Смекни!
smekni.com

Буряты и Калмыки (стр. 2 из 3)

В последующие десятилетия свои взгляды по этногенезу бурят высказали многие крупные историки, этнографы и лингвисты страны и республики. Авторитетный и крупный исследователь Бурятии Г.Н.Румянцев высказал предположение о возможности проживания монголоязычного населения в крае в эпоху бронзы во II тысячелетии до н.э. и даже, может быть, в неолите. Вместе с тем он оспорил мнение Л.П.Окладникова о тюркоязычности носителей курумчинской культуры. С его точки зрения лингвистические материалы не исключали монголоязычности основного ядра курыкан. Таким образом. Г.Н.Румянцев придавал гораздо больше значения, чем А.П.Окладников, автохтонности монголоязычного компонента в составе бурятской народности.

В 50-е годы об этногенезе бурят высказался крупнейший советский этнограф С.А.Токарсв. Признавая сложный этнический состав народа, большое значение в нем местного компонента, он отнес начало формирования монголоязычного ядра бурят к первым десятилетиям ХПI в. С.А.Токарев связал этот процесс с образованием империи средневековых монголов, который сопровождался массовой монголизацией древнего населения Прибайкалья. На основании изучения лингвистических и исторических материалов Ц.Б.Цыдендамбаев, крупнейший исследователь бурятских исторических хроник и родословных, пришел к выводу о начале формирования протобурятского монголоязычного ядра в середине I тысячелетия н.э. в среде тюркоязычных курыкан. Таким образом. Ц.Б.Цыдендамбаев, также как и Г.Н.Румянцев, придавал очень большое значение автохтонности монголоязычного компонента в составе бурят и уводил его генезис в гораздо более раннее время, чем монгольский период в истории края.

В еще более глубокую древность, до эпохи верхнего палеолита, уводит истоки монголоязычного компонента известный историк Бурятии Н.П.Егунов, последние десятилетия своей жизни посвятивший изучению этой проблемы. Процесс формирования бурятской народности начался, по его мнению, в киданьское время, а завершился уже а составе Российского государства. Несмотря на различия, порой очень существенные и большие, во взглядах, с одной стороны, А.П.Окладникова, С.А. Токарева, Б.0. Долгих и, с другой стороны, Г.Н.Румянцева, Ц.Б. Цыдендамбаева, Н.П.Егунова, тем не менее всех этих исследователей объединяет несколько аспектов в постановке и решении проблемы этногенеза бурят. Первый - все они твердо стоят на позициях признания сложности этнического состава бурятской народности и монголоязычности ее основы, ядра. вокруг которого шли консолидационные процессы. Второй - они признают значительную роль местного, автохтонного компонента в составе бурят. И третий аспект - существенную роль в процессе этногенеза бурятской народности играли миграционные процессы, которые, в конечном итоге, и обусловили сложность ее этнического состава. Выделенные черты в представлениях всех перечисленных ученых позволяют признать их, если рассматривать проблему в целом, сторонниками автохтонной теории происхождения бурят в крае. Различия в их взглядах касаются, главным образом, состава автохтонного компонента и времени его формирования. По одной версии он состоял из тунгусской и тюркской этнической общностей, которые подверглись ассимиляции со стороны пришлого монголоязычного компонента.

По другой версии здесь с глубокой древности сосуществовали все три компонента будущей бурятской народности - тунгусский, монгольский и тюркский. Но в эпоху раннего средневековья преобладало тюркоязычное население, а с рубежа I-II тысячелетий возобладало, особенно с началом возвышения киданей и средневековых монголов в Центральной Азии, монголоязычное население. Оно частью ассимилирует, частью вытесняет из степных и лесостепных районов края другие компоненты. Согласно мнения большинства исследователей процесс формирования бурятской народности завершается после вхождения Бурятии в состав России в XVIII-начале XIX в. Но по мнению С.А.Токарева, буряты как народность сформировались и представляли собой сложившуюся народность гораздо раньше, уже в начале XVII в. Из последних работ по проблеме этногенеза бурят следует особо отметить две монографии: Егунова Н.П. Прибайкалье в древности и проблема происхождения бурятского народа. (Улан-Удэ 1984) и Нимаева Д.Д. Проблемы этногенеза бурят. (Новосибирск. 1988). Авторы этих работ поставили задачи обобщения и систематизации результатов исследования проблемы этногенеза бурят.

В них читатели найдут очень подробную историю ее изучения, большое количество фактологических материалов, попытки обоснования собственных концепций. Авторам удалось справиться с поставленными задачами с разной степенью полноты и обоснованности. Но в совокупности они взаимно дополняют друг друга и лают в целом исчерпывающее представление об уровне изученности и состоянии проблемы этногенеза бурят.

Такая сложная по содержанию и аспектам изучения проблем, как этногенез, может быть решена, вне всякого сомнения, лишь коллективом исследователей, состоящим из специалистов разных научных профилей. Проблема эта комплексная и должна решаться соответствующими методами. Содержание работ Н.П.Егунова и Д.Д. Нимаева показало, что проблема происхождения бурятского народа за последние десятилетия привлекала внимание исследователей разных наук. Это очень важный момент в состоянии данной проблемы. Именно он вселяет определенные надежды и оптимизм на дальнейшее конструктивное продвижение вперед в ее разработке и окончательном решении проблемы, конечно, пока не может идти речи.

Специалистами разных наук накоплен значительный объем. новых разнообразных материалов и информации, которые ждут своей комплексной обработки и интерпретации на базе достигнутых результатов в области истории, этнографии, археологии, лингвистики, антропологии и топонимики. В заключение коснемся некоторых археологических и исторических аспектов проблемы этногенеза бурят. В целом данные всех вышеперечисленных отраслей наук убедительно показали сложный этнический состав бурятского народа.

Очень явственно прослеживаются три основных ее компонента: монголоязычный как основной, тюркский и эвенкийский (тунгусский) как вошедшие в монголоязычное ядро. Это очень хорошо подтвердилось в результате археологических исследований на территории этнографической Бурятии, проведенных особенно интенсивно в XX столетии. С неолитического времени доказательно прослеживается формирование тунгусской общности в виде серовской культуры, которая нашла свое продолжение в глазковской культуре энеолита и развитого бронзового века (конец III тысячелетия - XIII в. до н.э.) и в шиверской культуре позднего бронзового века (XIII - VIII вв. до н.э.). Истоки тюркоязычного компонента по материалам Прибайкалья бесспорно связаны с курыканами курумчинской культуры, начиная. как самое позднее, с середины I тысячелетия н.э. С VII в. н.э. в Забайкалье появляются памятники раннемонгольской археологической культуры, представляющей монголоязычный компонент в составе будущей бурятской народности и основное ее ядро.

С XI в. памятники ранней монгольской культуры появляются и в Прибайкалье. Именно с этого временитамначинается монголизация населения и ассимиляция тюркоязычных курыкан и вытеснение части курыкан по Лене на север, где они стали ядром будущей якутской народности. События, происходившие в Прибайкалье, отразились в выделении нового этапа в развитии курумчинской культуры. В ее материалах, в частности в погребальном обряде (что особенно важно), усиливаются черты, характерные для ранней монгольской археологической культуры. Это явственно и бесспорно показывает смену этнического состава населения Прибайкалья в это время в пользу монголоязычного населения. Однако некоторые черты этнографической культуры монголоязычных бурят находят свои аналогии в археологических памятниках еще более раннего времени. Например, орнаментальный мотив «йэхэ шубуун» ольхонских бурят - в наскальных рисунках бронзового века Забайкалья и Монголии, культ южной стороны света и ориентация юрт монголов и бурят дверью на юг - в ориентации дромосов хуннских курганов в эту же сторону и обращении умерших хуннов головой на север, но лицом в южную сторону. Не получил пока должной оценки с точки зрения решения проблем этногенеза бурят и эвенков начавшийся со времени развитого неолита процесс этнокультурного разделения единого прибайкальско-забайкальско-монгольского населения времени мезолита раннего неолита на две линии этнокультурного развития: с одной стороны, на охотников и рыболовов восточносибирской тайги и, с другой стороны, земледельцев и скотоводов Центральной Азии. Процесс этот завершился в период развитой бронзы, в середине II тысячелетия до н.э. Он, как нам представляется, теснейшим и самым прямым образом связан с проблемами этногенеза монголов и бурят, с одной стороны, и эвенков, с другой стороны. В XII в., когда шел процесс сложения единого централизованного Монгольского государства, на территории этнографической Бурятии по сведениям письменных источников располагалась страна Баргуджин-Тукум. Ее население было близко в культурном и этническом отношении степным монголам Трехречья и входило в монгольский историко-культурный мир.

Являясь частью средневековой монгольской народности, оно представляло собой, видимо, особую этнографическую группу в ее составе. Иначе трудно объяснить то обстоятельство, что сами степные монголы выделяли территорию расселения племен этой страны в особую область, названную ими Баргуджин-Тукумом. В XIII-XIV вв. Баргуджин-Тукум и его население являлись составной частью Монгольского государства. С началом феодальной раздробленности в Монголии Баргуджин-Тукум постепенно выходит из орбиты жизни средневекового монгольского общества и в течение XV-XVI вв. находится в условиях некоторой обособленности и, видимо, застоя. По сравнению с бурными событиями феодальных усобиц в степях Монголии, течение жизни в Предбайкалье и южно таежной части Забайкалья было спокойным и размеренным. Не случайно ко времени вхождения Бурятии в состав России общий уровень социально-экономического развития населения этой территории оказался на порядок ниже, чем в Халха-Монголии.