Смекни!
smekni.com

Природно-заповедный фонд Крыма (стр. 2 из 4)

· Качинский каньон на месте долины прорыва реки Качи через Внутреннюю гряду;

· Горный карст Крыма, занимающий часть закарстованного плато Караби-яйлы.

· Хапхальский гидрологический заказник расположен на южном склоне Главной гряды в ущелье с водопадом Джур-Джур.

К ботаническим заказникам относятся:

· Кубалач — гора на востоке Крымского предгорья с зарослями эндемичного цикламена Кузнецова;

· Караби-яйла — участок нагорного плато, место произрастания лекарственных растений;

Горный карст Крыма - государственный геологический заказник (1989). Расположен в границах нагорного плато Караби-яйлы. Все видимое пространство плато усеяно воронками разных размеров и форм, нагромождениями каменных глыб и вытянутых невысоких гряд. Настоящее каменное море! На плато заповедной яйлы тысячи карстовых пещер и шахт, украшенных сталактитами, сталагмитами, ажурными натечными образованиями. Многие из подземных уникумов носят имена известных ученых - исследователей карста: Гвоздецкого, Дублянского, Крубера, Кастере, Мамина. Заказник играет важнейшую роль в накоплении и сохранении в чистоте подземных вод горного Крыма.

· Канака — долина в восточной части Южнобережья с реликтовой рощей можжевельника высокого; Новый Свет - горный прибрежный массив на Юго-восточном побережье, занятый редколесьями пицундской сосны и можжевельника высокого;

· Арабатский заказник — участок степи у основания Ара6атской стрелки с целинной приморско-степной растительностью. В Крыму имеется два орнитологических заказника, где охраняются сообщества редких птиц;

· Каркинитский у северо-западных берегов полуострова с обилием водоплавающих птиц;

· Астанинские плавни — озерное мелководье на севере Керченского полуострова, местообитание огарей, серого журавля и других птиц. В Крыму 87 государственных памятников природы (занимают 2,4% всей заповедной площади). 13 из них имеют статус общегосударственных памятников, 6 памятников являются комплексными (ландшафтными);

· Кошка-гора — известняковый отторженец на западе Южнобережья с субсредиземноморским редколесьем; Караул-Оба — горный известняковый мыс на востоке Южнобережья с можжевеловым редколесьем;

· Агармышский лес — яйлинский массив возле города Старый Крым, на склонах которого охраняется буковый лес;

· Ак-Кая — скальная вершина Внутренней гряды предгорья с кустарниковыми зарослями;

· Бельбекский каньон — долина прорыва реки Бельбек через Внутреннюю гряду предгорья;

· Мангуп-Кале — гора-останец на западе Крымского предгорья, занятая смешанным лесом.

Полный перечень заповедных территорий приведен в приложении.

3. Инновационные пути развития заповедников и заказников Крыма

В настоящее время в Крыму, государственная охрана природы чисто номинальная и, соответственно, мало эффективная. Природа на самом деле на полуострове никем не охраняется. Государственные природоохранные структуры часто занимаются заработком денег, общественные организации - показательной уборкой мусора, Партия Зеленых - и тем, и другим, ученые выискивают новые виды растений и животных, пускаются в пространные теоретические рассуждения о проблемах биоразнообразия и рациональном природопользовании. На самом же деле все вышеперечисленные субъекты даже при всем их желании не смогут действенно охранять природу. Они могут только помочь направить в нужное русло экологическое сознание народа, который является основным потребителем и сторожем Природы. Масштабным уничтожением природы занимается не политики, чиновники и ученые, а население региона. Следовательно, и продуктивной охраной природной среды тоже сможет заниматься только само население. Пока народные массы не поймут все ценности природы - она будет гибнуть. Поэтому основным упором в работе всех приверженцев природоохраны должно быть развитие, восстановление и закрепление экологического мышления людей. На протяжении многих веков на территории Крыма, у разных этносов существовал целый пласт культуры, связанный с народной охраной природы. Каждый народ имел свои природоохранные традиции, свои собственные охраняемые природные территории. В большинстве своем, такие традиции и территории были основаны на культово-религиозном почитании природы. Поклонение "святым" объектам природы и связанные с ними культурные традиции сыграли главную роль в формировании экологического мышления населявших Крым народов. Исключительно благодаря религиозно-мистическому почитанию некоторых природных территорий, до нашего времени дожили не только сами эти места, но и в значительной степени сохранился их биоресурсный потенциал. За время советской власти основная часть традиций и самих почитаемых природных объектов была утеряна. Но пока еще не поздно, пока еще живы некоторые носители народной культуры природопользования, необходимо активно начинать пропаганду этих традиций среди населения. Такая пропаганда охраны природы за счет культовых традиций не будет действенна со стороны государства. Но, безусловно, такая пропаганда будет поддержана, если будет проводиться духовными лидерами крымских этносов. По справедливому мнению директора Киевского эколого-культурного центра В. Е. Борейко "религиозная мотивация может значительно укрепить экологические усилия общественности. Без лежащего в основе этих усилий чувства священного, все природоохранные попытки, основанные только на экологических факторах и теориях, не устоят перед напором мощных сил, настроенных использовать природу для своих меркантильных целей".

Конечно, охрана объектов природы должна иметь и государственную поддержку. Но много ли лично Вы знаете в Крыму объектов природы, которые заповеданы из-за своих историко-культурных особенностей, благодаря тому, что они почитались или почитаются местным населением? Такие ценности охранные структуры пока не признают. Очень сложно объяснить чиновнику зачем нужно заповедать родник, который ничем особым не выделяется, кроме того, что он почитаем у местного населения. Трудно доказать, зачем нужно охранять пещеру, где, по поверьям местных жителей, живет какое-либо божество, которому они поклоняются уже не одну сотню лет. Практически невозможно решить вопрос о придании заповедного статуса вековому дереву, растущему возле культового сооружения. На такие предложения в большинстве случаев можно увидеть чиновничью ухмылку, прочитать в его глазах вопрос о соответствии вашей вменяемости или услышать вопрос: "А зачем охранять? Это дерево, что кто-то срубит? Этот родник что, кто-то закопает? Да их и так вон сколько по региону, ваших вековых деревьев, исторических пещер и родников!".

Объекты природы заповедываются только благодаря их природоохранной ценности. Остальные критерии не учитываются. А в законе "О природно-заповедном фонде Украины" говориться, что ПЗФ Украины составляют объекты: "которые имеют особую природоохранную, научную, эстетическую, рекреационную и иную ценность". Сложилось так, что природно-заповедные объекты учреждаются в первую очередь исходя лишь из критерия природоохранной ценности. Почему же мы забываем, что законно охранять объект можно и по другим принципам. Если это вспомнить - то все культовые природные объекты ("священные источники, пещеры, скалы, деревья, рощи"), которых немало на территории Крыма, можно с уверенностью разрабатывать для включения в ПЗФ АРК. В настоящее время на территории горного Крыма выявлено более 20 святых источников, около 10 святых гор, скал и пещер, священная роща и несколько священных деревьев. Дальнейшее, более детальное изучение культово-природоохранной культуры народов Крыма, безусловно, позволит выявить ещё не один десяток священных объектов природы. К сожалению, не один из этих родников, ни одна скала не являются объектом ПЗФ АРК. Лишь только несколько карстовых пещер (Красная, Данильча, Басманские пещеры, Иограф) пока еще охраняются как памятники природы.

Сейчас среди госструктур наблюдаются не вполне понятные для природоохранников тенденции. Так, в Республиканском комитете экологии и природных ресурсов АРК из уст некоторых ответственных работников выскальзывают речи о "ненужности" увеличения ПЗФ региона в количественном отношении. "Мы считаем, что совершенно нет необходимости брать под охрану точечные объекты - старые деревья, пещеры, тем более родники", - заявляют там. По словам одного из сотрудников комитета в недалеком будущем "необходимо пересмотреть реестр ПЗФ и исключить некоторые объекты". В этот перечень должны попасть все охраняемые мемориальные деревья Крыма (а их всего 3 экземпляра), а так же пещеры, связанные с культовой и хозяйственной деятельностью древних жителей Крыма.

Лично мне абсолютно непонятно как можно отходить от охраны точеных объектов. Точеный объект: родник, вековое дерево, пещера - конкретно существующая единица. Такой объект важен не только в качестве природной и научной ценности, он обладает важной эстетической и рекреационной составляющей. Часто историко-культурная ценность - главный довод охраны вековых деревьев. Это же относится и к оборудованным родникам, пещерам. Мы - все, кому небезразлична судьба крымской природы, обязаны встать на пути антизаконных и антиморальных действий некоторых чиновников. Во-вторых, мы обязаны возродить среди крымчан культ почитания природы. Как это не неприятно слышать, но наши старания - лишь капля в море по сравнению с тем, что сможет сделать экологическое самосознание народа. И, в-третьих, мы должны перейти от написания теоретических "сочинений на заданную тему", а начать конкретно действовать.

Также в перспективе на Крымском полуострове намечено организовать дополнительно более 60 заповедных территорий, а главное - создать в горно-лесном Крыму большой национальный природный парк "Таврида", который позволит кардинально разрешить проблему века: сочетание "жесткой", надежной охраны уникальной природы с "мягкой" цивилизованной рекреацией.