Смекни!
smekni.com

"Нивхи" (стр. 2 из 3)

Этническое самосознание.

На этническое самосознание чрезвычайно сильно повлияло восприятие нивхов русскими. Большинство информантов в детстве прошли через интернаты, откуда вынесли следующие представления о себе как о народе: нивхи - «на лицо некрасивые», «менее способные», «не любят работать» и т.п. Это осложняет этническую консолидацию: маркеры этнической идентичности оказываются преимущественно негативно окрашенными. Наиболее заметно уменьшение числа людей, владеющих нивхским языком, среди молодых членов сообщества. Вместе с тем снижается языковая компетенция носителей. Кроме самого старшего поколения, владеющего языком в полном объеме, и молодых, как правило, не владеющих языком вовсе и указывающих это в переписи, в сообществе существует группа носителей, в различной степени знающих язык. Родным языком они могут указывать титульный, имея в виду, например, то, что они говорили на нем в детстве, однако их знание языка отличается от того, которое свойственно старшей возрастной группе.

Межэтнические отношения. Некоторая напряженность наметилась в последнее время между нивхами и пришлым населением, особенно на Сахалине. Интенсивная разработка нефтяных месторождений на территориях традиционного расселения нивхов без учета их интересов привела к тому, что часть нивхов выступают за создание резерваций и самоизоляцию. Некоторые общественные деятели обвиняют русских чуть ли не в геноциде малых народов. Решение такого рода конфликтов должно быть приоритетной задачей государства, но, к сожалению, на данный момент государство прикладывает недостаточно усилий к ее решению.

Социально-культурные особенности нивхов

Еще в середине 19 века нивхи сохраняли пережитки первобытнообщинного строя и родовое деление. Основные традиционные отрасли хозяйства нивхов — рыболовство и морской зверобойный промысел. Сухопутная охота и собирательство имели подсобное значение. Особенно важную роль имел промысел проходных лососей. Промыслом рыбы и морского зверя (нерпа, тюлени, белуха) занимались круглый год. Широкое развитие получило занятие собаководством.

Русская колонизация оказала серьезное влияние на социально-экономическую и культурную жизнь нивхов. Происходит интенсивный распад родовой организации. Часть нивхов втягивается в товарно-денежные отношения, появляются новые виды хозяйственной деятельности: домашнее скотоводство, земледелие, товарный промысел рыбы, отхожие промыслы.

В начале 30-х гг. у нивхов были созданы колхозы, в которых развивался лишь один вид традиционного промысла — рыболовство. Укрупнение хозяйств, их переход на промышленное рыболовство в конечном счете привели к тому, что и эта сфера традиционного труда оказалась недоступной для большинства коренного населения. В конце 80-х гг. в колхозах работало менее трети трудоспособных нивхов. Считалось, что все они заняты в традиционном хозяйстве, на самом деле традиционным трудом занималась незначительная часть. Так, например, в колхозе «Восток» (Ногликский район Сахалина) из 110 нивхов-колхозников на рыбном промысле работало всего 17 человек, остальные - в сфере обслуживания основного производства.

Вытеснение из сферы традиционного труда воспринималось нивхами весьма болезненно и с началом рыночных реформ стало главным фактором их общественного движения за новые экономические отношения. С начала 90-х гг. повсеместно создаются родовые хозяйства. К настоящему времени на Сахалине их насчитывается более 80, в Николаевском районе Хабаровского края - 19 различных производственных объединений. Основные направления их хозяйственной деятельности — рыболовство, добыча морского зверя и охота. За ними закреплены территории традиционного природопользования, им выдаются лимиты на добычу рыбы, бесплатные лицензии на отстрел зверя.

Наряду с традиционными промыслами в хозяйствах развивается сельскохозяйственное производство. Подавляющее большинство хозяйств ориентировано не на внутреннее потребление, а на рынок. Этому способствуют и размеры квот, выделяемых им на добычу рыбы. Однако далеко не все они действительно работают. Например из 19 хозяйств амурских нивхов в 1998 г. 6 вообще не работали, а остальные сработали в убыток. Несовершенство рыночных отношений ведет к тому, что часть ценной продукции (лососевые, икра, мех) хозяйства вынуждены уступать по заниженной цене перекупщикам. В целом можно констатировать, что создание новой хозяйственной структуры пока не смогло решить проблему занятости нивхов. Она продолжает существовать наряду с другими социальными проблемами.

В 1989 г. около половины всех нивхов были городскими жителями. На Сахалине городское население составляло у них 55,6 %, в Хабаровском крае — 44,2 %.

Разумеется, большинство нивхов живет не в крупных городах, а в поселках городского типа, но и они - достаточно крупные многонациональные поселения. Доля нивхов в них, как правило, не превышает 1 %, поэтому и отношение к ним со стороны местных властей соответствующее. За исключением немногочисленной национальной интеллигенции, нивхи заняты здесь преимущественно неквалифицированным низкооплачиваемым трудом. В условиях рыночных реформ, роста безработицы коренное население оказывается самой незащищенной частью. В 1994-1999 гг. занятость нивхов сократилась на 39 %. Многие семьи ведут нищенское существование.

Ухудшилось медицинское обслуживание. В медицинских учреждениях не хватает специалистов, лекарств, финансирование осуществляется нерегулярно. Ухудшаются и демографические показатели. Естественный прирост в 1998 г. сократился в сравнении с 1990 г. в 8,6 раза, рост численности нивхов практически прекратился.

Заметное осложнение этносоциальной обстановки у нивхов Сахалина в последние годы связано также с новыми планами разработки нефти на шельфе Охотского моря. Понимая, что остановить очередное наступление нефтяников на их земли вряд ли удастся, нивхи поставили вопрос о выплате компенсаций за разработку нефтяных месторождений на их традиционных территориях, проведения этнологической экспертизы проектов. Игнорирование требований коренных народов привело к проведению несколько акций протеста в Ногликском районе, где уже велись строительные работы, связанные с прокладкой трубопровода.

В культуре нивхи наследуют древний нижнеамурский хозяйственный комплекс речных рыболовов и морских зверобоев, при подсобном характере таежного промысла. Значительную роль в их культуре играло собаководство (амурский/гилякский тип упряжного собаководства).

Основные элементы материальной культуры нивхов соответствуют общеамурским: сезонные (летние временные, зимние постоянные) поселения, жилища типа землянки, сосуществуют с разнообразными летними временными постройками. Под влиянием русских получили распространение срубные постройки, в настоящее время они являются основным типом жилищ в сельской местности. Традиционные нивхские постройки встречаются редко.

Одежда нивхов также имеет общеамурскую основу, это т.н. восточноазиатский тип (запашная одежда с удвоенной левой полой, кимонообразного кроя). Шилась она из рыбьих кож, собачьего меха, шкур морских и пушных животных. В настоящее время из традиционной одежды встречается лишь женский халат, меховая обувь и рукавицы.

Нивхи - классические ихтиофаги. Их основная пища - сырая, вареная и вяленая рыба.
Широкое распространение получили многие элементы русской материальной культуры. Активную деятельность вели здесь миссионеры русской православной церкви. К концу 19 века все амурские нивхи были крещены, однако идеи христианства не оказали существенного влияния на их сознание. Процесс христианизации носил скорее внешний, формальный характер. Основу мировоззрения нивхов составляет анимизм. С религиозными воззрениями нивхов связаны два больших праздника – «кормление воды» и медвежий праздник (чхыф-лехарнд – медвежья игра), связанный с убоем выращенного в клетке медведя. В советское время нивхи не имели возможности проводить эти праздники, но в настоящее время они возрождаются. Шаманство не было развито, хотя шаманы были в каждом селении. В обязанности шаманов входило лечение людей и борьба со злыми духами. В родовых культах нивхов шаманы участия не принимали. И сейчас они считаются уважаемыми членами нивхского общества.

В фольклоре нивхов выделяют 12 самостоятельных жанров: сказки, предания, лирические песни и т. п. Фольклорный герой нивхов – безымянный, он борется со злыми духами, выступает на защиту обиженных как поборник добра и справедливости.

Декоративное искусство представлено орнаментами, скульптурными изображениями, резными предметами. Особое место занимает скульптура, изображающая близнецов, изображение медведя на ковшах и других предметах.

В настоящее время предпринимаются усилия для возрождения всего комплекса традиционной духовной культуры. Регулярно проводятся праздники народов Севера, соревнования по национальным видам спорта, работают фольклорные ансамбли («Эри» и др.), этнографические музеи, центры прикладного декоративного искусства. Высокой активностью отличается нивхская интеллигенция. С целью координации усилий нивхов по возрождению своего культурного наследия в поселке Ноглики создается этнокультурный центр. В селе Некрасовка активно действует Охинская местная общественная организация «Центр по сохранению и развитию традиционной культуры коренных малочисленных народов Севера «Кыхкых» («Лебедь»).