Смекни!
smekni.com

Структура питания населения России (стр. 3 из 10)

Около 80% детей получают достаточно сбалансированный по структуре рацион питания. Беспокойство вызывает та часть школьников, которые потребляют продукты, богатые животным белком – мясо, рыбу и яйца, творог (7,5 и 5%) и витаминами – фрукты (20%), 1 раз в неделю или еще реже (2,5; 0,5 и 9%). Чаще всего те дети, которые недополучают животный белок, лишены также и достаточного количества витаминизированной пищи. Обычно это происходит в семьях с низким уровнем благосостояния.

Разработанный нами специальный алгоритм позволил рассчитать для каждого ученика условный индекс полноценности питания, учитывающий все компоненты рациона: животные и растительные белки и жиры, микроэлементы, витамины и т.п. Все респонденты были ранжированы по этому показателю с использованием традиционной 5-балльной шкалы. Такой прием позволил сопоставить уровень полноценности питания учащихся 1-х и 10-х классов и выделить при этом две зоны: относительного благополучия и риска. Существенных различий по этому показателю мы не обнаружили: в обеих возрастных группах зона риска охватывает чуть менее 20% обследованных школьников, тогда как зона относительного благополучия включает примерно 80% детей.

Более половины детей относятся к группе с высокой полноценностью питания, еще 26% – к группе умеренной полноценности. Это свидетельствует о том, что уровень благосостояния большинства семей, в которых растут дети, достаточен для того, чтобы обеспечить нормальные условия роста и развития. В то же время, почти каждый пятый школьник в стране страдает от более или менее выраженного дефицита полноценного питания.

Как сказывается дефицит полноценного питания на росте и развитии учащихся? Специальный анализ показал, что группа детей с низкой полноценностью питания практически не отличается от среднепопуляционной нормы. Иными словами, организм человека находит необходимые ресурсы для обеспечения роста и развития даже в таких условиях, когда питание ребенка по количеству и составу не является оптимальным. Однако ресурсы саморегуляции не беспредельны, и те дети, которые характеризуются крайне низкой и, особенно, недостаточной полноценностью питания, по целому ряду признаков отличаются от своих сверстников. Эта группа охватывает около 2,5% школьников, но в масштабах страны это десятки тысяч детей.

В первую очередь, можно констатировать отставание в уровне физического развития этих детей, причем оно в большей мере выражено по массе тела (разница составляет, в среднем, 1,5-2 кг). Торможение роста тела в длину (на 2-3 см) – явление значительно более редкое и сочетается, как правило, с наиболее тяжелым дефицитом полноценности питания. Мы не выявили значимых различий в уровне хронической и острой заболеваемости между детьми с разным уровнем полноценности питания, но оказалось, что дефицит питания нередко сочетается с повышенным риском бытового травматизма, особенно у старшеклассников. Физические возможности детей, страдающих от недостатка питания, также несколько снижены, причем сильнее всего это проявляется в уровне аэробной выносливости. Примечательно, что именно показатель аэробной выносливости считается наиболее информативной характеристикой уровня физического здоровья. Снижение выносливости – верный признак неблагополучия в состоянии регуляторных систем организма, первый сигнал, свидетельствующий о физическом неблагополучии.

Следующий аспект качества и структуры питания – его регулярность. Человек – существо всеядное, питающееся как концентрированными высококалорийными продуктами (мясо и рыба, творог и сыр, зерновые), так и растительными продуктами, содержащими большое количество целлюлозы и воды (овощи, фрукты). По этой причине пищеварительная система человека устроена так, что оптимальный режим питания – 3-5-кратный прием пищи в течение дня.

Около 4% первоклассников и довольно большое количество десятиклассников питаются 1-2 раза в день. Следует отметить, что в значительном числе случаев это сочетается с весьма низкими цифрами, характеризующими полноценность питания. Таким образом, в значительной мере такой нерациональный режим питания обусловлен невозможностью получать пищу в соответствии с потребностью. Как мы видим, нерациональный режим питания характерен для несколько большего числа учащихся, чем недостаточный уровень полноценности (2,5%). Вероятно, это говорит о том, что дети и их родители не всегда следуют рекомендациям гигиенистов и врачей об организации рационального питания, даже имея для этого необходимые возможности. В этом направлении необходима всесторонняя пропагандистская и просветительская работа.

По режиму питания нет существенных различий между мальчиками и девочками одного возраста, тогда как первоклассники и десятиклассники друг от друга несколько отличаются, хотя и не принципиально. Так, десятиклассников, питающихся 1 раз в день (0,5% – девочки, 0,4% – мальчики) уже гораздо меньше, чем первоклассников (2,7 и 3,3%), тогда как тех, кто ест 2 раза в день – заметно больше (1-й класс – 0,9%; 10-й – 6,2 и 2,5%). Среди первоклассников примерно равные количества тех, кто питается 3 раза в день (29,4 и 27,5%), чаще 3 раз (34,5 и 35,1%) и «когда захочет» (32,5 и 33,2%). Среди десятиклассников это распределение иное: количество питающихся 3 раза в день практически такое же, как и среди первоклассников (29,6 и 26.6% – видимо, эта цифра отражает долю семей, в которых питание поставлено строго на регулярную основу); значительно снижено число тех, кто регулярно питается чаще 3 раз (14,3 и 19,5%), но зато около половины юношей и девушек питаются тогда, когда захотят 49,4 и 51%). Эта «свобода» режима питания с одной стороны, свидетельствует о том, что для половины школьников пропитание не составляет проблемы; с другой стороны, это может говорить о хаотичности, бессистемности режима питания, что обычно негативно сказывается на работе желудочно-кишечного тракта. Известно (и наши данные, полученные в ходе мониторинга, полностью это подтверждают), что заболевания органов пищеварительной системы у старшеклассников резко (на 30-40%) возрастают по сравнению с учащимися начальной школы. Нерегулярность и нарушения режима питания – одна из возможных причин такого положения.

Важным фактором является организация питания в условиях школы. По данным мониторинга, свыше 90% школ оборудованы оснащенными столовыми, в которых имеются все необходимые условия для обеспечения учащихся горячей пищей. Тем не менее, далеко не во всех школах работа столовых удовлетворительна.

Следует отметить, что значительная часть школьников утром не завтракает, причем это нарушение режима питания чаще наблюдается у девочек. С возрастом отказ учащихся от завтрака становится более распространенным явлением. Это плохой признак, свидетельствующий о формировании у части молодых людей неправильного стереотипа пищевого поведения.

Среди первоклассников завтракает в школе 31,5% девочек и 29,9% мальчиков, завтракают дома 62,3 и 65,1%. Однако, видимо, качество пищи в школе не слишком привлекательно, и к концу обучения таких, кто завтракает в школе, остается не более 5% (5% и 3,7%). Абсолютное большинство (87,53 и 88,46%) младших школьников обедают в школьной столовой, 6,63 и 4,95% берут с собой из дома еду, тогда как среди старшеклассников становится много таких, кто не ест в школе вообще (31,74% и 36,38%), а приносить еду из дома в старших классах считается, по-видимому, непрестижным. Таким образом, хотя услугами школьного «общепита» вынуждены пользоваться большинство учащихся, возрастная динамика их отношения к школьному питанию свидетельствует о невысоком качестве предоставляемых этой системой услуг.

Таким образом, сегодняшняя ситуация с состоянием питания российских школьников вызывает тревогу по целому ряду причин. Во-первых, часть детей страдает от неполноценности рациона питания, причем в наиболее острых случаях это приводит к замедлению физического и функционального развития. Хотя доля таких детей сравнительно невелика, каждый подобный случай требует пристального внимания со стороны органов образования, здравоохранения и социальной защиты. Во-вторых, дети и, видимо, их родители, не демонстрируют грамотного, сознательного отношения к режиму питания. Между тем, нарушение принципов рационального питания – верный путь к развитию многочисленных форм желудочно-кишечных заболеваний. В-третьих, организация питания в школах оставляет желать лучшего, и многие дети (видимо, согласуя свои действия с мнением родителей) избегают пользоваться услугами школьных столовых. Это также нарушает рациональный режим питания, учитывая, что учащиеся старших классов проводят в школе по 7-9 часов ежедневно. Все перечисленные факторы формируют группу риска развития желудочно-кишечных и иных заболеваний, негативно сказываются на состоянии здоровья подрастающего поколения.

Много знаний получают дети в дошкольном и школьном возрасте, но, к сожалению, редко их учат следовать правилам рационального питания. Лишь вызванные нарушениями питания болезненные явления в виде болей в животе, изжоги, тошноты настойчиво напоминают о необходимости соблюдения диеты и даже лечения заболеваний, которых могло бы и не быть. Для многих школьников беспорядочное питание, к сожалению, довольно обычно. Еда на ходу чем придется не отвечает их потребностям, связанным с возрастными особенностями, условиями труда и климата. Школьники старших возрастов часто нарушают правила питания: одни привычно переедают, другие недоедают из эстетических соображений – для сохранения стройной фигуры.

Между тем имеются экономические и медико-социальные причины ухудшения обеспеченности детского населения полноценным питанием. Материальные возможности семьи определяют соответствие или несоответствие рациона ребенка его возрасту. Наметился очевидный отход от традиционных принципов питания российских детей, повышение удельного веса продуктов, содержащих многочисленные включения - красители, консерванты; употребление продуктов, полученных в экологически загрязненных зонах, снижение потребления белков, витаминов, микроэлементов.