по отношению к будничному пространству, оно «сочиняется», создается, стилизуется, специально украшается, наряжается, стремится к «красивости».

Наконец, праздничное пространство связано с игрой. Культуролог Э.А. Келлер пишет: «Подобно тому, как формально отсутствует всякое различие между игрой и священнодействием, иначе говоря, священнодействие совершается в тех же формах, что и сама игра, так и освященное место формально не отличается от игрового пространства.

Арена цирка, игральный стол, волшебный круг, храм, сцена, экран синематографа, судное место - все они по форме и функции суть игровые пространства, то есть отчужденная земля, обособленные, выгороженные, освященные территории, на которых имеют силу особенные, собственные правила. Это как бы временные миры внутри обычного, созданные для выполнения замкнутого в себе действия» (5. С. 38). Эти «освещенные» праздничные территории осуществляют переход из жизни будничной в жизнь праздничную.

Праздничное пространство наделяется определенным смыслом, декоративностью и эстетической функцией. Вся палитра праздничного пространства (праздничные украшения, специальные временные постройки, символические атрибуты и пр.) «работает» на праздничную атмосферу и соответствует типу праздника. Каждый тип праздника имеет свои особенные правила, свою структуру, эстетику, сопряженные с пространством.

В технологическом смысле функциональность праздничного пространства обуславливается местом действия, определяет ролевые функции участников праздника, находится в зависимости от стилевых особенностей повседневного пространства (5. С. 39).

С феноменом праздников связаны игры, игровая практика. Происхождение игр связывалось с магико-культовыми потребностями или врождёнными биологическими потребностями организма; выводилось из трудовых процессов (8. С. 97). Связь игр с тренировкой и отдыхом одновременно обусловлена её способностью моделировать конфликты, решение которых в практической сфере деятельности или затруднено или невозможно. Поэтому игра является не только физической тренировкой, но и средством психологической подготовки к будущим жизненным ситуациям. В качестве абстрактной модели конфликта игра легко превращается в форму выражения социальных противоречий (превращение в средневековой Византии «болельщиков» на ипподроме в политические партии, детские игры как модели социальных конфликтов «взрослого» мира) (8. С. 98).

И игра, и искусство, преследуя цели овладения миром, обладают общим свойством - решение предлагается не в практической, а в условной, знаковой сфере, которая в дальнейшем может быть использована в качестве модели практического поведения.

Однако между игрой и искусством имеется существенное отличие: игра представляет собой овладение умением, тренировку, моделирование деятельности, отличительным свойством игры является наличие системы правил поведения (9. С. 346).Соотношение игр и ритуалов (обычаев и обрядов) позволяет разграничивать два основных подхода к пониманию сущности праздников, а также – различие между профессиональной анимационной практикой и традиционными механизмами воспроизводства культуры.

Если рассматривать праздники в сакрально-религиозном смысле, как это наблюдается в традиционных (народных) культурах, то им присущи следующие признаки:

1) Представление, что это особенное, сакральное время, когда возможны контакты с миром предков или устанавливается сакральная связь с миром божественным. При этом веселье не является обязательным и единственным атрибутом праздника.

2). Праздничное время – это период когда наиболее активно совершаются обрядовые действия, в то же время игровые действия, несмотря на их активизацию в этот период, все-таки по сравнению с обрядами второстепенны (10.С. 10).

Что касается праздников в несакральном, светском понимании, которое присуще современным культурам, то они характеризуются не только торжественностью, особым эмоциональным подъемом, но и тем, что это время активного проведения досуга, развлечений, веселья. Обрядовая составляющая сведена к минимуму и подчинена массовым зрелищеым мероприятиям, гуляниям и играм (11. С. 49).

И, в завершение, если рассматривать праздничную культуру, как совокупность «…коммуникаций, разворачивающихся в праздничном пространстве и времени», то, по мнению польского исследователя К. Жигульского, можно выделить следующие компоненты (12. С. 112).

1. Пространственно-временной, включающий праздничное пространство и время.

2. Структурно-содержательный компонент, включающий – декорации, действия (анимационные мероприятия), костюмы участников, праздничное питание, систему подарков.

3. Идеологический компонент: в основе праздника должна лежать определенная идеологема, событие. Оно должно быть связано с реальными (пусть даже искаженными в сознании потомков) или сакральными, имеющими религиозно-мифологическое происхождение событиями. При этом событие должно само восприниматься как значимый и позитивный символ (12. С. 112).

Близкую, хотя и более развернутую характеристику праздничных действий предлагает культуролог И.И. Шангина (13. С. 111), выделяющая следующие компоненты: а) праздничное время, б) праздничное пространство, в) субъектно-личностный (участники действия), г) ритуальный, д) идеологический (Приложение А). Классификация И. Шангиной в принципе не противоречит классификации К. Жигульского: здесь у нее более «развернуты» компоненты 1и 2.

1.3 Особенности проведения праздников в современном городе

Городские и сельские традиции даже в пределах одной страны и применительно к одному народу отличаются между собой. В этнографической литературе одной из форм классификации народной культуры является условное объединение ее элементов в две группы: городскую и сельскую субкультуры. Поэтому, прежде чем обозначить особенности проведения праздников в городской среде, необходимо раскрыть само понимание праздника в традиционной (народной) культуре, которая по своему происхождению является сельской. Термин «праздник» принадлежит к словарному фонду повседневной речи и часто употребляется. Понимание значения слова «праздник» в народной культуре достаточно широко, однако можно выделить несколько смысловых полей, с единой доминантой в каждом из них.