Смекни!
smekni.com

Образ Китая в российском сознании (стр. 9 из 12)

Важно помнить, что Китай наш сосед и партнер, т. к. нам нужны иностранные инвесторы. Российско-китайское взаимопонимание в ООН, в совете безопасности является важным шагом, стабилизирующим ситуацию не только в Азиатском регионе, но и на Ближнем Востоке. В отношении проводимой в Чечне операции против террористов Китай поддержал позицию России в ее суверенном праве решать свои внутренние дела. Россия, имея в виду вопросы о Тайване, Тибете, так же против вмешательства во внутренние дела Китая. В вопросе войны с Ираком Китай и Россия до самого последнего момента искали мирного выхода из кризиса, выступая за урегулирование проблемы политико-дипломатическими средствами. Россия является одним из поставщиков вооружений для армии КНР. В западной прессе по этому поводу высказывались, что Россия вооружает своего будущего противника. Что подтверждает их опасения, по поводу сближения Китая с Россией. Обозначилось повышение интереса Китая к проектам строительства газо- и нефтепромыслов на территории России. Намечается строительство трансконтинентальной железнодорожной магистрали.

К 2000 г. Китай вложил в экономику России примерно 100 млн. долларов и добился успехов в экспорте в Россию микроэлектроники и техники связи. В общем итоге за 2000 г. объем российско-китайской торговли возрос на 40% и превысил 8 млрд. долларов. Премьер-Министр М. Касьянов оценил товарооборот с Китаем в 2003 г. в 13–14 млрд. долларов. К этому времени Китай все еще оставался третьим торговым партнером России после Германии и США. А в 2004 г. Китай стал четвертым торговым партнером России, важным рынком для нашей продукции и источником товаров, позволяющим наполнять российский рынок, причем не только Сибири и ДВ, относительно дешевой потребительской продукцией. В 2005 г. Президент России и Председатель КНР с удовлетворением констатировали, что объем двусторонней торговли достиг новой рекордной отметки в 21 млрд. 230 млн. долларов. Они заявили, что высокие темпы роста товарооборота сохранятся также в будущем.

Согласованная позиция Москвы и Пекина является крайне важной сегодня не только для наших государств, но и для всего мира в целом. Мы выступаем против укрепления военных блоков, попыток оттеснить ООН от решения проблем международного мира, против силового давления. Благодаря этому стало возможным создание в июне 2002 г. новой международной структуры – Шанхайской организации сотрудничества. ШОС нужна для решения таких задач современности, как глобализация, опасность распространения ядерного оружия и ракетных технологий, международный терроризм, национальный сепаратизм, религиозный экстремизм, наркоопасность, организованная преступность.

В КНР находят отклик идеи диалога цивилизаций, взаимообогащение культур и систем ценностей, а к попыткам унифицировать ценности, культуру, поведенческие установки различных народов в соответствии с западными стандартами здесь относятся отрицательно. В Пекине не скрывают, что рассматривают попытки Запада привить китайскому населению свою идеологию, как циничное стремление ослабить КНР, подорвать морально политическое единство ее общества – связующую силу китайского патриотизма. Китайцы очень дорожат своей независимостью и самостоятельностью, которая далась их стране ценой больших жертв и усилий, поэтому они проявляют высокую осторожность и избирательность. Так, в последнее время в Китае выведен из обращения термин «духовное загрязнение», вызывавший острое неприятие на Западе, однако установка на противодействие этому явлению сохранилась.

Не случайно, что китайские представители, настроенные антиамерикански, в беседах с российскими коллегами и в переговорах с американскими ведут себя гораздо мягче, если это не касается самых принципиальных для Китая проблем. Такому подходу учится и Москва. Нам нужно четко определить необходимость широкого сотрудничества и с Западом, и с Востоком, так и границу уступок, на которые ради этого сотрудничества можно пойти.

Сегодня политический диалог России и Китая по степени своей интенсивности вышел на уровень, не имеющий аналогов в истории наших отношений. Высшие руководители двух стран вышел встречаются много раз в год, обсуждают по «горячей линии» злободневные проблемы, обмениваются посланиями. Президент В. Путин на периодических встречах с китайской стороной отмечал, что между нами «практически нет проблем», «российско-китайские отношения развиваются в позитивном ключе», «имеют хорошую динамику».

Министр иностранных дел РФ И. Иванов сравнивает Россию и Китай с такими растениями, как сосна и бамбук: «Разные и непохожие, они тесно сплетаются корнями, поддерживая друг друга и создавая гармоничную живую систему». Сосна и бамбук – это символ верной дружбы. В китайской культуре с дуэтом сосны и бамбука часто соседствует слива – высокий художественный образ, воспетый поэтами разных эпох и запечатленный в произведениях живописи гохуа. Во время встречи с И. Ивановым член госсовета КНР Тан Цзясюань сказал: «Российско-китайским отношениям, подобно цветам прекрасной сливы, не страшны никакие заморозки».

На российско-китайском саммите 2005 г. стороны продемонстрировали, что многообразие культур и цивилизаций должно быть основой для их взаимообогащения, а не для конфликтов. Концепция «навеки друзья, никогда не враги» получила широкую поддержку в обеих странах. В. Путин и Ху Цзиньтау отметили важность сотрудничества в гуманитарной сфере, которое может стать мощным рычагом укрепления общественной базы российско-китайских отношений. Проведение в 2006 г. Года России в Китае стало знаменательным событием. Уже сейчас началась тщательная подготовительная работа по проведению в 2007 г. Года Китая в России. Целью этих мероприятий является придание новой жизненной энергии сотрудничеству двух стран в политической, научно-технической, топливно-экономической, гуманитарной и других областях.

За последние несколько лет проведено немало заметных культурно-политических акций, наиболее важными из которых стали Дни культуры Китая в России, и России в Китае. В рамках культурных мероприятий по празднованию шестидесятилетия Победы в Великой Отечественной войне и окончания Второй Мировой войны с успехом прошли гастроли российских и китайских артистов. Наши страны на взаимной основе проводят национальные кинонедели. Активизировались связи в области образования здравоохранения, спорта и туризма.

М. Титаренко очень убедительно показал, почему односторонняя направленность губительна для России: «Россия на стыке крупных мировых цивилизаций – славянской, китайской, японской, исламской, католической. Они все как в огромном котле варятся, воздействуют на нас. Культура наша содержит элементы культур и Европы и Азии. Поэтому односторонняя ориентация на ту или иную сторону ведет к обеднению, самоизоляции, обрезанию части собственных корней».

Характерно, что, становясь все более открытыми и превращая лучшие достижения мировой культуры в неотъемлемую часть своей собственной, все эти страны стоят перед проблемой сохранения национальных традиций в связи с наплывом извне низкопробной массовой культуры. Отсюда можно заключить, что Россия во многом учла опыт Китая. Она пожертвовала политическими, экономическими свободами ради решения задачи ускоренной модернизации, тогда как могла выбрать свободу и вместе с ней отставание.

Из проведенного анализа на первый взгляд может показаться, что сейчас просто «золотое время» в отношениях России и Китая. Значит образ Китая в нашей стране должен быть исключительно положительным. Китай должен восприниматься россиянами как верный друг и надежный товарищ, а китайцы должны стать желанными и почетными гостями в нашей стране. Но этого, отнюдь, не происходит. Может все дело в том, что власти руководствуются взглядами меньшинства, подчас забывая об интересах населения в целом. Ведь переговоры глав правительств действительно в последнее время проходят в атмосфере дружбы, взаимного доверия и сотрудничества. Но почему-то эта атмосфера не распространяется за пределы отношений на высшем уровне.

Поэтому, наряду с теми, кто сегодня высказывается в пользу «сердечного союза» с Китаем, есть немало тех, кто сомневается в возможности России и Китая образовать стойкий союз между собой, или опасаются этого. Они исходят из того, что Китай, стремясь сохранить за собой статус важного геополитического игрока, будет сосредоточен на укреплении себя в экономическом плане, в военной области. В таком случае РФ не может быть реальным, равным конкурентом Китая на мировых рынках. Есть также мнение, что лет через десять Россия превратиться в приличную и прочную промышленную державу. Китай уже является индустриальной державой, а когда две индустриальные державы сталкиваются на международных рынках, то между ними возникает огромное число противоречий. Но это дело будущего, а что касается настоящего, то у нас уже сейчас есть ряд положений вызывающих непонимание и отчуждение у сторон.

Например, Китай поддерживает все международные договоры о нераспространении и ограничении вооружений, когда это касается других стран. Но в то же время ревностно относится к какому-либо применению этих договоров, задевающему китайские интересы. Следит китайское руководство за ядерными силами России, и за «ядерным будущим» Японии. Но все, что связано с обороной Китая, скрыто завесой секретности. Ядерные силы воздушного и морского базирования Китая рассчитаны пока что на защиту границ страны, но силы наземного базирования способны достигать цели внутри России и Америки. Согласно американским источникам, по объему расходов на оборону Китай занимает четвертое место после Японии и эти расходы составляют более 5% его ВВП (самый высокий уровень среди ведущих стран мира).