Смекни!
smekni.com

Поварское искусство в средневековой Руси (стр. 12 из 13)

Кухня каждого народа, традиции и обычаи, связанные с едой, — одна из важнейших частей его материальной культу­ры. Народная кухня самобытна и отражает историю народа, его национальные вкусы, характер.

Основные черты народной кухни складывались под влия­нием природных условий и особенностей хозяйственного укла­да. Так, в рационе народов Севера преобладали оленина и мясо морских животных; у народов Средней Азии — блюда из риса и баранины; у молдаван — из кукурузы и т. д.

Народная кухня формировалась в соответствии с условия­ми жизни и уровнем развития кулинарной техники. У народов, которые вели в прошлом кочевой образ жизни, до сих пор преобладают блюда, приготовленные в подвесных котлах, у народов Кавказа — жаренные на вертелах, в русской кухне — блюда, приготовленные в русской печи (мясо, жаренное круп­ным куском, тушеные блюда, блюда, запеченные на сковоро­дах, и т. д.).

В народной кухне нашли отражение религиозные воззре­ния народа: мусульмане не едят свинины; многие буддисты —вегетарианцы, а некоторые не едят говядины; иудаисты делят пищу на кошерную и трефную (дозволенную и недозволенную); все блюда православных христиан делятся на постные и ско­ромные.

Народная кухня развивается под влиянием культурного обмена с другими народами. Это естественный и закономерный процесс.

Основные черты русской народной кухни сфор­мировались во времена, когда на берегах Днепра возникли круп­ные культурные и политические центры восточных славян. Русская кухня складывалась на основе хозяйственного уклада древних славянских народов— землепашцев и скотоводов. В хозяйстве большую роль играли также охота, рыболовство и бортничество (собирание дикого меда). Поэтому в основе ее лежит гармоничное сочетание продуктов животного и расти­тельного происхождения. Русская печь, которая появилась у древних славянских племен около трех тысяч лет назад, но многом определила характерные черты национальной кухни: особую роль заправочных супов, которые готовились в горшках; обилие и разнообразие мучных выпечных изделий, туше­ных и запеченных» блюд; жарку мяса, и птицы крупными куска­ми и целым и тушками. Для русской кухни характерно исполь­зование разнообразных продуктов, ассортимент их с каждым годом увеличивается (новые виды овощей, океанические рыбы, нерыбное водное сырьё т. д.).

Специалисты общественного питания должны бережно относиться к национальным традициям и обычаям, отражая их в ассортименте блюд, способах приготовления, оформлении и сервировке стола.

Задача технологов творчески развивать и совершенство­вать традиции народной кухни применительно к современным условиям, уровню развития техники, новым видам пищевого сырья и особенностям массового производства кулинарной про­дукции.

Профессиональная кулинария

Еще в первобытном обществе наметилось разделение труда среди членов семьи, рода и племени. Чаще всего добыванием пищи занимались мужчины, а ее приготовлением — женщины. Так было и в русских крестьянских семьях. Приготавливали пищу в жилых помещениях. Для этого отводилось место у рус­ской печи (упечье). Уже в Древней Руси в княжеских дво­рах, домах богатых людей и в монастырях появились повара-профессионалы. Слово "кухня" было заим­ствовано из немецкого языка лишь в эпоху Петра I.

В Московском Кремле уже в XVXVI веках существовала целая система продовольственного обеспечения. Хлебный дво­рец с многочисленными пекарнями; Кормовой дворец, в введе­нии которого находились поварни; Сытный дворец, ведавший приготовлением напитков. Во дворцах работали многочислен­ные высококвалифицированные повара, приспешники (помощ­ники поваров), ученики поваров.

Развитие профессиональной кулинарии связано с появле­нием предприятий внедомашнего питания. Возникли они ещё в Древней Руси. Вначале это были корчмы (от славянского корня "корм"), в которых путники могли найти приют и пищу. Корчмы играли важную роль в

жизни местного населения. Это были места встреч, сходок, в них оглашали правительствен­ные указы.

Затем появились придорожные трактиры (от лат. trakt — путь, поток) — гостиницы с обеденным залом и кух­ней. В XVIII веке трактиры открывались в городах, а в XIX веке получили распространение трактиры без гостиниц.

В то же время наряду с трактирами в крупных городах России стали появляться рестораны (от фр. реставрация — восстановление).

В трактирах и ресторанах получила развитие профессио­нальная кулинария, в основе которой лежала народная кухня. Повара -профессионалы развивали и совершенствовали народ­ную кухню, обогащая ее за счет заимствования лучших дости­жений европейских кулинаров.

На этих предприятиях внедомашнего питания приготовле­ние пищи не регулировалось какими-либо нормативными до­кументами. Все зависело от мастерства и интуиции повара. В этом коренное отличие старых заведений трактирного промысла от современных предприятий общественного питания, к кото­рым относятся рестораны, бары, кафе, закусочные, сто­ловые.

Разработка теоретических основ технологии продуктов общественного питания.

В России первая кулинарная книга "Поваренные записки" была составлена С. Друковцовым в 1779 году. Выпуск второй кули­нарной книги связан с именем Василия Левшина — деятеля Вольного Экономического Общества России. Это был всесто­ронне образованный человек, агроном, экономист, этнограф, писатель. Он издал в 1795 году "Словарь поваренный, приспешничий, кондитерский и дистилляторский". В этой работе В. Левшин, кроме характеристики блюд почти всех европейских стран, дал подробное описание "Поварни русской". Он также собрал и обобщил материал о русской кухне допетровской эпо­хи. Кроме рецептов и рекомендаций приготовления блюд, ав­тор привел многочисленные медицинские замечания о пользе и особенностях различных продуктов.

Еще М. В. Ломоносов в работе "Похвальное слово химии" поднял вопрос о роли науки в поварском деле. Первая попыт­ка экспериментального изучения кулинарных процессов была предпринята в 30-х годах XIX века В. Ф. Одоевским. Он был писателем, музыкальным критиком, педагогом. Его иссле­дования в области кулинарии носили поверхностный ха­рактер.

Основоположником научной кулинарии следует считать Д. В. Каншина (1830—1904). После окончания Императорского Александровского лицея он работал в Военном министерстве, и написал ряд работ о питании солдат, использовании маргари­на и монографию "Интересы желудка", в которой сделал по­пытку обобщить имевшиеся в то время материалы о физико-химических процессах, происходящих при кулинарной обра­ботке. Особый интерес представляет его работа "Энциклопедия питания" (1895), в которой впервые освещаются в системати­ческом порядке вопросы истории и практики кулинарии. В книге содержатся такие главы, как: история питания, этика пита­ния, кулинарная физика и химия, фабрики кушаний (проект создания индустриальных предприятий массового питания), Академия питания (проект организации средних и высших учеб­ных заведений для подготовки специалистов в области массо­вого питания) и др. Д. В. Каншиным предложен термин "обще­ственное питание". Он не ограничивался литературной деятель­ностью, а организовал первую кулинарную школу в России, первые в мире столовые "рационального питания", основал первый научный журнал "Наша пища", опубликовал ряд ста­тей по теории кулинарных процессов, об особенностях нацио­нальных кухонь народов России.

Большую роль в развитии научных основ технологии продуктов общественного питания сыграли вузы, занимающи­еся подготовкой технологов общественного питания.

Назад в пошлое.

Отважные рыцари и прекрасные дамы, мудрые волшебники и сладкоголосые барды — все они хотят... есть. С обывательской точки зрения кухню «Темных веков» принято считать примитивной и невкусной. Действительно, в те времена не существовало кулинарных техникумов. В средневековье умели — и любили! — готовить.

Мойте руки, усаживайтесь поудобнее — мы будем обедать по-средневековому.

Время обедать.

Итак, представьте, что на календаре — дата в промежутке между 500 и 1500 годом. В привычном нам, трехразового питания. Тогда еще не существовало. У простых людей день начинался очень рано. Трудяги не могли уделять много времени завтраку, поэтому ограничивались глотком воды (пива, кто побогаче — вина) и куском хлеба. Обед, принимаемый около полудня, также был скуден: простое питье и легкая закуска, хотя для аристократов понятие «легкая» было весьма условным.

Ужин, проводившийся, в зависимости от конкретного региона и периода средневековья, в очень широком диапазоне времени (от 3 часов дня до полуночи), при наличии финансовых возможностей становился настоящей «обжираловкой». Причем это было не привычное нам «первое-второе-чай», а многократные перемены блюд, когда на стол выставлялись десятки тарелок с самой различной снедью.

Если ужин богачей приходился на праздник, то масштабы пиршества выходили за все разумные пределы. Здесь оживали греческие и римские традиции застолий, благодаря которым гостей с хроническими желудочными болезнями могли выносить из-за стола ногами вперед. В связи с этим некоторые монархи законодательно ограничивали состав и количество кушаний, выносимых к столу во время ужина. Русский обычай подавать по одному блюду за раз пришел в Европу лишь в ХVII веке.

Естественно, церковь относилась к чревоугодию крайне отрицательно. Плотный завтрак считался проявлением плотской слабости, а обильный ужин — аморальным поступком. Однако даже «нормальная» вечерняя трапеза сегодня считалась бы избыточной. Людям, живущим по, фактически, одноразовому режиму питания, приходилось наедаться на сутки вперед.