Смекни!
smekni.com

Царские усадьбы XVII в. и их место в истории русской архитектуры (стр. 4 из 4)

Итак, в XVII в. царские "подмосковные" стали неисчерпаемым источником архитектурных новаций. Новые композиционные и планировочные решения в жилом и церковном зодчестве, новые декоративные ~ в частности, ордерные — формы, новые градостроительные идеи, опробованные в царских усадьбах, достаточно быстро внедрялись в широкую практику благодаря особому авторитету царской власти и самой персоны монарха. Царственный заказчик с наибольшей свободой мог выражать потребности общества в области архитектуры, он имел и наибольший выбор средств (образцов, мастеров) для удовлетворения этих потребностей. В итоге почти все нововведения, отмеченные в данной главе применительно к царским усадьбам, оказались чрезвычайно плодотворными для последующего развития русского зодчества. В этом и заключалась важнейшая роль царского усадебного строительства второй половины XVII в.

Примечания

1. Подробнее см.: Бусева -Давыдова И.Л. О роли заказчика в организации строительного процесса на Руси в XV11 веке // Архитектурное наследство. М., 1988. № 36. С. 43—53.

2. Воронин Н.Н. Очерки по истории русского зодчества XVI—XVII веков. М.; Л., 1934. С. 41.

3. Белокуров С.А. О библиотеке московских государей в XVI столетии. М., 1898. С. 70—75.

4. См.: Микишатьев М.Н. Ранний памятник Петровской эпохи // Проблемы синтеза искусств и архитектуры: Тематический сборник трудов Института им. И.Е. Репина. Л., 1983. Вып. 14, С. 18—25.

5. Белокуров С.А. Указ. соч. С. 35.

6. Забелки И.Е. Домашний быт русского народа в XVI и XVII столетиях. М., 1895. Т. 1. С. 598.

7. Там же. М. 611.

8. См.: Вальденберг В.Е. Древнерусские учения о пределах царской власти: Очерки русской политической литературы от Владимира Святого до конца XVII века. Пг., 1916. С. 352.

9. Русская историческая библиотека. СПб., 1881. Т. 13. С. 396.

10. См.: Подъяпольский С.С. Архитектор Петрок Малой // Памятники русской архитектуры и монументального искусства: Стиль, атрибуции, датировки. М., 1983. С. 46—49.

11. Забелин И.Е. Русское искусство: Черты самобытности в древнерусском зодчестве. М., 1900.

12. Цит. по: Робинсон А.Н. Борьба идеи в русской литературе XVII века. М., 1974. С. 82.

13. Симеон Полоцкий. Вирши. Минск, 1990. С. 243.

14. Цит. по: Робинсон А.Н. Указ. соч. С. 143.

15. Там же. С. 84.

16. Мы придерживаемся традиционной точки зрения по поводу датировки Коломенского дворца (см.: Пиоrnyx H.B. Дворец царя Алексея Михаиловича в селе Коломенском: (К вопросу о времени и объеме строительства) // Коломенское: Материалы и исследования. М., 1992. Вып. 3. С. 56—67.

17. См.: Забелин И.Е. Указ. соч. С. 186-187.

18. Там же. С. 446.

19. История русского искусства. М., 1959. Т. 4. С. 95.

20 Забелин И.Е. Указ. соч. С. 449.

21. См.: Желудков Д.Г. Чертежи Коломенского дворца XVII века как источники по истории его планировки и развития // Коломенское: Материалы и исследования. М., 1993. Вып. 4. С. 139—142.

22. Там же. С. 137-142.

23. Ламанский В. Сборник чертежей Москвы, ее окрестностей и города Пскова XV11 века. СПб.. 1861. С. XXXI11. Мы склонны присоединиться к датировке этого чертежа не ранее чем 1667 г. (см.: Пиотух Н.В. Указ. соч. С. 63).

24. Желудков Д.Г. Указ. соч. С. 127.

25. Забелин И.Е. Указ. соч. С. 611.

26. Тиц А.А. Русское каменное жилое зодчество XVII века. М., 1966. С. 171.

27. Султанов Н.В. Воробьевскии дворец // Древности / Труды Комиссии по сохранению древних памятников Московского архитектурного общества. М., 1909. Т. 3. С. XXXVI—XXXVII.

28. Тиц А.А. Указ. соч. С. 171.

29. Пит. по: 4amuesa Н.С. Покровский собор в Измайлове // Памятники русской архитектуры и монументального искусства: Города, ансамбли, зодчие. М., 1985. С. 76.

30. Там же. С. 78.

31. Подробнее см.: Бусева -Давыдова И.Л. Об истоках композиционного типа "восьмерик на четверике" в русской архитектуре конца XVII в. // Архитектурное наследство. М., 1985. № 33. С. 220—226.

32. Цит. по: Выголов В.П. О развитии ярусных форм в зодчестве конца XVII века // Древнерусское искусство: XVII век. М.. 1964. С. 236.

33. Успенский А. И. Царские иконописцы и живописцы XVII века: Словарь. М., 1910. Т. 2. С. 93.

34. Чиняков А.Г. Архитектурные памятники Измайлова // Архитектурное наследство. М., 1952. № 2. С. 206.

35. Датиева Н.С. Измайлово: Памятники архитектуры XVII—XIX вв. М., 1989. С. 16 (без паг.).

36. Забелин И.Е. Указ. соч. С. 604.

37. Чиняков А.Г. Указ. соч. С. 206.

38. См.: Каулен М.Е. Водовзводная башня (историко-архитектурное исследование) // Коломенское: Материалы и исследования. М., 1991. Вып. 2. С. 82-95.

39. Забелин И.Е. Указ. соч. С. 588.

40. Там же. С. 587.

41. Там же. С. 602.

42. Там же. С. 609.

43. Там же. С. 603.

44 См.: Тиц А.А. Загадки древнерусского чертежа. М., 1978. С. 66—83.

45. См.: Датиева Н.С. Измайлово: Памятники архитектуры XVII—XIX вв. С. 16 (без паг.).

46. Тиц А.А. Загадки древнерусского чертежа. С. 86~88; Датиева Н.С. Измайлово: Памятники архитектуры XVII—XIX вв. С. 4, 5 (без паг.).

47. Тиц А.А. Русское каменное жилое зодчество XVII века. С. 139.

48. Там же. С. 141.