Смекни!
smekni.com

Шведский национальный характер (стр. 5 из 6)

Вряд ли смогут отвести душу в общении со шведами и любители поспорить. Выражение «в споре рождается истина» явно не относится к хладнокровным скандинавам. Если швед увидит, что вы придерживаетесь противоположного мнения, он просто перейдет на другую, более нейтральную тему. Оно и понятно, ведь шведский национальный характер в принципе не переносит открытых конфликтов. Там, где русские привычно «выясняют отношения», иногда с криком и руганью, шведы молчат и сдерживаются до последнего, а в крайнем случае прибегают к помощи посредников.

За шведским нежеланием «выяснения отношений» стоит многовековое уважение к личности. Швеция всегда была страной свободных людей, где каждый, от крестьянина до дворянина, имел право на беспристрастный суд. Исторически высокое самоощущение шведов находит в наши дни отражение в т.н. интегритете, праве любого человека на неприкосновенность его внешнего и внутреннего мира. Если же кто-то переступает грань дозволенного, то нарушителю без лишних слов и эмоций бросается «перчатка»: вызов в полицию, сообщение о разводе или приглашение на собрание домового комитета.

Когда викингам удавалось урвать немножко свободного времени от своих разбойничьих занятий, они любили посидеть вокруг костра за рогом хмельного меда. Рог передавался воинами из рук в руки. И хотя жажда после всех трудов была немалой, отхлебывали они из рога мед понемногу – так, чтобы рог не опустел прежде, чем каждый из дружинников не выпьет причитающуюся ему долю. Эта товарищеская пирушка с питьем "в растяжку" называлась laget от, а позднее это выражение сократилось, превратившись в слово lagom. В современном шведском языке оно означает "достаточно" (или "довольно", "в меру", "вполне", "сносно") и стало в настоящее время символом (и даже синонимом) шведской умеренности.

Это понятие пронизывает всю шведскую жизнь и помогает шведам сглаживать все острые углы. В экономической сфере умеренность помогла шведам найти средний путь между стремлением к экономическому росту и гуманизмом, проще говоря, между капитализмом и социализмом. В производстве lagom означает отказ от кича и украшательства в пользу спокойной и сдержанной эстетики. В социальной сфере тоже царит граничащая с конформизмом умеренность, препятствующая проявлениям всякого индивидуального превосходства, при этом lagom сглаживает контрасты между вызывающим богатством и бедностью, делая шведов до утомления спокойными и довольными как собой, так и друг другом. Короче говоря, lagom – умеренность и сдержанность – является основой шведской модели. Нет-нет, не стоит ассоциировать ее с теми моделями, которые обычно украшают центральный разворот журнала "Плейбой" своими прекрасно изваянными формами. Шведская модель – это та бесформенная нирвана всеобщего благосостояния и однообразного счастья, которую молва называет шведским образом жизни.

Однако lagom означает не только умеренность, оно используется и для выражения похвалы, скрывая ее за вуалью легкого уничижения или принижения. Если швед говорит о чем-либо "lagom god", "lagom skaplig" ("достаточно хороший", "вполне сносный") – то на самом деле это значит, что он полагает данный предмет просто превосходным и замечательным.

Шведы твердо и искренне убеждены в том, что их страна и люди в ней достаточно (lagom) хороши во всех отношениях. Это касается как их образования и изобретательности, так и качества продукции и жизни, производительности труда и промышленности, личной и общественной безопасности. Шведы очень рациональны и изобретательны. Это выражается в том числе и в мелких деталях. Например, в особом устройстве замков и ключей. В многоквартирных домах как правило с наступлением темноты закрывается подъезд, в двенадцать часов запираются на замок ворота,. Разумеется, на замке также и квартира. Но у каждого жильца есть всего один ключ для всех запертых дверей. Дело в том, что часть бороздок - общих на всех ключах - открывает замок ворот; часть - общих для обитателей подъезда - входную дверь; наконец, какие-то бороздки или выступы - разные для каждого ключа - только замок определенной квартиры. Мелочь, конечно. Но один плоский ключ носить в кармане удобнее, чем звенящую громоздкую связку.

Можно сказать, что шведский принцип - это прежде всего добротность во всем. Это условия максимального удобства для человека, работающего и отдыхающего во всем: от тележек для багажа в аэропорту, управляемых мизинцем (их, кстати, можно оставить в любом месте в аэропорту, даже там, где поймаешь такси), до общественного туалета у дороги, сияющего чистотой кафеля, зеркал и унитазов, и при этом бесплатного.

У шведов, в отличие от россиян, всегда были веские основания доверять своим государственным институтам и начальству. Однако побочным проявлением этого доверия стала, по мнению Софьи Ковалевской, некоторая негибкость шведов. Они с трудом расстаются со своими убеждениями и внушенными им предрассудками. Русские в этом отношении менее «зашорены»: недоверие и подозрительность к властям у них в крови, поэтому они больше рассчитывают на собственный опыт и легко меняют убеждения. Увы, часто с трагическими для себя и страны последствиями.

Важными чертами шведского характера являются точность, любовь к порядку и планированию, организованность, пунктуальность. Особенно это относится ко времени. Ситуация, когда время встречи оговорено заранее и не соблюдается, переживается как чрезвычайно возмутительная, или даже как личное оскорбление. Быть точным означает проявлять уважение к другим. Не прийти вовремя значит выказать пренебрежение. Появление намного раньше времени может быть истолковано как неуверенность в себе или крайняя заинтересованность во встрече, что не всегда создает положительное мнение о человеке.

Каждый уважающий себя швед планирует все мероприятия и расходы заранее. ревностное планирование коренится в вере шведов в то, что человек может влиять на свое будущее. Шведы больше верят в человеческие возможности, чем в рок или в судьбу. планирование позволяет организовать максимально активный досуг — идеал современного шведского общества. Тяжелое бремя быть активным во что бы то ни стало заставляет каждого шведа посещать многочисленные кружки, курсы, мероприятия, отправляться в походы. Лень считается не только пороком, но и грехом, и воспринимается с большим раздражением.

Создавать впечатление чрезвычайной занятости очень привлекательно для шведов. Если вы хотите договориться о скорой встрече, приготовьтесь к тому, что она будет отнесена на много времени вперед, не потому, что все предыдущие дни уже расписаны, просто для того, чтобы выдержать подобающий тон.

Этикет общения должен учитывать также некоторые другие тонкости восприятия — например, если вам задали вопрос, ответ на него должен звучать в первых же словах. Если этого не происходит, внимание шведа легко рассеивается, кроме того, пространное объяснение может вызвать раздражение.

В денежных делах шведы предельно аккуратны и щепетильны и находят в них особое удовольствие. Они дают ровно столько, сколько и берут – ни больше, ни меньше. То, что кому-либо за что-либо причитается, они возвращают натурой или деньгами – в кронах и эре. Все суммы, которые нужно вернуть или возместить, рассчитываются с точностью до второго знака после запятой, причем третий тоже учитывается, чтобы округление было выполнено точно и строго по правилам.

Предложите Шведу закурить, и он обязательно настоит на том, чтобы вернуть вам стоимость взятой из вашей пачки сигареты. Цены всех сортов сигарет он знает наизусть, делит нужную сумму на 20, по количеству сигарет в пачке, рассчитывает цену одной и произносит результат вслух: "Одна крона и 99 с половиной эре". Затем достает кошелек, достает из него две кроны, вручает их вам и говорит: "Вот, пожалуйста, возьмите. Сдачи не надо".

Если компания шведов отправляется в ресторан, то плата за обед или ужин распределяется между участниками посиделок. Причем платят они не поровну, а строго каждый за себя, в соответствии с тем, что каждый заказывал. Вне зависимости от количества выпитого, участники вечеринки напрягают память и математические знания и точно высчитывают свои доли на ресторанной салфетке.

Иностранцу, которому доведется стать свидетелем подобных сценок из шведской жизни, не следует, однако, спешить с выводами. Шведы отнюдь не патологические скряги. Просто дело в том, что они терпеть не могут быть кому-то чем-нибудь обязанным или чувствовать от кого-либо зависимость. Если швед принимает от кого-то подарок, будьте уверены, что он сделает все возможное, чтобы в равной мере ответить дарителю подарком со своей стороны. А если вам окажут какую-нибудь услугу, будьте готовы к тому, что вам со временем напомнят о ней и нужно будет адекватным образом воздать доброжелателю должное.

В расчете на душу населения выходит, что Швеция расходует на школьное образование больше, чем любая другая страна мира. Шведское стремление к знаниям и обучению поистине безгранично. Оно не может удовлетвориться только школьным образованием и университетским дипломом. Народ толпами посещает всевозможные курсы, на которых изучает самые невероятные науки. Существуют курсы по искусству разделки мяса или курсы по приобретению навыков обучения во сне. А что касается иммигрантов, то на курсах по изучению шведского языка им даже платят небольшую стипендию.