Смекни!
smekni.com

Тактика осмотра места происшествия (стр. 5 из 9)

Если есть опасение, что на месте происшествия не ока­жется граждан, не заинтересованных в расследовании дела, понятые заранее подбираются и доставляются из другого места.

Участниками осмотра места происшествия могут быть оперативные работники милиции и уголов­ного розыска, инспектор ГАИ, участковый инспектор, которые могут оказать следователю необходимую помощь и содействие в ходе производимого им осмотра места происшествия. В частности, они могут выполнять в ходе осмотра следующие функции:

- организацию охраны места происшествия и поддержа­ние порядка на окружающей местности;

- обследование (“прочесывание”) окружающей местно­сти;

- наблюдение за поведением отдельных лиц; - опрос присутствующих лиц, проживающих поблизости от места происшествия или по пути следования возможного преступника, и выявление очевидцев происшествия и свиде­телей;

- осуществление оперативно-розыскных мероприятий, связанных с преследованием и задержанием возможного преступника, розыском похищенного, орудий преступления и других объектов;

· применение служебно-розыскной собаки;

- оказание содействия в осмотре.

Потерпевший, свидетель, обвиняемый и по­дозреваемый привлекаются к осмотру, когда они могут помочь обнаружить вещественные доказательства, следы, по­яснить обстановку и обстоятельства происшествия. При этом следователь должен принять меры, чтобы они не ис­пользовали свое участие в осмотре для сокрытия или унич­тожения следов преступления. Вопрос о привлечении назван­ных лиц к проведению осмотра решается в каждом конкрет­ном случае исходя из обстоятельств дела.

Представители общественности привлекают­ся следователем для охраны места происшествия, связи и выполнения отдельных поручений, поиска следов и вещест­венных доказательств.

Если расследуемое событие произошло на территории или в помещении какого-либо предприятия, учреждения или организации, представители администрации мо­гут:

- помочь сориентироваться на месте происшествия; - дать справку о характере и особенностях работы пред­приятия, системе охраны и сигнализации, расположении по­мещений, назначении и устройстве отдельных объектов;

- предоставить технические средства, подсобных рабо­чих.

Материально-ответственные лица приглаша­ются в случаях, если происшествие связано с возможным причинением ущерба, государственному или общественному имуществу, находящемуся на их ответственном хранении.

В необходимых случаях следователь вправе вызвать для участия в осмотре места происшествия специалиста, пра­ва и обязанности которого изложены в ст. 128' УПК.

В качестве специалиста приглашается лицо, обладающее специальными познаниями в науке, технике, искусстве или ремесле, то есть по своим объективным данным такое же ли­цо, как и эксперт. Однако процессуальное положение их в корне отлично. Эксперт дает заключение по поставленным перед ним вопросам на основании проведенного им исследо­вания. Заключение эксперта является самостоятельным до­казательством. Специалист не дает заключений. Его роль ограничивается оказанием помощи следователю в отыскании, исследовании и фиксации доказательств, в уяснении харак­тера происшедшего и его отдельных элементов. Суждения и выводы специалиста не имеют силу самостоятельного дока­зательства.

Задачи, стоящие перед осмотром места происшествия, с наименьшей затратой сил и средств решаются при соблюдении определенных правил, выработанных кри­миналистикой. Конечно, не все правила могут в одинаковой степени применяться к каждому конкретному случаю. Поэтому следует согласиться с мнением большинства кримина­листов, считающих, что создать единую схему порядка проведе­ния осмотра даже при наличии однородных объектов невозможно. Это не исключает необходимости применять такие тактические правила, соблюдение которых во всех случаях, незави­симо от условий, является обязательным.

К сожалению, в юридической литературе не существует еди­ной точки зрения на то, что следует относить к тактическим пра­вилам отдельных следственных действий. Так, например, П. И. Тарасов-Родионов писал, что соблюдать тактические пра­вила осмотра места происшествия-это значит:

“1. Производить осмотр активно и планомерно, полно и все­сторонне.

2. Наметить и разрешить в ходе осмотра все вопросы, на ко­торые можно получить ответ в результате осмотра места проис­шествия.

3. Обнаружить и надлежащим образом зафиксировать следы преступления и иные обстоятельства, явления и факты, имеющие значение для дела, широко применяя в этих целях и технические средства”.

Прежде всего необходимо отметить, что следователь обязан полно и всесторонне проводить любое следственное действие, а не только осмотр. Таким образом, данное требование скорее яв­ляется общим условием, вернее даже принципом предваритель­ного следствия, а не тактическим правилом. Второе условие, ука­зываемое П. И. Тарасовым-Родионовым, есть не что иное, как раскрытие части первого положения. И, наконец, третье правило, в первой своей части, представляет по существу одну из задач осмотра места происшествия. Это собственно признает и сам автор, указывая, что одной из задач осмотра является: “обнару­жить, зафиксировать и сохранить следы преступления и иные вещественные доказательства”. Заключительная часть треть­его правила, в которой говорится, что при обнаружении и фик­сации следов нужно широко использовать технические средства, является также не больше чем общим условием предваритель­ного следствия.

Когда речь идет о тактике отдельного следственного дейст­вия, то, в первую очередь, под этим подразумевается комплекс тактических приемов, проведение которых обеспечивает наиболее быстрое и успешное достижение цели. Каждое следственное дей­ствие требует специфических приемов, которые не могут отож­дествляться ни с общими правилами, ни тем более с принци­пами предварительного следствия, что, собственно, и получилось у П. И. Тарасова-Родионова.

Недопустимость подобного отождествления не означает, что тактические приемы не связаны с принципами предварительного следствия. Наоборот, между ними существует глубокая связь, ибо приемы разрабатываются на основе общих тактических пра­вил и принципов предварительного следствия и поэтому пред­ставляют собой средства обеспечения последних. Однако этим еще не исчерпывается понятие тактики конкретного следствен­ного действия. Последний и очень важный момент, характери­зующий тактику каждого следственного действия, заключается в строгой системе применяемых приемов и способов, в определен­ном порядке их использования.

Как уже указывалось, результат проведения того или иного следственного действия обусловливается выполнением специфи­ческих правил, выработанных криминалистикой для каждого из них. Но одно и то же следственное действие проводится по делам, совершенно не похожим одно на другое, в связи с чем возникает необходимость соблюдать новые правила, которые характерны только для какой-либо одной категории дел. Наконец, применяе­мые в каждом отдельном случае тактические приемы обусловли­ваются в свою очередь конкретными условиями исследуемого со­бытия.

Все сказанное дает возможность сделать вывод, что тактика отдельного следственного действия представляет собой систему наиболее эффективных приемов, применяемых для достижения поставленной цели и проводимых в определенной последователь­ности с учетом вида преступного деяния и конкретных условий, в которых оно произошло.

Что же следует понимать под тактическими приемами осмотра места происшествия? Наиболее правильно этот вопрос решает А. Н. Васильев, который полагает, что “тактические приемы осмотра-это приемы правильной ориентировки на месте про­исшествия, правильного определения границ осмотра, методы его проведения, методы правильной оценки и фиксации обстановки, выявления, фиксации и изъятия следов и вещественных доказа­тельств на месте происшествия”.

Хотя в целом данное А. Н. Васильевым определение тактиче­ских приемов осмотра места происшествия является вполне приемлемым, тем не менее включение в него методов фиксации обстановки, фиксации и изъятия следов и вещественных доказа­тельств представляется спорным, так как приводит к излишнему расширению понятия тактических приемов. Указываемые А. Н. Васильевым методы являются чисто техническими и для осмотра они не специфичны, так как применяются и при прове­дении других следственных действий, например при обыске или следственном эксперименте. Выбор того или иного метода фик­сации и изъятия следов зависит не от того, какое следственное действие производится, а от конкретных условий, в которых при­ходится работать следователю.

Подготовка к осмотру места происшествия.

Подготовка к осмотру складывается из трех этапов. Это, прежде всего общая готовность следователя в любое время прибыть на место происшествия и произвести осмотр. Вто­рой этап-подготовительные действия следователя, которые он выполняет по получении сообщения о происшествии. На­конец третий этап-подготовка к осмотру по прибытии следователя на место происшествия. Систематизация и плани­рование подготовительных действий следователя по этапам позволяют ему приступить к осмотру “во всеоружии” и про­извести его с экономией сил, средств и времени и достичь максимального результата.

Готовность следователя к проведению осмотра складыва­ется из ряда основных моментов-профессиональной и пси­хологической готовности следователя; организации дежурст­ва следователей, оперативных работников милиции и специа­листов: установления системы оповещения о происшествии; готовности научно-технических средств, необходимых для ос­мотра.

Профессиональная готовность следователя к производству осмотра требует от него солидных теоретических знаний и умения практически действовать в ходе осмотра. Чем дольше объем знаний, приемов, средств, которыми владеет следова­тель, тем больше гарантий успешного проведения осмотрю. Однако сами по себе знания и умения еще не гарантируют следователю успеха в работе. Необходимо их творческое применение при осмотре, постоянный поиск новых приемов в работе.