Смекни!
smekni.com

Казахский орнамент (стр. 2 из 5)

Народные мастера, используя орнамент "мүйіз" во всевозможных вариациях, создают оригинальные и сложные композиции.

Мастера, используя новые орнаменты в соответствии с требованиями времени, например, для реставрации древних изделий, предусматривают не только эстетические цели, но и утилитарные: делают их более прочными.

Орнаменты с древнейших времен широко использовались в различных видах искусства казахского народа. Они являются его спутниками, как в повседневной жизни, так и в праздники, являются его духовным достоянием. В настоящее время искусство создания орнамента стало одним из основных направлений культурного развития народа. Орнаменты совершенствуются во времени, обретая все более богатое содержание и новый вид.

Обогащение духовной самобытности народа, расширение его мировосприятия в связи с обретением независимости, позволило народным мастерам подняться на более высокую ступень творческих поисков.

В настоящее время открываются новые предприятия, занимающиеся изготовлением традиционных народных изделий, украшаемых уникальными орнаментами, пользующимися большим спросом.

Создатели орнаментов изобретают новые сюжеты, обращая большое внимание на их художественное решение. Поэтому в настоящее время все чаще встречаются более современные по композиционному решению новые образцы орнаментов, называющиеся "шаршыою" — орнамент-квадрат, "араласөрнек" — смешанный узор.

К тому же в изображениях многих орнаментов проскальзывает содержательный смысл, скрытая, иносказательная характеристика животных, зверей или птиц. Эти орнаменты обладают неповторимой композицией, своеобразной симметрией и асимметрией, уникальным неповторимым колоритом и своеобразным ритмом, а также только им присущим философским содержанием.

Слово "композиция" на латыни означает расположение узоров и орнаментов на какой-либо вещи. Например, если украшают узорами и орнаментом пиалу, то они не должны иметь очень мелкий или крупный рисунок, а подходящий к размерам пиалы. Поэтому мастеру, в первую очередь, следует определить пространственный масштаб изделия, на котором он должен разместить орнамент.

Для орнамента также важно соблюдение законов симметрии: обе его стороны должны быть равными. Чтобы вырезать орнамент для определенного изделия, сначала делается образец из бумаги. При создании орнамента необходимо знать, что особую красоту ему придают краски. В казахском прикладном искусстве используются традиционные цвета, которые применяются мастерами в течение многих веков: красные, синие, желтые, зеленые, белые и черные. Эти цвета имеют только им одним присущую символику. Синий - цвет неба; белый - символ истины; желтый - цвет мудрости, нравственности, печали; зеленый — молодости, весны и т.д. Соответствие цветов друг другу, их гармоничное сочетание называют колоритом. В многоцветных узорах-орнаментах часто встречается совершенный колорит. При создании орнаментов, кроме законов симметрии, необходимо также соблюдение ритма.

Повторение в орнаментах одного и того же элемента называется ритмом. Например, повторение несколько раз элемента "қошқармүйіз" - бараньего рога — это ритм. Если "қошқармүйіз" повторяется 5, 6, 7, 8 раз и так до бесконечности — это называется "шетою" — бордюрный орнамент.


История искусств Казахстана

Деревянные изделия прикладного искусства

Юрта. Самый распространенный вид юрты — шестиканатная. Это значит, что юрта собирается из шести кереге — деревянных решеток. Величина юрты определяется количеством канатов. В зависимости от количества канатов определяется количество головок — кереге, а от них зависит количество ууков — вогнутых элементов конструкции, которые составляют купол юрты. Размер юрты зависит от размера ромбовидных отверстий решетки — кереге. "Тор көз кереге" — ромбовидные отверстия, в которые помещается один кулак, в "жел кез кереге" помещается два кулака.

Остовы юрт, преподносимые в XIX веке в дар Российским царям и казахским богатеям, или посылаемые на различные выставки, отливались из чистого серебра и посеребреного железа. Они украшались орнаментами, вырезанными из кости.

Детали, соединяющие кереге и шаңырақ и образующие куполообразную крышу юрты (согнутые длинные палки), называются ууками. Мастера — изготовители юрт, делают ууки из ветвей ивы, растущей по берегам рек. В разных регионах Казахстана — это плакучая ива, голубая ива, черная ива, светлая ива и другие. Согласно вековому опыту народа, самым лучшим деревом, используемым для изготовления остова юрт, считается ива, или как ее называют в народе — тальник. Уыки и кереге, изготовленные из ветвей высушенной ивы, легкие и прочные. Зажиточные люди в прошлом делали весь остов юрты из березы. Остов юрты, изготовленный из березы, очень прочный.

Шаңырақ — это круг, образующий потолок юрты. Шаңырақ делается из березы или черного тальника. В середине шанырака, чтобы не уронить тундик (кусок войлока), устанавливают кулдиреуш. Там имеется толстая круглая дощечка.5-6 вогнутых кульдиреуш соединяют ее с кругом шанырака. Дверь юрты — "сықырлауық", в переводе означает "скрипучий". Детали такой двери скрепляются друг с другом без гвоздей. Дверь юрты, ее верхние наличники и косяки украшали различными резными орнаментами, красили в разные цвета и инкрустировали костями.

Изделия прикладного искусства, изготовленные из кожи и дерева

Седло. Для казахского народа, издревле занимающегося скотоводством, ведущего кочевой образ жизни, основным видом транспорта была лошадь. Вот поэтому изготовление снаряжения для лошади занимает особое место в жизни народа. Основной частью снаряжения является седло.

Встречаются различные виды казахских седел. На огромных просторах казахской земли населения было сравнительно немного, что привнесло свои особенности в жизнь народа. Такие особенности наблюдаются и в изготовлении седел, сбруй и другого "лошадиного инвентаря". Основное их отличие в методах изготовления и во внешнем виде. Согласно этим особенностям определяют "қазақ ер" — казахское седло, "шошақ бас ер" — седло с острой головкой, "үйрек бас ер" — уткоголовое седло, "құранды ер" — составное седло. Составное седло обычно встречается в Южном Казахстане, на востоке Карагандинской области и в южных регионах Целиноградской, Костанайской и Алматинской областей.

Мастера по дереву собирают составное седло из 18-20 частей деревянных деталей. Для изготовления составного седла используется древесина тополя, джиды, тальника; мягкая, но прочная. Соединяют части составного седла желтым и черным клеем. Желтый клей делается из компонентов дерева, а черный — из мяса отощавших животных. В мясо добавляют порезанную на мелкие кусочки засохшую верблюжью шкуру и долго кипятят эту массу в большом количестве воды в казане пока мясо не примет мягкую консистенцию; затем бульон процеживают, а твердую массу выбрасывают. Жидкость послеостывания превращается в черный клей. У казахов, живущих на полуострове Мангистау и и по берегам реки Эмба, распространен вид седла, называющийся "қозы құйрық ер", напоминающий курдюк ягненка. Иногда его называют и по другому — "ақ бас ер" — седло с белой головкой или "шошақ бас қазақы ер" — остроголовое казахское седло. У седла "қозықұйрық ер" имеется много общего с составным седлом. Но все же оно не является разновидностью составного седла. Это особый вид седла. "Қозықұйрық ер" делают из пяти деталей — березовых чурбачков. Хотя внешне оно мало чем отличается от составного седла, но в технологии изготовления, в основном в соединении, а также в украшении, заметны значительные отличия. Детали седла скрепляются не посредством клея, а с помощью гвоздей. Лицевая сторона передней луки седла украшается простейшим геометрическим орнаментом. У казахов, живших по берегам рек Тургай и Иргиз, а также на землях Кокшетау, было распространено "үйрек бас ер" — уткоголовое седло. Кроме передней луки, которая наподобие утиной головы выдается вперед, седло этого вида мало чем отличается от составного седла. Деревянный остов делается из четырех деталей (березовых чурбачков), которые соединяются при помощи гвоздей, затем весь остов зачехляется грубой кожей или сафьяном.

Седло состоит из токым — подседельника, желдік - войлока, терлік — потника, тебіңгі — тебенги, үзеңгі — стремени, айыл — подпруги, құйысқан - подхвостного ремня, өмілдірік — нагрудника, жүген — уздечки, жабу — попоны, ат көрпе — корпе для лошади (небольшое стеганное одеяло), тұсау — пут, шідер — треножника и др.

Тебіңгі — тебенга — наколенник, который с одной стороны прикрепляется для красоты, а с другой — для предохранения обуви седока от конского пота (в случае небольшого потника), а при длинном потнике предохраняет обувь от быстрого изнашивания.

Желдік — двухслойный стеганый войлок, зачехленный сафьяном. Чтобы черпак не скользил по крупу лошади, он шьется по размеру седла. Края черпака украшаются вышивкой и серебряными бляхами. Узенгі, Teміp узенгі — железное стремя. Куется из цельного куска железа. Только подошва делается отдельно. Мастера-кузнецы выковывают стремя целиком, а только потом отделывают его серебром. Посеребренное стремя украшается орнаментами разных видов. Если в одних случаях делается чернение при помощи классических методов, то в других — орнамент вырезают из серебряной пластины и искусственно чернят. Но в большинстве случаев стремя делается без каких-либо излишних украшений. Для прикрепления стремян к седлу используется ремень из грубой кожи — "қаиса" или изсафьяна и делается двухслойное крепление. Кұр айыл — айыл-подпруга, сделанная из веревок. Шап айыл — подпруга паховая — натягивается поверх седла. Төс айыл — подпруга на груди — натягивается поверх корпе. Құйысқан — подхвостник, делается из сыромятной кожи или из грубо выделанного сафьяна, чтобы седло не скользило на шею лошади. Өмілдірік — нагрудник — держит седло, чтобы оно не скользило назад. Два конца его ремня прикрепляются с двух сторон луки седла. Жүген — уздечка. Казахские мастера уделяют большое внимание уздечкам. Уздечки делаются из сыромятной кожи, сафьяна и состоят из четырех частей: поводка, недоуздка, поводий, и удила (X. Аргынбаев. Қазақ халқының қолөнері, 19-34 стр.)