Смекни!
smekni.com

Этнические и национальные культуры (стр. 6 из 6)

Другая тенденция связана с не менее интенсивными процессами регионализации, национально-этнического возрождения культур и народов. В ней реализуется потребность в осознании своего, самобытного культурно-исторического пути, в чувстве укорененности на некотором своем социальном и культурном пространстве, на своей земле, потребность в идентификации своей судьбы с этой землей, страной, религией, с ее прошлым, настоящим, будущим.

В данном случае важна вторая тенденция, пути ее реализации в современной отечественной культуре. Стремление к созданию и поддержанию своего имиджа характерно для разных народов, не исключая и тех, которые находятся на весьма высоких ступенях социального развития и приобщения к технологиям мировой цивилизации.

Пример из нашей действительности. Экспертный опрос, проведенный Ленинградским институтом культуры в начале 90-х годов в одной из центральных областей России, показал, что среди разных направлений культурно-досуговой деятельности, требующих первостепенного внимания и поддержки, первые места занимают - возрождение национальных традиций (90,5%) и защитаокружающей среды (92,5 %), т.е. сохранение, поддержание, воссоздание культурной и природной среды, сформировавшейся на протяжении веков, экология в глобальном смысле слова.

Что же в традиционной народной культуре может и должно быть сохранено, поддержано, восстановлено и органично включено в социокультурную ситуацию сегодняшнего дня, а что составляет удел прошлого и должно стать предметом му-зеефикации как историческая память народа и общества? Проблем немало. Что, собственно, означает поддержание, восстановление традиций или отдельных ее элементов? Какими путями и чьими усилиями это должно быть достигнуто? Насколько пробуждение национального и этнического самосознания связано с возвращением к этнокультуре в социально-бытовой сфере? Или оно ограничивается просветительно-познавательным интересом общества к своему историческому прошлому, памяткам культуры, народной и книжной, и мало влияет на жизнеустройство представителей этноса в настоящем?

Очевидно, что элементы традиции в культуре в этих случаях будет существенно различаться; и различия эти важно ощущать и при анализе современного состояния народной культуры и при решении каких-то практических, культурных задач.

Здесь обсуждается круг вопросов применительно к той области народной культуры, которая по традиции называется народным творчеством, фольклором и ассоциируется преимущественно с художественной культурой, включая музыку, хореографию, словесное, визуально-пластическое искусство, театрально-игровые действа в разных жанровых формах. Все эти элементы в идеале или, вернее, в прошлом, для одних народов - далеком, для других - относительно близком, были объединены в некоторую целостную систему. В 90-х гг. XX в. они, как правило, существуют фрагментарно, как некоторые включения в современное довольно мозаичное культурное поле. Однако и в таком виде они, можно полагать, функционируют и способны оказывать определенное влияние на социокультурную ситуацию, участвовать в формировании национального и этнического сознания.

В современный период тематика моей контрольной работы представлена во многих трудах философов и культурологов. Среди них - В.М. Межуев, М.К. Петров, А.М. Арнольдов, П.С. Гуревич, Ю.М. Лотман, Г.В. Драч, В.Е. Давидович, Ю.А. Жданов, А.Н. Ерыгин и другие. В своих работах они учитывали то, что основой общества является взаимодействие людей, результатом которого становится поведение, которому члены общества научаются в многообразных группах, общинах, коллективах и т.д. Предметом исследования таких ученых, как Э.С.Маркарян, М.С.Каган, М.Б.Ешич и др., стала культура, как органичный компонент общества, выявляющего ее многогранность, многоаспектность.

Список использованной литературы

1. Гуревич П.С. Философия культуры: Пособие для студентов гуманит. вузов. - М.: Аспект-Пресс, 1994. - с. 206 - 228.

3. Ерасов Б.С. Социальная культурология: Пособие для студентов высших учебных заведений: В 2 ч.- М.: Аспект-Пресс, 1994.- Ч.1.-с. 259 - 289; Ч. 2. - с. 93 - 120; 152 - 196.

4. Культура: теории и проблемы: Учеб. пособие для студентов и аспирантов гуманитарных специальностей /Под ред. Т.Ф. Кузнецовой. -М.: Наука, 1995. - с. 255 - 277.

5. Культурология: Учеб. пособие для студентов негуманитарных специальностей /Под ред. В.И. Добрыниной. - М.: Знание, 1993. - с.47 - 67.

6. Культурология: Учеб. пособие для студентов высших учебных заведений/Под ред. Г.В. Драча. - Ростов н/Д.: Феникс, 1995. -с.117-141.

7. Лосский Н.О. История русской философии. -М.: Высш. шк., 1991.-560 с.

8. Философия культуры. Становление и развитие / Под ред. М.С. Кагана. - СПб.: Лань, 1998. - с. 139 - 157.

9. Гердер И.Г. Идеи к философии истории человечества- М.: Наука,: 1977. - с. 440-441

10. Словарь социально — гуманитарных терминов. /Под общей ред. А.Л. Айзенштадта. Минск,1999

11. Этнографические исследования развития культуры./ Академия наук СССР ордена дружбы народов институт этнографии им. Н.Н. Миклухо-Маклая. - М.: Наука, 1985,– с. 31-33.

12. Садохин А.П. Этнология./- Изд.-3-е – М.: Альфа-М, Инфра-М, 2004. – с. 260-269.

13. Морфология культуры: структура и динамика. - М., 1994.

14. Асафьев Б.В. О народной музыке. - Л., 1987. - С. 106

15. Народная культура в современных условиях: Учеб. Н-30 пособие / М-во культуры РФ. Рос. ин-т культурологии; Отв. ред. Н.Г. Михайлова. - М., 2000. - 219 с.