Смекни!
smekni.com

Предъявление для опознания (стр. 2 из 4)

Следовательно, показ одного предмета не составляет предъявления для опознания как процессуального действия ни по форме, ни по существу. На наш взгляд, такой показ может быть произведен в процессе допроса и результат узнавания зафиксирован в протоколе допроса. Аналогично может решаться вопрос относительно узнавания либо не узнавания предмета лицом, оказавшимся на месте происшествия или при обыске. Например, когда потерпевший при осмотре места происшествия (его квартиры ) укажет на какой либо предмет, не принадлежащий ему и оказавшийся здесь в связи с преступлением (орудие взлома, одежда неизвестного лица и т.д.), либо когда потерпевший, присутствуя при обыске у подозреваемого, узнает принадлежащую ему вещь.

В этих случаях умозаключение опознающего зависит от того, узнал ли он данную вещь, но и здесь нет предъявления для опознания. Следовательно, и тогда результаты узнавания фиксируются в протоколе допроса.

4. ПРЕДЪЯВЛЕНИЕ ДЛЯ ОПОЗНАНИЯ ЧЕЛОВЕКА

Следователь, приступая к производству предъявле­ния для опознания, разъясняет участвующим их права и обязанности. В частности, следует разъяснить требо­вание закона о предъявлении для опознания только лиц, имеющих сходство между собой, и обратить внимание присутствующих, что данное требование закона выпол­нено. Это необходимо для того, чтобы понятые и предъ­являемые лица могли своевременно сделать заявления, если в подборе предъявляемых граждан была допущена ошибка. Затем выполняя требования процессуального закона, следователь предлагает лицу, подлежащему опознанию, занять любое место среди других предъявляемых граждан.

Указанный прием направлен на уси­ление гарантий прав подозреваемого, обвиняемого, под­лежащих опознанию, придает следственному действию максимум объективности. После того как опознаваемый займет опознающий впоследствии изменяет свое первоначаль­ное суждение, высказанное в процессе предъявления для опознания.

При повторном предъявлении лицо, опознание кото­рого производится, должно быть представлено для обоз­рения опознающему в числе тех граждан, среди которых оно находилось первоначально. Если же опознаваемый будет находиться в числе других граждан, доказатель­ственное значение опознания станет сомнительным.

Еще более сложно отношение к повторному предъяв­лению для опознания, когда первоначально предъявля­лось фотоизображение подозреваемого лица. Учитывая, что на фотоснимке одни опознавательные признаки лица видоизменяются, а другие не отображаются, необходимо предъявить подозреваемого лично после его задержания. Если на фотографии подозреваемый изображен среди других граждан, желательно, чтобы его предъявили для опознания в числе этих же лиц.

Поскольку повторное предъявление для опознания — акт исключительный, необходимо, чтобы из материалов уголовного дела было ясно, чем это вызвано. В данной связи заслуживает внимания рекомендация Г. И. Кочарова о вынесении мотивированного постановления в случае повторного предъявления для опознания.

Кроме повторного может иметь место неоднократное предъявление для опознания. В отличие от повторного неоднократным мы называем такое предъявление для опознания, когда в поисках одного искомого человека опознающему несколько раз предъявляют для опознания граждан, похожих по описанию, данному им на предва­рительном допросе, на то лицо, которое разыскивают. Как правило, неоднократные предъявления для опознания свя­заны с продолжительными поисками преступника, а это чревато тем, что со временем в памяти пострадавшего об­раз человека, подлежащего опознанию, стирается. Анализ следственной и судебной практики свидетельствует еще и о том, что неоднократное восприятие разных предъявляе­мых лиц с определенным промежутком времени приводит к угасанию прежнего образа, возникшего от первоначального восприятия. Были случаи, когда после неоднократ­ного участия в предъявлении для опознания, направлен­ного на установление искомого лица, опознающий терял уверенность в возможности опознания и сам осознавал' это или же ошибочно заявлял об опознании тех или иных граждан, признавая их за то лицо, которое наблюдалось им ранее.

Практике известны и такие примеры, когда спустя некоторое время после состоявшегося предъявления для опознания и фиксации полученных результатов опоз­нающий обращается с заявлением, что он допустил ошибку. Такое заявление может касаться ошибочного вывода об опознании или не опознании. Новое суждение опознающего всегда требует проверки. В том и другом случае бывший опознающий должен быть допрошен. В ходе допроса необходимо выяснить, когда и на основа­нии чего он пришел к новым выводам. Если допрошен­ный заново гражданин заявит, что среди предъявляв­шихся был тот человек, которого он запомнил, но в силу определенных причин (которые он объясняет на новом допросе) он заявил о не познана, потребуется проведе­ние повторного предъявления для опознания в присут­ствии и с участием тех же лиц:

Если же вновь допрошенный гражданин в связи с поступившим от него заявлением сообщит, что он оши­бочно указывал на лицо как на опознанное, то, во-пер­вых, в процессе расследования результаты такого опоз­нания не могут использоваться более как изобличающий материал и, во-вторых, лицо, ошибочно опознанное (если это не обвиняемый или подозреваемый), должно быть незамедлительно уведомлено о подобной ошибке. В том случае, когда такое заявление касается лица, привлеченного в качестве обвиняемого, ему становится известно об ошибке при ознакомлении с производством по делу.

Предъявление для опознания человека может быть произведено по динамическим (функциональным) при­знакам. Из числа динамических признаков, характеризу­ющих 'внешность человека, как наиболее ценные для опо­знания рассматриваются особенности голоса, речи и по­ходки. Указанные признаки, установившись и .сделав­шись привычными, будут относительно постоянными, и только болезнь или старость могут нести в тих измене­ния. Динамические .признаки человека обладают и индивидуальностью)

Походка человека, его голос, речь формируются как слаженная система выработанных условно-рефлекторных связей, называемых динамическим стереотипом. И. П. Павлов писал, что вся установка и распределение по ко­ре полушария раздражительных и тормозных состояний, происшедших в определенной, однообразной, повторяю­щейся обстановке, все более фиксируется, совершается все легче и автоматичнее. В результате в коре головного мозга образуется динамический стереотип, и на поддержание его затрачивается все меньше нервно­го труда. Относительная устойчивость, неизменяемость и индивидуальность походки, голоса, 'речи человека сви­детельствуют о возможности опознания человека по этим признакам. Не исключено, что лицо, предъявленной для опознания, попытается видоизменить свои функцио­нальные признаки, чтобы затруднить опознание. Напря­жением .воли опознаваемый действительно может на непродолжительное время избежать некоторых дефектов в ходьбе, несколько изменить голос и речь. Однако вме­шательство воли связывает свободу движений, разгово­ра, и в конце концов достигнутые временно изменения ис­чезают. В практике опознание человека по динамическим признакам возможно лишь в случае яркой индивидуальности этих признаков, изменять которые усилием воли вовсе невозможно.

Предъявление для опознания по походке производит­ся следующим образом. Прежде всего необходимо изб­рать достаточно просторное место, где можно наблюдать походку предъявляемых. Опознаваемый должен нахо­диться в числе других граждан, имеющих между собой сходство в походке. Перед началом производства след­ственного действия следователь предлагает всем предъ­являемым пройти некоторое расстояние, чтобы продемон­стрировать понятым походку и удостовериться в правильности подбора предъявляемых граждан. Следует заранее условиться о сигналах, которыеон будет пода­вать в целях изменения направления и скорости движе­ния, поз предъявляемых и о номерах, под которыми они будут фигурировать. Называть предъявляемых ,по фами­лиям нельзя. Затем следователь предлагает опознавае­мому определить, каким по счету в числе предъявляемых он желает идти, и намечает маршрут.

Так как при предъявлении для опознания, связанном с передвижением, возможен побег или иной эксцесс со стороны опознаваемого, следователь обязан организо­вать его охрану. Сотрудники милиции или общественные помощники следователя, осуществляющие охрану, долж­ны вести наблюдение за опознаваемым так, чтобы по их поведению нельзя было узнать, кто является объектом охраны.

Указав опознающему наиболее удобное место для наблюдения за предъявляемыми, следователь начинает подавать им соответствующие сигналы для передвиже­ния, называя их номера, а не фамилии.

В случае опознания следователь выясняет, по каким приметам походки опознан человек, и уточняет у опоз­нающего, считает ли он, что это тот же самый человек, которого опознающий видел ранее, или только похожий. Процесс ходьбы очень важно зафиксировать при помощи судебной киносъемки. В дальнейшем демонстрация тако­го кинофильма будет способствовать правильной оценке доказательственного значения опознания

При предъявлении для опознания по голосу и особен­ностям речи голосовая характеристика и речь предъяв­ляемых не должны иметь существенных различий. Дос­тичь этого трудно, но выполнение данного процессуального правила не имеет исключения. Признаками устной речи, используемыми при опознании, будут дефекты и специфические обороты речи и слова. Предъявление для опознания по голосу и речи нужно проводить в условиях, максимально удобных для восприятия опознающим с учётом тех особенностей обстановки, в которой происходило первоначальное восприятие голоса и речи.