Смекни!
smekni.com

Цыганская культура и ее влияние на музыкальную культуру мира (стр. 2 из 5)

Большинство цыган мира (по разным оценкам, до двух третей) говорят на языках стран проживания. Почти все остальные говорят на различных диалектах цыганского языка («романы́ чиб»). Однако, некоторые цыгане говорят на языках, происходящих из профессионального жаргона их предков (например, люли) и на языках, хотя и имеющих следы цыганской лексики и грамматики, но являющихся скорее диалектами государственных языков (испанские цыгане).

Основной лексический состав цыганского языка состоит из санскритических, персидских и греческих корней, что отображает исторический процесс формирования цыган как отдельного от индийцев народа. Язык каждой из этногрупп также отображает историю данной этногруппы. Например, в языке русских цыган можно увидеть слова немецкого, польского и русского происхождения.

· Слово «ловэ́» в русском жаргоне заимствованно из цыганского языка, где имеет значение «деньги».

· Слова «slang», «pal» и «tiny» в английском заимствованы из цыганского языка.

· Вопреки сложившемуся мнению, в цыганском языке нет слова «чавэллы».

· Самоназвание цыган (точнее, некоторой их части) не «рома́лы», а «рома́». «Рома́лэ» («рома́лы») — это слово «рома́» в одном из падежей.

· Цыгане понимают многие простые фразы, произнесённые на хинди. В этом причина любви цыган к некоторым индийским фильмам.

Если мы продолжим наш анализ, то найдём в русско-цыганском языке множество польских слов, например, стрoна (сторона) и тaрго (рынок, ярмарка), тысенцы (тысячи). Точно так же мы обнаружим и немецкие слова, такие, как штуба - комната, или фэнчтра - окно. Всё это подтвердит нам, что русские цыгане, перед тем как прийти в Россию, побывали в Германии и Польше.

До сих пор мы анализировали только язык русских цыган. Но если мы, зная диалекты разных этнических групп цыган, проанализируем их, то явно увидим во всех наречиях влияние греческого языка и целую массу заимствований из него: дром –дорога, пэтaло – подкова, зумu - суп, карфuн- гвоздь, папuн - гусь, фoро – город и много других. Это напомнит нам о том, что цыгане надолго останавливались в Византии, прежде чем прийти в Европу. Кстати, и самоназвание народа «рома» связано с Византийской империей. Если вспомнить, что жители Византии предпочитали называть свое государство Римской империей (basileia ton Rhomaion), а себя ромеями (romans), становится понятно, почему прожившие три века в ромейской державе цыгане назвались «рома». В Византии цыгане и приняли православие.

Если мы пойдём ещё далее на восток, то обнаружим в цыганском языке армянские заимствования: граст – конь, зор - сила, чикaт - лоб, бов - печь. Но и это промежуточный этап, так как между Арменией и Индией лежат иранские земли. Именно там цыгане заимствовали у персов слова бахт - счастье, урдoн - повозка, ру в- волк

Глава 2. Духовные ценности

Система цыганских ценностей не менялась столетиями. Самые главные ценности для цыгана: принадлежность к цыганскому обществу, семья, профессия и вера.

Самое страшное наказание для цыгана — лишение права принадлежать к цыганскому обществу. Это наказание применяется в случае особо тяжких преступлений, таких как убийство, изнасилование, воровство при некоторых обстоятельствах, и другим причинам. Изгнание сопровождается «осквернением». Вписаться после изгнания обратно в общество очень сложно.

Отрицательной стороной существования обычая изгнания является то, что если изгои считают, что страшнее уже ничего не будет и ниже падать уже некуда, это сказывается на их поведении и образе жизни.

Принадлежность к цыганскому обществу возможна только по обоюдному желанию цыгана или цыганского метиса (романо рат) и собственно цыганского общества. В общем и целом, внутри цыганского общества принята свобода национальной самоидентификации. При определённых обстоятельствах нецыган также может быть членом цыганского общества (см. Романипэ)

2.1 Семья в цыганской культуре

Для цыган характерны культы детства, материнства, возраста, верности семье.

Хотя современные цыганские семьи редко бывают многодетными, культ детства от этого не исчез. Каждый ребёнок, в том числе из чужой семьи или нецыганский, рассматривается как личность, нуждающаяся в защите, помощи, добром слове, угощении. Система сравнения и поощрения детей баллами считается у цыган очень вредной для детей. Культ детства настолько силён, что у цыган распространён обычай усыновления (которое часто происходит даже при наличии собственных детей), а также подбирания или подкармливания беспризорников и сирот. В дом, где есть ребёнок или дети, цыган, по цыганскому этикету, должен взять угощение или небольшие подарки. Если ребёнку в гостях у цыгана очень понравилась какая-то вещь, принято предлагать её в подарок (исключение, естественно, делается для дорогих вещей, таких как драгоценности, бытовая техника и т. п.).

У многих цыган женщина не считается сформировавшейся личностью, пока не родит ребёнка. У всех цыган, материнство называется в одном ряду с достижениями социальными и профессиональными при упоминании достижений какой-либо женщины, статус матери окружён почётом. Чем более женщина успешна как мать (то есть чем более успешно она воспитывает своего ребёнка или детей, по мнению цыганского общества), тем весомей её мнение и положение в обществе. Беременным женщинам и женщинам с маленькими детьми принято предоставлять особые привилегии в быту. Очень велико внимание к роженице. Если женщина из кочевого табора начинала рожать, табор немедленно останавливалася, мужчины (независимо от родства женщине), дружно сооружали шатёр, женщины оказывали акушерскую помощь. Затем 40 дней отводилось на то, чтобы мать окрепла. На всё это время она была практически освобождена от домашней работы, её обихаживали женщины (родственницы или соседки). Примерно так же всё происходит и у оседлых цыган.

Культ возраста у цыган выражается уважением не просто к пожилым людям, а уважением к тому, кто старше, вообще. Мнение старших по возрасту воспринимается как авторитетное, кроме особых случаев (например, если человек считается недалёким). Страшным преступлением считается поднять руку на старого человека, даже если он физически крепок. Ссылка на мнение пожилого человека — один из самых весомых аргументов любого спора.

Верность семье имеет разные выражения. Самые простые проявления: признание интересов семьи во всём выше личных, верность (обычно женщин мужу), выбор молодыми людьми профессии, являющейся традиционной для этой семьи, либо её современной модификации. В этногруппах, не осуждающих супружескую неверность со стороны мужчин, мужья тем не менее не имеют права бросать своих жену и детей, а также оставлять их без обеспечения. Дети, повзрослев, считаются обязанными содержать своих родителей. помогать им в быту и следить, чтобы они не испытывали нужды. В последнем общество устанавливает очень высокую планку — дети должны следить, чтобы уровень жизни родителей был не ниже, чем у них самих. Однако последнее время наблюдается манкирование этим обычаем.

Принадлежность к той или иной семье имеет очень большое значение для «стартового рейтинга» цыгана. Цыган из неизвестной семьи или утративший сведения о своей семье считается «безродным», вес в обществе его очень низок, к нему проявляют уважение только в пределах норм вежливости. Чаще всего такие цыгане — романо рат или ассимилянты, решившие возвратиться к цыганскому сообществу. Низкий «стартовый рейтинг» не значит, что цыган всегда будет на «дне» общества, «рейтинг» меняется сообразно его поступкам и может стать очень высоким (примеры: Ляля Чёрная, Юл Бриннер). Обретя «высокий рейтинг», цыган может стать основателем семьи или даже династии.

Члены династий имеют самый высокий «стартовый рейтинг». Династией семья становится, если несколько её членов стали знаменитыми в пределах цыганского сообщества и хотя бы один — за его пределами. Среди цыганских династий можно назвать Бузылёвых (Россия), Рэйес (Испания), Вудов (Великобритания), Рейнхардт (Франция), Лакатош (Венгрия) и многие другие. Основателем династии считается не основатель семьи, а первый представитель, прославивший её. Так, для династии Эрденко это Михаил Гаврилович Эрденко.

Цыганские династии и некоторые их представители (неполный список)

Бузылёвы

Алёна Бузылёва

Виктор Бузылёв

Дмитрий Бузылёв

Михаил Бузылёв (1)

Михаил Бузылёв (2)

Вуды

Мэтью Вуд

Рон Вуд

Эдвард Вуд

Деметер

Владислав Деметер

Георгий Деметер

Надежда Деметер

Пётр Деметер

Эмиль Деметер

Пономарёвы

Валентина Пономарёва

Олег Пономарёв

Рейнхардт

Джанго Рейнхардт

Луло Рейнхардт

Исмаэль Рейнхардт

Матео Максимов

Жемчужные и Шишковы

Михаил Жемчужный

Ляля Шишкова

Ратмир Шишков

Эрденко

Леонсия Эрденко

Любовь Эрденко

Михаил Эрденко

Николай Эрденко

Радда Эрденко

Сергей Эрденко

2.2 Профессия

Профессии придаётся очень большое значение, и поэтому с ней связано много обычаев. Например, принято выбирать профессию в рамках традиционных занятий своей семьи или этногруппы. Профессии в глазах цыганского общества делятся на «цыганские» и «нецыганские», то есть пристойные для цыган и нежелательные для цыган. К «цыганским» профессиям относят профессии, связанные с музыкой, актёрским ремеслом, шоу-бизнесом, работой с железом и техникой, «магическими услугами», религией (только если это не связано с целибатом), работой с животными, педагогикой и психологией (особенно для женщин), а также ювелирное ремесло и ремёсла, связанные с кустарным изготовлением предметов быта, таких как корзины, верёвки, кирпичи, посуда и т. п.

Прежде в список «цыганских» профессий вынужденно входила военная служба. В общем же и целом цыгане привержены к пацифизму.