Знакомство с бурятами

Процесс появления бурятов, знакомство с их предками. Развитие скотоводства в Прибайкалье и Забайкалье. Искусство владения кузнечным ремеслом как божественный дар. Характеристика шаманизма - древней религии бурят. Полукочевой и кочевой образ жизни бурят.

Буряты

В начале 13 века Чингисхан во время похода на север подчинил лесные народы ,после чего владения монголов на север от столицы Каракорум были названы Баргуджин –Тукум. Историки предполагают ,что так называли земли вокруг озера Байкал ,населенные предками бурят .Русские служилые люди называли Прибайкалье «Землей братов» ,различая среди с них разные племена . Во второй половине 15-18 вв. этноним буряты распространился на все племена Прибайкалья и Забайкалья .В это же время в их число влилось несколько монгольских племен ,бежавших на север из охваченной междоусобными войнами Монголии. Русские документы называют их «мунгалы» в 18 веке – в отличии от собственно монголов . Все они потто стали частью бурятского этноса. Процесс переселения монголов прекратился после бурятского трактата 1727 года, определившего порядок на границы .В 17 веке кочевья бурят находились по обе стороны Байкала ,в середине 17 в их территория была присвоена к России и отделилась от Монголии .

Процесс присоединения Бурятии проходил непросто .В 17 веке под властью бурятских племен ,возглавляемых воинственными князцами, находились на положении каштымов данников ,уплачивающих ясак пушниной ,- часть ленских и ангарных эвенков ,тофалары и другие племена в районе реки Кан и Минусинской долины .пушнина была главным предметом торговли бурятской знати с Китаем и Монголией .Приход русских означал появление конкурентов в борьбе за власть над народами Южной Сибири. Это стало основной причиной военных конфликтов.

буряты шаманизм кочевой ремесло

Хозяйство

В 17веке у бурят было хорошо развито скотоводство :у западных в Прибайкалье –полуоседлого типа ,в Забайкалье –коневое монгольского типа .Разводили крупный рогатый скот ,лошадей, овец и коз .Лето и зиму скот содержали на подножном корме .Летние кочевья находились в долинах рек с обильной травой .Для зимы выделялись специальные пастбища – тебеневки с нетронутой травой , там лошади добывали корм копытами из –под снега .Иногда на зиму скот перегоняли в места хорошо ухоженных и удобренных сенокосов ,где предварительно делали заготовки сена. Западные бурята с древнейших времен знали земледелие , но оно было примитивным (сеяли только просо и гречиху )и играло не значительную роль.

Богатство бурят ,состоящее из огромных стад лошадей ,быков, коров и овец отмечали все ,кто бывал в их землях в 17 –начале 18 века

Подсобную роль играли в скотоводческом хозяйстве охота и рыболовство .В 17 веке еще сохранилась коллективная облавная охота как отголосок далеких времен .Но это уже была не столько суровая необходимость добычи мяса для пропитания ,сколько праздник ,где каждый хотел показать свою удаль и проворство ,подстреливая преследуемую добычу на всем скаку коня. Облавная охота на оленей , диких баранов , косуль ,которых в тех местах было великое множество , проходила обычно осенью или весной Из других видов бурятского хозяйства в 17 веке выделялись добыча железной руды и кузнечное ремесло ,добыча и варка соли . С давних времен у Балаганска были известны железные рудники ,археологи находили там остатки древних плавилен и кузнец ,шлак и куски железа . Кузнечное ремесло у бурят пользовалось почетом .Искусство владеть кузнечным ремеслом считалось божественным даров. Кузнецы по железу делали орудия труда и оружия ,известны были мастера – ювелиры ,изготавливающие серебряные изделия .Буряты вели меновую торговлю с Эвенками и другими народами Сибири, с Монголией и Китаем. У сибирских народов в обмен на скот ,железные изделия, просто выменивали пушнину. Пушнину сбывали в Китай ,выменивали на нее ткани, чай и серебро. Меновая торговля не затрагивала основ хозяйства ,оно оставалось натуральным .


Домашний быт и пища

Полукочевой и кочевой образ жизни определял быт бурят .Войлочная юрта –типичное жилище всех кочевников –скотоводов .Только на летних пастбищах строили деревянные постройки в форме 6-8 гранной юрты. . Мебель –низкие столики ,скамеечки ,шкафчики для посуды ,сундуки для хранения одежды ,низкие деревянные кровати с войлочным тюфяком и подушками, набитыми шерстью . Для сидения готовили войлочные тюфячки ,обшитые сверху материей, которые горкой складывали друг над другом .В питании главное место занимали мясные и молочные продукты. Летом -баранина, зимой -говядина, мясо употребляли только в варенном виде ,причем вари в мало соленной или совсем не соленной воде .Молоко употребляли только кипяченное. На зиму запасали коровье масло, арул и хурут-творожестую массу, высушенную или спрессованную виде отдельных ломтиков. У западных бурят распространен был саламат –мука, прокипяченная в сметане.Готовили из молока арасу –молочную водку .Пили кирпичный чай, добавляя в него молоко, сало и соль. Мясо ели руками , чай и бульон пили из деревянных чашек ,посуда не мылась а облизывалась . Типичная принадлежность зимней одежды мужчин – прямой меховой халат. Он опоясывался длинным куском материи или ременным поясом с серебряными или медными бляхами . С правой стороны –кисет с табаком нож в ножных и агниво из железных пластин .Агниво было настолько ценным ,что за него можно было получить коня .Трубка закладывалась за сапог . Женская одежда состояла из рубахи штанов, поверх которых одевался халат, а на него безрукавка .Летом носили одежду из грубого красного сукна. В праздники носили нарядную одежду ,женщины- разнообразные украшения цепочки, подвески, медальоны, серьги, бусы. Женская шапка шилась из цветной материи с вышивкой из меха ,от верха шапки спускалась шелковая красная кисть.Зимой носи дохи из козьего меха и шапки малахаи .


Религиозные верования бурят

Древняя религия бурят –шаманизм . Как и многие другие сибирские народы ,буряты представляли природу одушевленной .Они считали ,что небо населено добрыми божествами ,подземный мир –враждебными. Добрые божество дали людям свет, тепло, воду ,скот ,сделали землю плодородной , злые ведали враждебными стихиями : насылали туманы ,град ,падёж скота ,болезни . Огонь почитали как символ чистоты и покровительства каждому дому ,ему приносили жертву : подливали в огонь масло ,арасу, клали жир и частицы пищи .огонь считали сыном доброго небесного божества, младшим братом солнца и луны . Леса, горы ,холмы ,реки имели своих хозяев . Проходя ил проезжая мимо таких мест надо было оказать божеству почтение : побрызгать арасой , воскурить трубку ,оставить какую нибудь вещь . Особым почитанием было окружено озеро Байкал ,его считали священным . Самые важные клятвы буряты давали на священной гору у озера Байкал, считая ,что тот ,кто клянется ложно не сможет сойти с горы живым . Позже и русские восприняли от бурят свяченное почитание озера . Избрант Идес ,готовясь переехать Байкал ,получил в монастыре Святого Николая у истоков Ангары наставление, что Байкал следует называть морем , а тот ,кто назовет его озером , непременно станет жертвой сильной бури Была распространенна вера в существование души , которая после смерти ,уйдя из тела ,имеет власть над живыми . В следствии развилось поклонением душам умерших- онгонам . В 17 веке существовало уже избирательно почитание душ . Онгонами могли стать души умерших шаманов, хороших стрелков и кузнецов .Онгоны делились на злых и добрых . Считали ,что именно злые онгоны насылают на людей болезни , и только шаманы , знающие, какой онгон является причиной болезни ,могли изгнать их человека и жилища .

Шаманы у бурят делились на белых и черных . Белые совершали обряды и жертвоприношения добрым божествам неба , черные –злым божествам, жителям подземного мира. Знание шамана было наследственным .Хотя возможно были исключения из этого правила. В 17 веке в Забайкалье из Монголии и Тибета начал проникать ламаизма- разновидность буддизма .В 18 веке он уже получил широкое распространение и постепенно вытеснил древнюю религию шаманизм.

Семейные и общественные отношения

В семейной жизни бурят 17 века наблюдались экзогамия .Не один бурят не мог жениться на девушки своего рода При этом родство учитывалось по мужской линии . Заключению брака предшествовало сватовство и уплата калыма . Иногда родители заключали соглашения на будущий брак своих малолетних детей . размеры калыма были различны ,они зависели от достатка семьи, возможна была отработка за невесту в семье ее родителей . Широко была распространенна выдача замуж девочек в возрасте 11-15 лет. Буряты жили малыми семьями :муж ,жена ,дети ,родители мужа. Положение женщины в семье обществе было приниженным . Главой семьи и распорядителем имущества считался мужчина .Правило уплаты калыма налагали на женщину целый ряд обязательств по отношению к семье мужа . Существовали строгие правила поведения женщины в присутствие свекра, свекрови и старших родственником ,состоящие в выполнением к ним почтительных ритуалов В бурятском обществе 17 век происходил процесс разложения родовых отношений и перехода к классовому обществу . В нем выделялись уже 4 слоя ,отличающиеся друг от друга общественным имущественным положением . В русских документах они названы так : князцы, лучшие люди, улусные люди (или мужики ясачные) и холопы. Выделившаяся знать заимствовала монгольские феодальные титулы и систему их привилегий, называя себя тайшами, зайсанами ,нойонами .они возглавляли родовые общины ,управляя «улусными людьми» - рядовыми общинниками , совершали набеги на соседей и ,если удавалось, превращали их в своих кыштымов, требуя уплаты ясака пушниной .Холопами или рабами становились захваченные в плен во время войны. В буряткой среде отличали свободного человека , работавшего по найму , от раба . Термином «улус» у бурят 17 века называли объединение родов или даже племен, кочевавших на одной территории под властью вождя –князца ,по русской терминологии , или нойона по монгольской .Улусы часто называли именами лиц их возглавляющих пастбищные территории находились во владении улусов, но в Забайкалье фактическими владельцами земель стали нойоны. Улусные люди владели небольшим количеством скота и пользовались худшими пастбищами.Царское правительство России стремилось установить хорошие отношение с такими людьми и в своем управлении краем упирались на их помощь.

Тюркоязычные этносы в 16-17 веках

От Тобола до Енисея по всей лесостепной зоне проживали многочисленные племена и этнографические группы тюркоязычного этноса . Население по Тоболу и междуречье Оби и Иртыша входило раньше в состав сибирского ханства ил в сферу его политического влияния, а после его разгрома оказалось в составе России. Родственным племенам были даны общие названия, связанные с местами их расселения : тобольские тарские,барабинские, томские , чулымские татары. Племена в верховье реки Томи за свое умение плавить и ковать железо названы «кузнецкими татарами».Дальше, на левом берегу Енесея,качинцы, аринцы ,сагайцы. Ведущие место среди тюркоязычных народов верхнего Енисея, по степени политической активности в противостояний русскому продвижению ,занимали «енисейские киргизы»,разделенные на 4 улуса .Если киргицкий улус был силен и многолюден ,а князец – доблестный военный военный предводитель ,он принуждал соседей платить ему ясак. Но в свою очередь, киргизские улусы и другие племена к югу от Красноярска находились в политической зависимости от Монгольского княжества алтынханов и были его данниками .Джунгария претендовала на сбор дани с Барабинских,Чулымских и Кузнецких татар .Распространив свое влияние на юг Сибири ,русское правительство объявило о включении местных народов в свои владения и потребовал уплаты ясака ,однако недостаток военных сил не позволил не собирать ясак в полной мере не защитить населения от притязаний соседей. Коренные народы оказались в тяжелом положении двоеданства ,которое в совокупности с постоянными военными конфликтами разоряло и без того не прочный хозяйственный был. Несмотря на разрозненность племен единой хозяйственно-культурный тип был общий для всех .Именно на его основе сформировалось это крупная туркоязычная общность, которая стала в будущем основой возникновения современных этносов Сибири: алтайцев, сибирских татар, шорцев, хакасов, тувинцев , тофаларов .

Хозяйство и быт тюркоязычных народов

Экономическое развитие юга Сибири задерживалось постоянным вторжение кочевников из Южной Азии, которые разрушали хозяйство ,уводили в плен жителей, а оставшихся превращали в данников. Поэтому в лесостепной зоне Сибири долго сохранялось не специализированное комплексное хозяйство, основа которого одновременно составлялискотоводство ,земледелие, охота, рыболовство ,собирательство .Каждый вид в отдельности давал лишь ограниченное количество продуктов и не мог обеспечить прожиточного минимума семьи. Слабо была развита и торговля, так как в 17 веке народы юга Сибири еще не включились в процесс общественного разделения труда. Также ,как у многих народов Сибири, основным занятием тобольских, тарских и барабинских татар было полукочевое скотоводство ,разведение лошадей и крупнорогатого скота .Быт определялся постоянными перекочевками: на зиму- к зимнем жилищам, летом –летнее пастбища. Летние юрты ставили у рек ,чтобы иметь возможность заниматься рыбной ловлей ;там же возделывали пашни, где сеяли ячмень, овес ,просо. Земледелие было мотыжным ,для ручной обработке почвы использовали древнюю мотыгу –абыл или примитивную деревянную соху ,которую привязывали к седлу верховой лошади. Скотоводством и мотыжным земледелие занимались чулымские и кузнецкие татары .У некоторых групп чулымских татар способы добывания средств существования были еще более примитивными ,большую роль в их жизни занимало собирательство.Лопатку- корнекопалку- озуп ,главное орудие труда, находят археологи почти во всех захоронениях этого времени , как женских, так и в мужских. Жители верховий Томий и северного Алтая умели плавить в примитивных горных железную руду, делать из железа котлы ,орудия труда и оружия :стрела ,сабли, панцири . От них железные изделия попадали в таежные районы и на север Западной Сибири. Однако ценное ремесло не сделало «кузнецких татар» зажиточными . Железные изделия шли не столько на обмен с соседними народами , сколько на уплату дани кочевникам Южной Азии ,под властью которых они находились ,начиная с первых веков нашей эры .Основой существования самих алтайцев оставалась охота, рыбная ловля ,собирательство , земледелие и скотоводство. Примитивны формы хозяйства сохранялись у енисейских киргизов ,отрезанных горными хребтами от других народов .Там в степи на обильных пастбищах главным средством существования было скотоводство . «На старых их кочевьях снеги мелкие…Киргизская земля кочевная, живут в избах полстяных (войлочные)…лошадей и коров много и овец много, хлеба не сеют и не родится …едят рыбу и зверя бьют…и сарану и коренья копают на всяких пашнях»(Документ о жизни енисейских киргизов 17 века).Наиболее интересные сведения о быт и жизни народов Южной Сибири можно узнать из заметок путешественников . Одних из первых сухопутной дорогой из Тобольска в Томск и Красноярск проехал зимой 1715 года Лоренс Ланге .Он оставил описание жизни магометан- татар ,проживающих на территории между Тобольском и Тарой : «Они в своем роде состоятельные люди по числу лошадей ,быков ,коров, но не по деньгам, которые мало ценят .» Их юрты таковы – «вокруг печи пол ниже и остальные поднятые половица служат как скамьи , на которые они садятся и греются .Рядом с печью стоит большой мазанный котел , в которой они варят свою сушенную рыбу. Хлебом для них является ячменная мука ,толченная в деревянной ступе ,ее они берут полными пригоршнями и заполняют рот ,что можно задохнуться ,чай они пьют тоже с этой мукой и маслом…Их одежда мало чем отличается от русской ,то я имею ввиду старую русскую моду ,которая еще в ходу в Сибири .Крестьянские женщины в России украшают себя серьгами ,но кажется, что татарские женщины опережают их в этом отношении, ибо продевают кольца не только через уши, но и через нос Всю территорию от Тары до Томска по Барабинской степи ,которую Л. Ланги проехал в феврали ,он сравнил с пустыней из-за малочисленности ее жителей «зимой эту пустыню населяет орда татар, которые русские называют барабинскими татарами и которые летом расходятся по реки Таре и другим малым рекам .Это язычники и живут они убога….. Их пища состоит из сухой рыбы и сухой муки ,напитки добывают из растопленного снега, по сколько в пустыми иной воды не найдешь. Они мало держат скота, за исключением лошадей ,которые ходят по лесу и на ходят себе пищу под снегом . За малость табаку, которое они очень любят, можно получить все необходимое; денег не против они не ценят . Их одежда, шапки, чулки состоят из сшитых вмести кусков меха. 13 марта прибыли к чулыму ,извилисто протекающие по болотистой местности реке;жители ,проживающие у нее ,называют чулымскими татарами. Но мы нашли лишь пустые их хижины, так как они зимой с женщинами и детьми отправляются на ловлю соболей и на охоту ,и питаются дичью, а дома насыщаются рыбой».


Религиозные верования сибирских татар

К 17 веку среди сибирских татар господствующей религией было мусульманство. Более прочно оно укоренилось в центре бывшего сибирского ханства среди тобольских татар. Дальше на восток были распространены первобытные языческие верования . В записках Л.Ланге или И.Идеса есть описание религиозных культов барабинских татар «В их врытых в землю жилищах примерно на локоть поднимается заборчик перекрытый соломой ,там держат они вырезанного из дерева идола в форме человека. Он длинной примерно пол-локтя и стоит в маленьком ящике и одет в разные тряпки .Этому шайтану (такого его имя ) они обещают шапку или воротник ,если он поможет получит богатый улов на охоте»,писал Л.Ланге И.Идес пишет о взаимоотношении татар со своим божеством : «когда охота окажется удачной они радостно возвращаются в свои жилища, ставят кумира в его ящичек на самое высокое место в избе и обвешивают сверху до низу спереди и сзади шкурками соболей, куниц и других животных в знак благодарности за то ,что он помог им удачно охотиться .Эти дорогие меха оставляют на шайтане ,пока они не сгниют ,ибо считается вечным позором ,если кто –либо возьмет принесенные шайтану в дар вещи и продаст их. Поэтому на идолах ил при них видишь старый изъеденные червяками меха, на которые тяжело и не приятно смотреть».

Сибирские татары на военной службы русского государства

Сразу же после первой победы русских в войне с Кучумом многие князцы улусов перешли на службу к русскому царю. Тобольские служилые татары участвовали в постройки Тарского строга и в походе 1598 года против Кучума. Они оказали большие услуги сибирским воеводам как переводчики ,в том числе при посольствах в азиатских государствах. К их помощи обращались , когда началась среди аборигенах «шатость» или «измены», и посылали уговаривать непослушных .Выполнение дипломатических поручений обеспечивало почетное положение, или во всяком случаи равное с русскими служилыми людьми , и позволяло выдвинуться на высокие должности . Служилые татары каждого города составляли особый отряд во главе с татарским головой ,назначаемой воеводой ,и получали денежные хлебные жалованье. Татарская знать при поступлении на службу не утрачивала привилегированного положения , была лично свободна от уплаты ясака и сохраняла свои земельные владения . Однако правительство России не поощряло в Сибири развитии частного землевладения ,поэтому постепенно к концу 18 века их земельные владения измельчали . Томским татарам поручали сторожевую службу по охране южных рубежей Западной Сибири .В Красноярском остроге с первых лет после его постройки привлекали к службе качинцев и аринцев ,хотя первое время ,боясь измены, в качестве заложников брали их жен и детей . Все татары Сибири проявили себя на военной службе с лучшей стороны . Воинственные и привычные к набегам ,они несли службу на совесть . В 1635 году в Красноярском гарнизоне произошел такой случай . Во время войны с бурятами в длительном походе русский отряд отказался идти дальше , в то время как аринские татары рвались в бой и упрекали русских служилых людей, « что де вы худо так служите и не радеете государевой службе ….мы де не на то идем ,чтоб нам ворочаться до прежде, до братских людей ,и , земли дошед , воротимся» Челобитная качинских татар 1699 года раскрывает следующую картину их службы : «И мы холопью и сироты твои природные служим в Красноярском из древних лет ,как и Красноярский город поставили на границы , заедино с казаки головы свои складываем, и в приходы воинских людей калмыков и киргиз деды наши и отцы и братья побитые многое на боях …и измены нашие не какие не бывало». Некоторые из татар принимали крещение .Например, в начале 18 века служило третье поколенье семьи детей боярских Былиных . О их татарском происхождении напоминало только, что они владели в Шегарской волости своим родовым имением и сохраняли свою этническую культуру.