Смекни!
smekni.com

История города Троицка в Челябинской области (стр. 2 из 3)

Междуречье Уя, Увельки и Миасса стало своеобразным Российским клондайком. Открытые здесь богатейшие золотоносные месторождения породили «золотую лихорадку». На береговые отмели рек, речушек, ручьев, в горные отроги, в лесные урочища Троицкого уезда ринулись сотни старателей.

В окрестностях станицы Степной, как грибы после дождя, возникали золотые прииски, большие и малые, особой славой пользовались те, что принадлежали Потаповым, Цветковым, Подвинцевым.

О том, насколько возрос в глазах властей и общественности престиж еще вчера тихой казачьей станицы, свидетельствует тот факт, что здесь было открыто почтово-телефонное отделение, училище. И даже в начале 20 века, когда заметно спал золотой ажиотаж, в станице проживало все еще 3210 человек.

А вообще-то станичники жили обычной, испокон веков устоявщейся жизнью, хлеборобствовали, растили скот, сочетая это с выполнением обязанностей казачьего войска.

Раскопки курганов по берегам реки Уй свидетельствуют о том, что те, кто населял речную долину около 3-х с половиной тысяч лет назад, владели основами металлургии, умело выплавляли из бронзы ножи, кинжалы, наконечники для стрел и копий и т.д. В совершенстве владели гончарным ремеслом, ткачеством, изготовляли из золота украшения.

Ведя раскопки многочисленных курганов, что разбросаны у села Степное, ученые-археологи в одном из древних погребений обнаружили наряду с бронзовым кинжалом и другим оружием бронзовые и золотые украшения, свидетельствующие о том, что здесь захоронение воина-женщины. Это наглядно подтвердило высказывания древнегреческого историка Геродота, который в своем труде «История»,созданным до нашей эры, рассказывал о походах и греко – персидских войнах, и, упоминая о зауральских степях, описывал женщин-воительниц, так называемых амазонок.

О значении археологических исследований в долине реки Уй, в окрестностях сел: Степное, Нижняя Санарка, Ясная Поляна и других красноречиво говорит такой факт. За неполные последние 20 лет в этих села побывали и французские кинодокументалисты, которые вели съемку фильма о работе т находках Степнинской археологической экспедиции, а так же приезжали международные экспедиции.

Все, что найдено археологами, прольет дополнительный свет на доисторические времена, на жизнь и быт первопоселенцев Южного Урала.

3.ЯРКАЯ СТРАНИЦА ЛЕТОПИСИ

Пройдут годы, десятилетия, века – на смену им придут новые тысячелетия, но никогда, ни коим образом не окажется вычеркнутым из истории нашего отечества такое яркое событие, каким была Крестьянская война 1773-1775 годов, под предводительством Е.И. Пугачева. Одна из самых знаменательных и трагичных страниц летописи города непосредственно связана с Пугачевским восстанием. С блистательной победой и крупным поражением войск Емельяна Пугачева у стен Троицкой крепости.

До революции 1917 года никому и в голову не могла прийти мысль об увековечивании памяти Емельяна Пугачева, вполне понятно и объяснимо. Ведь еще в бытность царствования Екатерины II было сделано все, чтобы не только имя « государственного злодея, разбойника и самозванца Емельки », но и все, что было связано с ним и с его « бунтарской шайкой» было вытравлено, предано забвению навсегда. Разве не об этом свидетельствует факт, что станица Зимовейская, в которой родился Е.И. Пугачев, была высочайшим указом императрицы переименована в Тотвитскую. Дом Пугачева в этой станице сожгли, пепел развеяли по ветру, пожарище посыпали солью и окопали рвом для « оставления на вечные времена без поселения, яко оскверненное злодейским жительством».

Чтобы предать « забвению и глубокому молчанию», стереть в памяти народной воспоминания об этом восстании река Яик была переименована в реку Урал. Яицкий городок в Уральск, Яицкое казацкое войско – в Уральское. Имя Пугачева связывалось с городом лишь в том случае, когда речь заходила о Свято–Троицком соборе (старом Уйском). Да о возвышенном правобережье реки Уй, о так называемой Пугачевской горе.

Чтобы более конкретно обрисовать Троицкий этап Крестьянской войны под руководством Пугачева, вкратце остановимся на некоторых предшествующих моментах. Заметим такую деталь, что начинал свой поход борец «за казацкие вольности», « заступник крестьянства и работного люда» в сентябре 1773 года, имея всего-навсего отряд из 80 казаков – единомышленников.

В первом своем манифесте, провозгласив себя царем Петром III, внуком Петра I, Емельян Пугачев заявил: « Я – ваш законный император. Жена моя увлеклась в сторону дворян, и я поклялся…истребить их всех до единого.

Поздней осенью 1773 года и в начале зимы 1774 в руках повстанцев находилась огромная территория, охватывающая Башкирию, Поволжье, Горно – заводской Урал ( Кунгур, Красноуфимск, Екатеринбург, Ижевск, Воткинск, Касли, Сатку и т.д.). В эту же пору на сторону восставших перешли казачьи крепости Уйская, Кичигинская, Еткульская, слободы Верхняя и Нижне – Увельская, Теченская, Чумляцкая. Повстанцами отряда походного атамана Григория Туманова была занята Челябинская крепость. Троицкая крепость находилась как бы в окружении бурлящего пламени.

6 мая 1774 года завязался упорный бой за овладение Магнитной крепостью. Здесь, как видно из некоторых исторических источников, Пугачев был ранен в левую руку. Покорив огнем и мечом крепости Петропавловскую и Степную, ринулись к Подгорненскому и Санарскому редутам, чтобы, не сбавляя наступательного темпа, приступить к штурму головного укрепления Нижне – Уйской дистанции – Троицкой крепости.

19 мая войска Пугачева подошли к Троицкой крепости с юго-западной стороны и рассредоточились там, где сейчас поселок Южный, дизельный завод. Головной отряд Пугачева занял рубежи на правом берегу реки Уй. Здесь на взгорке, впоследствии названном Пугачевской горой, обосновался сам Емельян Иванович. Поскольку он страдал от незаживающей раны, то командование штурма Троицкой крепости возлагалось на главного походного атамана И.Н. Белобородова.

Крепость пала, повстанцы хозяйничают в ней. Одни пополняют запасы трофейным порохом, ядрами, ружьями. Другие ведут суд скорый и правый над захваченными офицерами. В числе первых на виселице оказался комендант крепости де Фейервар, его подручные, его семейство. Не миновала эта же участь и некоторых из Троицких дворян.

Не обошли стороной пугачевцы и Свято-Троицкий собор. Они не ограничились лишь его обстрелом, а грубо надругались над храмом. Об этом свидетельствует сообщение Тобольскому епископу, в котором говорилось, что повстанцы: «оный храм совсем разграбили, священные сосуды, евангелие серебряные, позолоченные кресты, дорогие ризы прочие все священнические одежды утащили…Вино церковное выпито и пролито, елей со святой водой розлиты по полу».

Коротка весенняя ночь. Потому-то не успели, как следует одуматься от хмельного загула пугачевцы – как нежданно, негаданно пришлось им подниматься по тревоге.

Застигнутые врасплох вчерашние храбрые воины превратились в беспорядочное скопище, в отличную мишень для пушкарей, а затем и в беззащитную от налетевшей конницы толпу. Оказывается , которые сутки подряд по следам пугачевцев вдогон неслись на взмыленных конях без привалов и отдыха драгуны под командованием генерала-поручика Деколонга. Спросонья, в суматохе, сопротивление было бесполезным. И как не метался среди повстанцев на коне сам Пугачев, как ни старался сгрудить раздробленные группы в единый кулак, ничего у него не вышло.

Бой продолжался с 7 часов утра до 11 дня. И завершился полным разгромом армии повстанцев.

Да, поистине велики были потери Е.И.Пугачева под Троицком. Четыре тысячи его храбрых воинов навсегда нашли покой в этой земле. Здесь он лишился своей артиллерии и, как пишут историки, «толпа его раздробилась на малые партии и разными дорогами обратилась в бег».

В бою за Троицкую крепость был взят в плен сподвижник Пугачева походный атаман Григорий Туманов. Но расправиться над ним карателям не удалось, т.к. при переводе Туманова из Троицкой крепости в Оренбург, группа конвоиров и сам Г.Туманов были захвачены «набежавшими из орды киргизами». Что стало, затем с Тумановым никто не знает.

4.ПЕРЕКРЕСТОК ТОРГОВЫХ ПУТЕЙ

Задолго до строительства Троицкой крепости здесь была не глухомань «богом забытая», а места обитаемые кочевыми племенами скотоводов и, в частности, киргиз-кайсаками Среднего жуза (орды).

Если посмотреть в глубины веков, обратиться к источника м археологических раскопок, то они свидетельствуют о том, что на этих землях около 4 тысяч лет назад, жили алакульские племена огнепоклонников, племена воинственных сарматов и др. первопоселенцев, которые уже приручили коня, добывали руду и плавили металл. Словом были у истоков цивилизации.

Не случайно, поэтому так высок был интерес к этому краю со стороны древнегреческих и римских ученых, исследователей, таких как Геродот, Аристотель, Гиппократ, Плиний и другие. Наиболее полное описание Урала дал астроном и географ античного мира Клавдий Птоломей, который разделил Уральский хребет на три части : Рипейские горы (Северный Урал), Римнийские горы (Средний Урал) и Норосские горы (Южный Урал).

О торговых контактах южноуральского края с другими дальними краями и народами писал арабский писатель Ахмед ибн-Фадлан, который был послан Халифом в начале Х века в волжско-камскую Булгарию. В общей системе водного торгового пути связующим звеном была река Уй, на которую южные товары , переброшенные сухопутно с верховьев Яика, отправлялись по рекам Тобол, Иртыш, Обь. Летопись говорит нам о том, что место слияния двух рек Уя и Увельки издревле было средоточием северных, западных и восточных торговых путей, было местом началом караванных троп, уходящих на юг в Тургайскую степь и дальше в край сокровенной мечты Петра Первого – в полуденную Азию и в Индию, Китай.

Взять, к примеру, такой широко известны ныне торговый путь, так называемый «Великий шелковый путь», так вот «торить» его начали еще во 2 веке до нашей эры. Это когда из Китая через Среднюю Азию в Европу везли для продажи китайский шелк.