КНИГИ        регистрация / вход

Успенский собор Московского Кремля

СОДЕРЖАНИЕ: Археологические находки рассказывают, что уже в конце XII века на месте теперешнего собора стояла на самой высокой точке кремлевского холма деревянная церковь.

Дата создания: 1474 г. - 1479 г.

Автор: Аристотель Фиораванти

Местонахождение: Государственный историко-культурный музей-заповедник "Московский Кремль"

Материал, техника: кирпич, белый камень

Археологические находки рассказывают, что уже в конце XII века на месте теперешнего собора стояла на самой высокой точке кремлевского холма деревянная церковь. В конце XIII века первый самостоятельный московский князь Даниил Александрович, сын Александра Невского, заложил на этом месте каменный храм - первое каменное строение Москвы. Все это позволяет высказать предположение, что Успенский собор со дня своего основания стал патрональным храмом города.

В 1326 году, когда глава русской церкви митрополит Петр навсегда перебрался в Москву, князь Иван Калита начал сооружение нового храма по образу и подобию Георгиевского собора в Юрьеве-Польском. На иконе конца XV века "Митрополит Петр с житием", хранящейся сейчас в Успенском соборе, в одном из клейм изображен момент закладки этого небольшого четырех-столпного, трехапсидного храма. По представлению великого князя собор должен был стать и в конце концов стал главным храмом Русского государства. Но через полтораста лет, к 1472 году, строение обветшало, и назрела необходимость в сооружении нового, большего по размерам собора, который своим обликом мог бы соответствовать возросшему могуществу Москвы.

Возведение нового храма поручили мастерам Кривцову и Мышкину. А за образец велено было взять прославленный древний Успенский собор во Владимире, но превзойти его длиной и шириной. Когда новый храм возвели уже почти до сводов, он неожиданно рухнул вечером 20 мая 1474 года. Причин для катастрофы, скорее всего, было несколько - и землетрясение, случившееся в тот момент в Москве, и жидко разведенная известь, и кладка стен без перевязи.

Почти год лежали посреди Кремля развалины, пока не прибыл в Москву приглашенный Иваном III из Италии один из талантливейших архитекторов своего времени Аристотель Фиораванти. После того как рухнувший храм разобрали, архитектор уже в июне 1475 года смог заложить фундамент под новое здание. 15 августа 1479 года новый собор торжественно освятили.

Здание храма для православного христианства было не просто помещением для исполнения обрядов и молений Богу, а как бы обиталищем самого Бога. Храм словно воплощал идею земного неба, в котором пребывал Бог. А так как обряды, проводимые в церкви, были воплощением высших религиозных ценностей, то и архитектура храма и его внутреннее убранство обязаны были соответствовать особой торжественной обстановке. Начав строить собор как главное здание столицы "палатным способом", зодчий все же вынужден был по требованию заказчика соблюсти строгий канон сооружения православного храма. Канон этот был окончательно сформулирован в Византии еще в конце IX века и оттуда перенесен в Россию. Он требовал обязательного пятиглавия и завершения восточной стены полукружиями апсид. Фиораванти выполнил эти условия, сделав небольшое отступление - он прикрыл апсиды с севера и юга, продолжив для этого стены. Величественный Успенский собор вознесся над Соборной площадью и замкнул ее с северной стороны, "як един камень". Со стороны своего южного входа храм смотрелся как огромный монолит.

В интерьере зодчий отказался от традиционных хор, квадратные колонны заменил круглыми, расставив их на равном расстоянии, то есть всячески старался раздвинуть внутреннее пространство, придав ему насколько возможно светский характер. Едва переступив порог огромного гулкого помещения храма, посетитель сразу же оказывался вовлеченным в сложный мир цветовых пятен и световых бликов. Его взгляд скользил снизу вверх, потом снова вниз, вправо, влево. Сегодня только пылкое воображение может помочь представить, как выглядел интерьер собора в прошлом. Летописец отмечал, что люди, впервые приходя в расписанный храм и "видя превеликую церковь и многочудную роспись, воистину мнили себя, как на небесах стоящими".

СКАЧАТЬ ДОКУМЕНТ

Предложения интернет-магазинов

Петербург в русском очерке XIX века

  Издательство: ДЕТГИЗ, 2005 г.  Серия: Школа плюс

Цена: 119 руб.   Купить

Эта книга о Петербурге XIX века. Таким его увидели авторы этих очерков - К.Н. Батюшков, Н.А. Бестужев, А.С.Грибоедов, О.И.Сенковский, В.Ф.Одоевский, Н.В.Гоголь, Ф.В.Григорович, А.И. Герцен, Ф.М. Достоевский, Г.И. Успенский, Вс.В.Крестовский, Н.А.Благовещенский, В.М.Гаршин, А.Н.Бенуа. По ступеням "железного" века идет жизнь города, и современный читатель, вглядываясь в не, многое знает, многому удивится, многое поймет. Ведь создавали эти очерки - при всей разности их талантов - люди, принимавшие судьбу Петербурга близко к сердцу. Составитель М.В. Отрадин.


Русская История в картинах. Выпуск 6. Начало династии Романовых. 1613-1682 гг.

  Издательство: Белый город, 2014 г.  Серия: Галерея русской живописи

Цена: 553 руб.   Купить

В набор вошли репродукции картин, рассказывающие о важнейших событиях русской истории - от Смуты до петровских времен. Читатели узнают о реформах патриарха Никона, воссоединении Украины с Россией и других судьбоносных для страны событиях. В наборе представлены репродукции полотен русских живописцев, посвященных началу династии Романовых. Одни картины увлекут читателей возможностью увидеть еще допетровскую - самобытную и соборную - Россию XVII столетия. Из других они узнают о принятии Соборного уложения 1649 года, о воссоединении Украины с Россией, о деяниях патриарха Никона, его реформах и последующем расколе русской православной церкви. Список полотен: 1. Андрей Рябушкин. Сидение царя Михаила Федоровича с боярами в его государевой комнате. 1893 2. Сергей Иванов. Святейший патриарх. 1908 3. Сергей Иванов. Боярская дума (XVI-XVII века). 1907 4. Сергей Иванов. Земский собор (XVII век). 1907 5. Александр Янов. Приказ в Москве 6. Клавдий Лебедев. Освоение русскими новых земель 7. Григорий Седов. Выбор невесты царем Алексеем Михайловичем. 1882 8. Константин Маковский. Боярский свадебный пир в XVII веке. 1883 9. Вячеслав Шварц. Вешний поезд царицы на богомолье при царе Алексее Михайловиче. 1868 10. Андрей Рябушкин. Московская улица XVII века в праздничный день. 1895 11. Николай Сверчков. Царь Алексей Михайлович с боярами на соколиной охоте близ Москвы. 1873 12. Николай Некрасов. "Соборное уложение" 1649 года 13. Алексей Кившенко. Переяславская рада. 1654 год. Воссоединение Украины. 1880 14. Александр Литовченко. Царь Алексей Михайлович и Никон, архиепископ Новгородский, у гроба чудотворца Филиппа, митрополита Московского. 1886 15. Вячеслав Шварц. Патриарх Никон в Новом Иерусалиме. 1867 16. Сергей Милорадович. Черный собор. Восстание Соловецкого монастыря против новопечатных книг в 1666 году. 1885 17. Сергей Милорадович. Суд над патриархом Никоном. 1906 18. Вячеслав Шварц. Вербное воскресенье в Москве при царе Алексее Михайловиче. Шествие патриарха на осляти. 1865 19. Сергей Милорадович. Путешествие Аввакума по Сибири. 1898 20. Василий Суриков. Боярыня Морозова. 1887 21. Александр Литовченко. Боярыня Морозова 22. Василий Перов. Никита Пустосвят. Спор о вере. 1880-1881 23. Василий Суриков. Степан Разин. 1906 24. Илья Репин. Запорожцы пишут письмо турецкому султану. 1880-1891


Геометрия. 10-11 класс. Практикум по планиметрии и стереометрии. Готовимся к ЕГЭ

Автор(ы): Глазков Юрий Александрович, Зудина Е. А.   Издательство: Интеллект-Центр, 2013 г.  Серия: Готовимся к ЕГЭ

Цена: 93 руб.   Купить

Пособие предназначено для обобщающего повторения курсов планиметрии и стереометрии при подготовке к ЕГЭ. В него включены справочные материалы, рекомендации по осуществлению поиска способов решений задач, многочисленные подробные примеры решений, большое количество задач для самостоятельной работы. Пособие может быть полезно не только учащимся старших классов, но и учителям математики, преподавателям подготовительных курсов, репетиторам, членам приемных комиссий вузов. Авторы пособия - профессор Московского педагогического государственного университета Ю.А. Глазков и преподаватель математики Московского колледжа архитектуры и строительства №7 Е.А. Зудина, имеющие большой опыт подготовки материалов ЕГЭ.

ДОБАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ  [можно без регистрации]
перед публикацией все комментарии рассматриваются модератором сайта - спам опубликован не будет

Ваше имя:

Комментарий

Все материалы в разделе "Культура и искусство"