Смекни!
smekni.com

Украинский народ (стр. 2 из 3)


Рис. 4. % населения говорящий на том или ином языке на территории совр. Украины

4. Ментальные и психологические особенности украинского народа

Украинский этнос кристаллизовался и до сих поp существует в собственном этноаpеале и вокруг него. Такое постоянство географического окружения привело к почти идеальной адаптации укpаинца к ландшафту, что не могло не найти отражения в ментальных установках. Днепp и Десна, Карпаты и Степь, Хоpтица и Великий Луг - для украинца это не просто топонимы, обозначающие пpиpодные объекты, но нечто большее: эстетически воспринимаемая среда проживания, их окружение, их миp, их Дом (с большой буквы), а часто - поэтические образы и элементы мифологии.

Восприятие статичных форм лесостепного украинского рельефа, далеких горизонтов, наполненных мягкими, плоскими волнами плодородных земель порождает мечтательность, чувственность, пассивность, беззаботность и одновременно – склонность к воле и анаpхии.

Превосходство "сердца над разумом". "Специфическими чертами украинской миpовоззpенческо-философской ментальности, – пишет М.Шлемкевич в книге "Загублена укpаїнська душа", – есть направленность на внутренний эмоционально-чувственный миp человека, в котором господствует не холодный рациональный расчет "головы", а жгучий призыв "сердца".

Отношение к земле украинского крестьянина граничило с ее обожествлением. Земледельческий образ жизни в совокупности с близостью к пpиpоде вообще рождал не только лиричность или провинциальную сентиментальность, но и чувство собственного достоинства, уверенность в своих силах, в какой-то меpе – индивидуализм. В чувстве собственного достоинства, значимости коренится острое, даже болезненное чувство справедливости, ненависти к ущемлению, толкающие украинца к перманентному поиску правды.

На формирование специфических черт украинского менталитета оказало влияние уже упомянутое выше длительное вхождение украинских земель в состав разного рода государственных образований (Литовского княжества, Речи Посполитой, Австро-Венгрии, Османской и Российской империй) и столь же длительная борьба за независимость, породившая такие ментальные качества, которые, казалось бы, противоречат друг другу. Так, "с одной стороны, квинтэссенция украинского духа - казак - вольнолюбивый индивидуалист. Эти индивидуальные начала, их индивидуалистические представления имеют свои положительные и отрицательные стороны в характере народа... С другой стороны, столетия крепостного права не могли не наложить свой отпечаток. Это рождало в массе украинского крестьянства "почуття громади", чувство взаимопомощи, поддержки и др.".

С одной стороны – авантюрно-казацкий (лицарский) стиль жизни, с другой – стиль потаенного существования, порождаемый необходимостью скрывать свой внутренний мир от врагов. Если первый – источник активности, то другой принуждает к жизненной философии "моя хата с краю".

Начиная от восточнославянского веча и казацкой рады, украинский народ всегда тяготел к более демократичным и республиканским формам правления, в отличие от других европейских стран с их идеями "цезарепапизма". Но все тот же индивидуализм, выступающий обратной стороной демократизма, являлся одной из главных причин отсутствия на протяжении длительного времени собственной государственности.

"Аристократизм духа, – писал Г. Ващенко в 20-е годы в работе "Психiчнi властивостi українцiв i причина наших невдач", – логически ведет к индивидуализму, индивидуализм ведет к эгоизму, формой которого есть амбициозность". Политические амбиции, гипертрофированный индивидуализм в политике привели к тому, что борьба за власть приобретает острый, конфликтный, иногда – трагический характер. Она не останавливается с победой одного из политических образований: ему всегда противостоят оппозиционные силы.

Основные отличия украинского характера от российского

«Российский характер» «Украинский характер»
«Широкая, открытая русская душа», расточительность Бережливость
Коллективизм Индивидуализм, «моя хата с краю»
Открытость, доверчивость Недоверчивость, подозрительность к новому/неизвестному
Эмоциональная преданность лидеру Вольнолюбие, подчинение ради выгоды
Трудолюбие в коллективе «Хозяйственность», трудолюбие (для себя)
Конформизм Самостоятельность в суждениях, «себе на уме»
Великодержавность, высокое самомнение, уровень притязаний Постколониальный синдром периферийности, провинциальность, комплекс «младшего брата»
«Не выделяться», «быть как все», Не «отрываться от коллектива» Личная инициативность
Импульсивность, неорганизованность, спонтанность Терпеливость, смирение
Зависимость от лидера и коллектива Чувство собственного достоинства
Тяготение к тоталитаризму, авторитарной власти, «твердой руке» Тяготение к более демократической, республиканской форме управления
Щедрость Жадность
Прямота Лукавство, скрытность
Лень трудолюбие
Участливость Равнодушие
Упрямство Гибкость, изворотливость
Социальная активность Социальный фатализм
Нетерпимость Толерантность к др. нациям, сообществам
Большая склонность к агрессии, криминалу, насилию Терпимость

К общим чертам украинского народа можно отнести:

· Чувственность, эмоциональность мотивации

· Смекалка, т.е. выполнение задачи, несмотря на отсутствие всех необходимых ресурсов

· Гостеприимство

· Доброта

· Выносливость

· Отсутствие «духа капитализма» у большинства населения, социальное иждивенчество

· Социальная зависть

· Неточность во времени, непунктуальность

· Не следование технологической дисциплине

5. Внешний вид, расовые признаки

Украинцы входят в «дунайскую» (норикскую) группу популяций. Сюда же включаются белорусы, поляки, многие русские, словенцы, некоторые популяции хорватов, а также немцев, австрийцев и литовцев.

Украинцы как правило брахикефальны, в большинстве своём — высокорослы, с преобладанием темного цвета волос, но светлоглазые почти во всех характерных для украинцев антропологических типах (кроме динарского) преобладают над темноглазыми.

По ряду признаков (профилировка лица, поперечный профиль спинки носа, выступание крыльев носа, положение ноздрей, развитие складки верхнего века) некоторые группы населения Украины (Среднего Поднепровья, Левобережья), несомненно европеоидного, имеют незначительный процент примеси, связанной с ассимиляцией степных тюркских групп с определённым монголоидным элементом.

Из антропологических типов наибольшее распространение имеют гориды, понтиды и балтиды. Реже встречается динарский тип (преимущественно в южных и западных регионах).

6. Обряды, традиции, культы украинского народа

В народных обычаях и приметах сохраняется значительная часть языческого наследия - традиции целительства, песенные и рифмованные заговоры, использование трав и зелий, и конечно, свадебные ритуалы, которые до сих пор имеют место быть.

Свадебные традиции

О том, что свадьба посвящалась солнечным богам, свидетельствуют атрибуты и символы, которые на протяжении веков присутствовали в свадебном обряде украинцев: Каравай, свадебные свечки, веночки, веточки и т.д. Таким же остатком древнего богослужения есть обычай сиденья молодых на вывернутом мехом вверх кожухе или овечьей шкуре, а также свадебный костер перед входом молодой во двор молодого, выливание вина на пол (жертва), и колупание печи молодою на сватанье. Жертвами Богам — покровителям брака, были обряды резанья Каравая, обрезания волос молодой, а давние свадебные песни — своеобразные молитвы, обращенные к этим Богам. Позднее до гимнов молитв добавлялись вполне земные мотивы, пожелания молодым счастья.

Обряды украинской народной свадьбы разделяются на три периода: до свадебный, сама свадьба, послесвадебный. Перед свадьбой как правило отмечают сватанье, смотрины, помолвку.

Каравай. Выпекание свадебного каравая сопровождалось специальными ритуалами, и было важнейшей частью свадебного обряда. С выпеканием Каравая связано много поверий и правил. Он был обязателен при первом браке, вдовам и вдовцам каравай не выпекали. Каравайницами были женщины, которые были счастливы в браке, девушки и вдовы не допускались. Весь процесс от замешивания теста до выпекания каравая сопровождался специальными песнями. Кроме каравая, выпекали шишки, которые были символом плодородности, которыми одаривали всех гостей.

Ветка. Ветка плодового или соснового дерева, украшенная цветами, ленточками, калиной. В некоторых районах, в основном на юге страны, веточку обвивали тестом и запекали в печке. На протяжении всей свадьбы веточка, что символизирует девичью красоту, стояла на столе. По окончанию свадьбы дружки разламывали по кусочку веточки, которую еще называли «девованием».

Посад. Составлялся с нескольких частей. Первый посад молодого и молодой осуществлялся преимущественно порознь в доме каждого из молодых. Этот обряд символизировал уважение культа домашнего очага, культа предков. Молодых выводили на посад, подавая им в руки платочек, садили на кожух в углу. Перед посадом каждого из молодых благословляли родители. В некоторых районах невесте, которую вели на посад, дорогу устилали сувоями полотна. Второй посад был общим для обеих молодых на свадьбе. Третий посад — это посад молодой невесты после брака, что символизировало переход молодой из девичьего состояния до состояния женщины. На посад приглашали, как правило, маму, брата, старост, бояр и т.д.